Методы оценки обоснованности управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что от правильно принятого решения зависит успех деятельности и эффективность работы компании, и оценка обоснованности этого решения играет немаловажную роль. Таким образом, цель данной курсовой работы – проанализировать существующие методы оценки управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи: Ознакомиться с понятием «управленческое решение»; Проклассифицировать управленческие решения; Рассмотреть процесс принятия решений;
Изучить методы принятия управленческих решений; Исследовать критерии эффективности управленческого решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 5
1.1. Управленческое решение: сущность, виды 5
1.2. Этапы принятия управленческих решений 9
1.3. Методы принятия управленческих решений 14
2. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 20
2.1. Критерии оценки управленческого решения 20
2.2. Методы оценки управленческих решений 24
2.3. Методы оценки обоснованности управленческого решения 30
3. Особенности реализации управленческих решений на предприятии «Беларуськалий» 34
3.1. Процесс управления на примере предприятия «Беларуськалий» 34
3.2 Возможные решения проблемы повышения эффективности решений 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсачок мой.docx

— 89.97 Кб (Скачать файл)

2. Выявление ограничений и определение  альтернатив.

Второй этап состоит в том, чтобы  найти возможные альтернативные решения проблемы. Обычно это не вызывает особых трудностей, если вы глубоко  вникли в суть дела. После сделанных  попыток выявления реальной проблемы, у вас, вероятно, сложится представление о возможных ее решениях. Другим способом поиска альтернатив может быть «мозговая атака», предпринятая вами либо самостоятельно, либо с участием других. При «мозговой атаке» дайте волю воображению и запишите любое пришедшее в голову решение, сколь бы глупым, диким или невероятным оно ни казалось. В это время критика запрещена. Просто записывайте все эти идеи. Другой подход, о котором, правда, легче говорить, чем выполнить, в том, чтобы графически изобразить все логические возможности. Очень важно для этого письменно зафиксировать каждую альтернативу, с тем, чтобы затем вы могли их изучить. Именно на этом этапе большинство авторов советуют собрать все факты. Единственный недостаток этого совета состоит в том, что если строго ему следовать, то вы выявите очень мало альтернативных решений, так как крайне редко будете иметь достаточно времени, чтобы собрать все факты. Поэтому лучше всего собрать как можно больше фактов за то время, которым вы располагаете. [8, с. 77]

 

 

3. Выбор лучшей альтернативы  или альтернатив.

Составив перечень альтернатив, вы фактически располагаете в их числе  решением проблемы. Однако вы еще не знаете, какую альтернативу или альтернативы выбрать, пока не оцените каждую. Для  оценки альтернатив имеются различные  способы. Наиболее распространенный —  интуиция, т. е. выбор альтернативы, которая в данный момент кажется  наилучшей. Однако она может оказаться  и плохой. Иногда интуиция подводит управляющих (абсолютно надежного  метода выбора наилучших альтернатив  не существует). Однако хорошие управляющие обладают обычно развитой интуицией и предлагают, как правило, довольно удачные решения, Второй способ выбора альтернатив состоит в оценке и сопоставлении (взвешивании) последствий. Например, вы думаете: одеть ли на работу плащ? Предположим, вы наденете плащ, а дождя не будет. Следствие — небольшие неудобства. Если же вы не надели плащ, и будет дождь, то к чему это приведет? Во-первых, вы промокнете, что нежелательно, так как рискуете заболеть, и тогда вам придется тратить деньги на визит к врачу и покупку лекарств. Далее, вы можете проболеть несколько рабочих дней. Наконец, во время болезни у вас будет плохое настроение. Поэтому вы решаете взять плащ. В итоге, оценивая альтернативы, обязательно задайте вопрос: «Каковы возможные последствия этого действия?» Помните поговорку «Осторожность — мать мудрости». Не следует руководствоваться принципом «Все или ничего», когда, погнавшись за многим, можно потерять все. Убедите себя, что лучшей альтернативы нет, и переходите к следующему этапу,

4. Реализация решения.

Как бы хороша ни была выбранная вами альтернатива, она не приведет к  результату, пока не пройдет испытания  делом. Не совершите ошибки и не проводите  ее немедленно в жизнь. Сначала обдумайте  возможные последствия внедрения для других. Затем попытайтесь убедить других правильности своего решения или хотя бы добиться их молчаливого согласия. Если все же выбранная альтернатива покажется вам неудовлетворительной, обсудите проблему со своим начальником. Расскажите ему, что вы наморены сделать почему. Если он согласится, вам не потребуется ничего объяснять в будущем, если он будет недоволен результатом, если он не согласится, вы поставьте его перед необходимостью самому предложить решение, что формально снимет с вас ответственность за последствия его реализации. Часто начальник, который, возможно располагает большим опытом и знаниями по данному вопросу, сможет предложить альтернативу, которую вы не заметили. Конечно, не следует обращаться по каждому поводу к своему начальнику, с тем, чтобы он все решал за вас. Иногда, даже если ваше решение не идеально, имеет смысл действовать самому. [8, с. 80]

5. Проверка результата.

