Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 04:27, магистерская работа
Субъективные факторы включают в себя: стиль руководства, принятый в банке; личность самого руководителя; эффективность системы управления (качество управленческих решений, организация работы трудового коллектива и т.п.); социальные отношения в коллективе; морально-нравственную позицию самого работника; возможность реализации своих профессиональных интересов, притязаний и другие. Даже такие факторы, как наличие альтернатив после принятия решения о вступлении в данную организацию, могут оказать влияние на последующий уровень лояльности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...6
1. Теоретические основы исследования лояльности и приверженности персонала……………………………………………………………………………..6
Понятие «лояльность персонала» и «приверженность сотрудников
своей организации»…………………………………………………………...8
1.2. Методы измерения лояльности……………………………………………25
1.3. Гипотетическая модель механизма формирования лояльности………..30
2. Роль механизма формирования лояльности персонала в системе управления персоналом банка……………………………………………………………..…..34
2.1. Особенности банковской деятельности…………………………………..34
2.2. Цели и задачи системы управления персоналом………………………...36
2.3. Исследование лояльности и причин текучести персонала в
коммерческом банке …………………………………………………………….....39
2.4. Анализ итогов исследования удовлетворенности трудом и лояльности персонала…………………………………………………………………………….43
3. Рекомендации по построению эффективного механизма формирования лояльности персонала и снижению текучести кадров……………………………60
3.1. Экспериментальная проверка модели механизма формирования лояльности персонала (модель В.И. Доминяка) ………………………………….60
3. 2. Модель реализации ожиданий и ее влияни на механизм формирования лояльности ………………………………………………………………………….64
3.3. Экономические потери от повышенной текучести персонала………….67
3.4. Рекомендации по снижению уровня текучести кадров………………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………....87
И.Г. Чумарин пишет, что лояльный сотрудник-это сотрудник, добровольно следующий законным правилам и процедурам организации. Мерой лояльности предлагает считать степень этой добровольности [19].
Данный взгляд на лояльность персонала отражает только одну из составляющих определяемого понятия, связанную с профессиональным интересом служб безопасности. Здесь нужно учитывать, что применение жестких и провокационных мер к сотрудникам не будет способствовать росту корпоративной культуры и лояльности персонала, однако, нужно учитывать необходимость обеспечения безопасности.
Второй взгляд на лояльность:
– лояльность как верность, эмоциональная привязанность сотрудника к организации, желание быть её частью и служить на благо её процветания (М.И. Магура, Л. Портер, Я. Браун).
М.И.Магура в совей статье "Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество" говорит о том, что только патриоты, только люди, преданные своей организации, приверженные ее целям, готовы без остатка отдавать свои способности, все свои силы для достижения победы над конкурентами [14].
В книге М.И.Магуры и М.Б.Курбатовой «Современные персонал-технологии» рассматривается такой термин как «организационная приверженность». Авторы рассматривают приверженность как конкурентное преимущество в борьбе за потребителя. Собственно организационная приверженность понимается как "…эмоционально положительное отношение работника к организации, предполагающее готовность разделять ее цели и ценности, а также напряженно трудиться в ее интересах. Организационная приверженность - это психологическое образование, включающее позитивную оценку работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой организации ради ее целей и сохранять свое членство в ней. Отсутствие приверженности выражается в отчуждении работника от организации" [16].
Приверженность работников своей организации является психологическим состоянием, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию. Таким образом, приверженность организации может быть представлена:
Идентификация – это осознание организационных целей как собственных. Она зависит от того, в какой мере люди:
Вовлеченность - это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад как члена организации для достижения ее целей. Вовлеченность предполагает:
В свою очередь лояльность - это эмоциональная привязанность к организации, желание оставаться ее членом. Лояльность по отношению к организации предполагает, что данная работа вызывает у сотрудников:
Уровень приверженности работников и
стоящие за этим установки и трудовые
ценности в значительной мере определяют
степень восприимчивости
Высокий уровень приверженности предполагает готовность работников брать на себя ряд обязательств:
М.И. Магура выделяет следующие отличительные особенности приверженных работников:
Необходимо осознание руководством важности повышения уровня приверженности сотрудников, т.к. низкая приверженность организации характеризуется:
За приверженностью стоят
Приверженность имеет
Под индивидуальными особенностями работников, подразумеваются:
Под основными характеристиками работы
и рабочей среды
Согласно мнению М.И. Магуры и М.Б.Курбатовой, препятствиями на пути формирования приверженности являются:
М.И. Магура и М.Б.Курбатова указывают на необходимость выявления препятствий в конкретной организации, а затем выработки программы действий по повышению уровня приверженности. Отмечается, что для стратегии приверженности характерным является предоставление персоналу возможности участия в решении проблем предприятия, обучения и переобучения.
Предлагается модель повышения приверженности по шагам (рис 1.2).
Рисунок 1.2. Пошаговая модель повышения приверженности организации
В данном случае можно рассматривать лояльность в предложенном контексте, или как приверженность в целом [16].
В другой статье М.И.Магура определяет лояльность как готовность всегда отстаивать интересы организации. Он пишет, что патриотизм по отношению к своей организации складывается их трех составляющих:
Эти факторы могут проявляться у всех по-разному. Соответственно и сама приверженность по отношению к организации может быть трех типов (рис. 1.3).
Рисунок 1.3. Приверженность по отношению к организации
«Истинной», проявляющаяся в максимальном проявлении всех указанных элементов без выдвижения особых условий по отношению к организации
«Прагматической», в основе которой лежит стремление работника взвешивать и сравнивать то, что он дает организации и что получает взамен.
