Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
Заключение ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
менеджмент качества образовательной
деятельности в учреждениях высшего
образования
Курсовая работа
Исполнитель:
студентка группы Ф-34У
Научный руководитель:
к. ф.-м. наук, доцент
Реферат
Курсовая работа страниц, таблиц, рисунка, источников.
Ключевые слова: менеджмент качества, развитие образования, качество образования, стандарт, управление качеством, функции управления, документы СМК.
Объект исследования: система менеджмента качества в
учреждениях высшего образования.
Предмет исследования: методы внедрения менеджмента качества образовательной деятельности в учреждения высшего образования.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Цель курсовой работы: изучение общих принципов и методологии разработки и внедрения СМК в учреждения высшего образования в соответствии с СТБ ISO 9001-2009.
В рамках курсовой работы выполнен анализ качества образования в высших учреждениях образования, рассмотрен и проанализирован проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании». Раскрыты основные понятия «качество образования», «стандарт», «система менеджмента качества». Рассмотрены принципы разработки стандарта, факторы формирования качества образования, этапы оценки качества образования, функции управления, структура и ресурсы СМК.
Выводы: Показано, что экологическое образование
и воспитание школьников в процессе обучения
физике связано, прежде всего, с формированием
у них представлений о целостности природы,
взаимосвязи протекающих в ней явлений
и их причинной обусловленности, о взаимодействии
человека и природы. Изучая курс физики,
ученики должны получить четкое представление
о взаимосвязи общества и природы, о значении
атмосферы для существования жизни на
Земле, о главных источниках ее загрязнения,
влиянии этих загрязнений на окружающую
среду и жизненные процессы, Сделать это
можно, не расширяя и не перегружая программу,
а акцентируя внимание учеников на проблемах
экологии тесно связанных с учебным материалом,
и организуя соответствующую внеклассную
работу.
Содержание
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
Заключение …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
Система менеджмента качества–это
Система менеджмента качества призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и ориентировать это качество на требования и ожидания потребителей. При этом главная задача СМК - не контроль результата «на выходе», а создание модели управления, которая позволит предотвращать появление ошибок, приводящих к снижению качества образовательных услуг.
Причиной ошибок всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо описать (формализовать) правильные действия и разработать инструкции по выполнению правильных действий и их контролю.
Цель
работы предопределила постановку и решение
следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы
управления качеством образования в учреждениях
высшего образования.
2. Рассмотреть актуальные
3. Обобщить данные анализа и представить
собственные выводы по заявленной проблематике.
В качестве
предмета исследования рассматривался
широкий круг вопросов, затрагивающий
различные организационные и технологические
аспекты управления качеством в современном
образовательном процессе.
Объект исследования - управление качеством
образования в учреждениях высшего образования.
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На рубеже XX-XXI веков в странах Европы стала крайне актуальной проблема качества образования. В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его приращения все возрастающими темпами, во всех странах идет реформирование высшей школы, основными направлениями которого являются:
- непрерывность,
- диверсификация,
- фундаментализация,
- гуманитаризация,
- демократизация,
- гуманизация,
- интегрированность в единое образовательное пространство.
Процесс формирования Европейского пространства высшего образования проходил в несколько этапов.
Первым шагом стало создание Европейской комиссии, которая в 1987 году учредила программу ERASMUS. И хотя в ней смогла принять участие лишь небольшая часть студентов, она послужила поддержкой тем преподавателям, которые уже в то время стремились наладить связи между европей-скими университетами.
Вторым шагом, движущей силой которого вновь стала Европейская комиссия, предложившая т. н. институциональные контракты, стало вовлечение вузов в процессы мобильности студентов.