«Вынужденной», в ее основе лежит отсутствие у работника возможности найти другую работу [15].
Хочется отметить, что приверженность
сотрудников организации не принадлежит
на 100% их личному вкладу и особенностям,
очень важными являются условия
и взаимоотношения между
Рассмотрим классификацию преимуществ лояльного поведения сотрудника (рис 1.4).
Рисунок 1.4. Преимущества лояльного поведения персонала
1. Высокая сознательность.
Одним из плюсов лояльности персонала
является то, что лояльный сотрудник всегда
более сознателен, чем не лояльный. Такой
сотрудник соблюдает правила, принятые
в компании, не из-за страха наказаний,
а потому, что "просто так надо". Он
следует политики компании, ее корпоративной
культуре и системе ценностей. Лояльный
сотрудник менее склонен к использованию
ресурсов компании в личных целях. Лояльный
сотрудник не пойдет на нарушение правил.
Он не ворует, даже если для этого у него
есть возможность. Но главное в том, что
лояльный сотрудник может остановить
другого, нарушающего правила. Таким образом,
лояльный сотрудник не только не нуждается
в контроле, но и сам часто выступает в
качестве контролера. Лояльный сотрудник
всегда честен по отношению своей компании.
Лояльный сотрудник зачастую ставит задачи
компании выше своих личных.
2. Высокая работоспособность. Лояльность
влияет на работоспособность сотрудников.
Это объясняется тем, что сотруднику нравится
работа, она его полностью устраивает,
его удовлетворяют условия труда. Он все
свои силы отдает любимой работе. Часто
не отдых, а сама работа является для лояльного
сотрудника источником новых сил. Лояльный
сотрудник находит время не только выполнить
свою работу, но и помочь новичку, посоветовать,
поделиться опытом. Такому сотруднику
не жалко делиться своим опытом, своей
компании он готов отдать все. У него появляются
новые идеи об улучшении различных аспектов
выполнения своей работы, так как, даже
отдыхая, лояльный сотрудник часто мысленно
возвращается к своей работе, решает различные
служебные задачи.
3. Высокая эффективность труда. Лояльный
сотрудник эффективно использует доступные
ему ресурсы: собственное рабочее время,
инструменты, материалы и т.д. Он заинтересован
наращивать свою эффективность, как минимум
поддерживать ее на уровне, который требуется
компании. Это обуславливает стремление
к самообразованию. Лояльному сотруднику
интересно, как можно выполнить работу
с меньшими затратами, с лучшим результатом,
с большей прибылью. Лояльный сотрудник
скорее заметит новую книгу, новую технологию,
новые подходы, и проявит желание познакомиться
с ними ближе. Высокая эффективность труда
такого сотрудника объясняется тем, что
он очень сильно ощущает свою принадлежность
к компании и, следовательно, всегда стремится
сделать свою работу наилучшим образом.
4. Высокая заинтересованность в результате.
Сотрудник с высоким уровнем лояльности
всегда заинтересован в достижении результата.
Ему может нравиться процесс, он может
быть им увлечен и захвачен, но он всегда
помнит: ради достижения каких результатов
компания взяла его на работу. Будучи ориентированным
на результат лояльный сотрудник ищет
оптимальные и самые короткие пути к нему.
Лояльный сотрудник ощущает чувство гордости
и причастности к ее достижениям и результатам.
5. Высокая инициативность. Лояльный
сотрудник инициативен, он не ждет, пока
руководитель спросит его о рацпредложениях,
а, наблюдая рабочие процессы на своем
месте, формирует и доводит до руководства
мысли о том, как можно улучшить работу
и свою лично, и своих коллег. Потребность
проявлять инициативу, совершенствовать
свою работу на благо компании является
неотъемлемой частью лояльности.
6. Высокий уровень энтузиазма. Сотрудник
с высоким уровнем лояльности – энтузиаст
своего дела. Он работает не только за
деньги. Получая удовлетворение от работы,
лояльный сотрудник повышает свой уровень
энтузиазма. В тяжелые дни, которые бывают
в каждой компании, энтузиазм лояльных
сотрудников позволят преодолеть трудности
и вернуться в нормальный рабочий ритм.
Порой именно энтузиазм лояльных сотрудников
– это единственный ресурс компании, который
позволяет ей выбраться из тяжелого положения
и снова стать привлекательной и прибыльной.
7. Высокий уровень готовности к жертвам.
Лояльный сотрудник готов на многое. В
первую очередь он жертвует собственным
временем, делая больше, чем менее лояльные
коллеги. При этом часто дополнительное
время, которое лояльный сотрудник проводит
на работе, не оплачивается дополнительно.
Такой сотрудник может смириться с временным
ухудшением условий труда и оплаты, зная,
что он нужен компании, ощущая принадлежность
к этой компании. Лояльный сотрудник принимает
правила, имеющиеся в компании, как данность
и не оспаривает их, не сомневается, не
пытается перестроить компанию под себя.
Он откажется от предложения конкурирующей
компании, его почти невозможно переманить.
8. Высокий уровень надежности. Лояльный
сотрудник не склонен к переходу в другую
компанию, чтобы ему не предлагали, следовательно,
при наличии таких сотрудников организация
снижает риск утечки конфиденциальной
информации, потери клиентской базы, намеренного
причинения вреда компании.
К критериям
лояльности сотрудника компании автор
статьи «Технологии формирования управленческой
команды»; относит:
- следование политике компании;
- корпоративной культуры и системы ценностей;
- отсутствие негативного позиционирования
компании в неформальном и формальном
общении;