В 1997 году в Лиссабоне на заседании Европейского Совета была подписана Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе и сформулирована новая «Стратегическая задача на грядущее десятилетие: [построение] наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономической системы мира, способной к устойчивому экономическому росту, увеличению числа рабочих мест и социальной сплоченности». Среди прочего конвенция включает в себя следующие положения:
- обладатели квалификаций, присвоенных одной страной, имеют право на доступ к оценке этих квалификаций в другой стране;
- каждая страна должна признать квалификации, выданные в другой стране, аналогичными соответствующим квалификациям ее собственной системы, за исключением тех случаев, когда доказано наличие существенных различий (чаще всего не признаются дипломы о юридическом, медицинском и военном образовании, признание квалификаций высшей школы, присвоенных в другой стране, дает возможность доступа к дальнейшему обучению в системе высшего образования);
- право использования ученой степени;
- право на получение работы по специальности;
- каждая страна обязана предоставлять информацию об институтах;
- учредить государственный информационный центр с целью консультирования заинтересованных лиц по вопросам признания зарубежных квалификаций;
- стимулировать свои вузы выдавать студентам Приложение к диплому, которое представляет собой доступное описание квалификации и облегчает ее признание.
Географически действие Лиссабонской конвенции не ограничивается Европейским континентом, фактически включая в себя все страны, где реализуется европейский тип образования.
Следует отметить, что в соответствии с установленной процедурой конвенция вступила в силу только в 1999 году, после того, как первые пять стран официально приняли на себя обязательства по ее выполнению. По состоянию на апрель 2004 г конвенцию ратифицировали 38 стран и подписали еще 10. Республика Беларусь также присоединилась к Конвенции в соответствии с указом президента от 4 января 2002 года.
Следующим шагом по формированию общеевропейского образовательного пространства стала встреча четырех министров образования (Франции, Германии, Италии и Великобритании) в Сорбонском университете (Париж) в 1998 г, в результате которой 25 мая 1998 г была подписана Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования. В документе подчеркивалась необходимость создания и укрепления интеллектуальных, культурных, социальных и технических основ сотрудничества в сфере образования между странами континента; заявлялось о том, что «Европа находится на этапе больших изменений в сфере образования и требованиях рынка труда, побуждающих к диверсификации учебных программ и переходу к пожизненным формам образования». В ходе этой встречи также было высказано предложение о необходимости «создания системы образования с двумя основными циклами, дипломным и последипломными, которая соответствовала бы международным эквивалентам и требованию большей сопоставимости».
Эта идея нашла отражение и в Декларации о Европейском регионе высшего образования, подписанной в Болонье (Италия) 19 июня 1999 г. Она предполагает достижение к концу первого десятилетия XXI века следующих целей:
В конце марта 2001 г. в испанском городе Саламанка состоялся Форум, собравший более 600 представителей европейских вузов. Его участники высказались за дальнейшее развитие принципов Болонской декларации и выработали рекомендации предстоявшему совещанию министров образования в Праге. Кроме того, было принято решение о слиянии двух организаций: Ассоциации европейских университетов и Конфедерации конференций ректоров стран Европейского союза в новую организацию - Ассоциацию европейских университетов [EUA], членами которой стали около 600 университетов в 45 странах Европы.
На состоявшемся 17-18 мая 2001 г в Праге совещании министров образования были приняты к реализации практически все основные рекомендации, выработанные в Саламанке. На нем также прозвучали пожелания повышать роль пожизненного образования и развивать его во всех формах, а также способствовать развитию межвузовского сотрудничества, ведущего к двойным дипломам.
6 июня 2001 г. в Риге на второй встрече Комитета Лиссабонской конвенции о признании создается Кодекс позитивной практики при предоставлении транснационального образования ЮНЕСКО-СЕПЕС и Совета Европы, который, среди прочего, гласит, что «академическое качество и стандарты транснациональных образовательных программ должны соответствовать стандартам институтов, присвоивших квалификацию и институтов принимающей стороны». При этом, «институты, присваивающие квалификацию, несут ответственность за присвоение квалификаций транснациональных учебных программ».
Состоявшееся затем в сентябре 2003 года в Берлине совещание министров образования европейских стран расширило и дополнило спектр задач по созданию европейского общеобразовательного пространства.