После внедрения решения в практику полезно проверить результат. Причины  могут быть следующими:

  • Если решение хорошее, вы будете знать, что делать, когда вновь
  • столкнетесь с подобной ситуацией.
  • Если решение плохое, выбудете знать, что не следует делать в следующий раз.
  • Если решение плохое, и вы вскоре после его внедрения приступили к проверке его последствий, иногда можно исправить положение.

  На практике хорошие управляющие пытаются составлять несколько запасных планов на случай непредвиденных обстоятельств. Автостроители, например, оснащают легковые машины аварийными тормозами, а грузовики - запасными шинами. Смысл в том, чтобы внести в ваше решение фактор надежности. Постарайтесь иметь запасной план, которым при необходимости можно было бы воспользоваться на стадии проверки результатов.

1.3. Методы принятия управленческих  решений

 

Под способом или методом принятия решений понимается специфический технологический процесс – процесс формирования в сознании менеджера измененного по сравнению с моментом принятия решения и реально достижимого через конкретные действия состояния возглавляемой менеджером организации и те средства, которые были использованы при формировании в сознании менеджера такого измененного состояния. Естественно, менеджер, практическая управленческая деятельность которого состоит из решений и действий, должен в совершенстве овладеть именно технологией принятия управленческих решений. В основе используемых практикующими менеджерами технологий могут лежать его собственный житейский опыт, связанный со знанием окружающего мира и закономерностей, лежащих в основе его функционирования, а также его собственные эмоции, ощущения, его профессионально-образовательный уровень, степень знакомства с накопленным другими практикующими менеджерами опытом, если он, конечно, восприимчив к чужому опыту. Таким образом, можно сделать вывод, что менеджер должен использовать различные способы и методы при принятии управленческих решений, которые позволяют достичь поставленной цели. Можно выделить следующие методы принятия управленческих решений:

− спонтанный метод;

− интуитивный метод;

− метод суждений;

− бинарный метод;

− метод многовариантности;

− поисковый метод. [5, с. 17]

Спонтанный метод базируется на эмоциях самого менеджера. Эмоции, как  известно, плохой помощник. Особенно этот тезис касается делового человека. Находясь под сильным воздействием эмоций, невозможно принять эффективное  решение, поскольку перевес всегда будет на стороне действительно эмоций, а не разума. Эмоциональные решения – не самые продуманные, их следует избегать. Как правило, это решения поспешные, непродуманные, о которых впоследствии можно сожалеть. В этой связи необходимо обратить внимание на абсолютно полярное значение таких категорий, как эмоциональное состояние, эмоции.

Интуитивный метод принятия управленческих решений базируется на ощущениях  и относится к весьма специфическим  методам принятия решений. Ощущения являются весьма личностными, субъективными, малопонятными и малоприемлемыми для сторонних наблюдателей. Эффективными такие решения могут быть у людей с врожденной интуицией. Психологи трактуют интуицию как вполне конкретное понятие, вкладывая определенное содержание в этот феномен. Интуиция – утверждают они – есть знание плюс опыт, возбуждающиеся в сознании человека в нужный момент. Также под интуицией понимают субъективную способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей. [5, с. 20]

В управленческой практике менеджер сталкивается с ситуациями, применительно  к которым невозможно использовать рациональный метод, т.е. метод основанный на использовании жесткой логики, – такие ситуации этого и не требуют. Бессмысленной и бесполезной применительно к таким ситуациям относится и возможность использования спонтанного и интуитивного методов принятия решений. Эти ситуации требуют от менеджера простых рассуждений, простого анализа, базирующегося на учете факторов, лежащих в основе и конструирующих такую ситуацию. При этом рассуждения базируются не на выявлении логических взаимосвязей и осуществлении логических умозаключений, а на учете собственных знаний или индивидуально накопленного опыта.

Бинарный метод принятия решений – это действие, основанное на анализе двух альтернатив, каждая из которых характеризуется высокой степенью неопределенности и риска и вынужденностью выбора в пользу одной из имеющихся альтернатив. Метод принятия бинарного решения чаще всего отражает неестественное представление (отражение) в сознании менеджера возникшей ситуации.

Обращение к поисковому методу принятия решений (инновационному решению) означает для менеджера переключение с рационального на творческое мышление, поскольку инновационное peшение предполагает отсутствие готовых альтернатив, служащих основой выбора при рациональных методах принятия решений. Инновационное решение означает «озарение» менеджера, осуществление им открытия, поскольку такие менеджеры оказываются в ситуации, когда они вынуждены выработать новые, более эффективные пути разрешения возникшей проблемы или достижения результата. Чаще всего процедура принятия инновационного решения базируется на использовании метода оптимизации критериев (МОК). [5, с.23]

Для принятия оптимальных решений  применяются следующие методы:

  • платежная матрица;
  • дерево решений;
  • методы прогнозирования.

Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов.

Дерево решений – метод науки  управления – схематичное представление  проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления  действий из имеющихся вариантов.

Методы прогнозирования – метод, в котором используется как накопленный  в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. [5, с.27]

Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при  принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов  и методики выбора оптимальных решений  руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части  неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит  в том, что принимаются они  оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку  интуиция иногда может подвести менеджера. [6,с. 204]

 Коллективные методы обсуждения  и принятия решений. Основным  моментом в процессе коллективной  работы над реализацией управленческих  решений является определение  круга лиц, участников данной  процедуры. Чаще всего это временный  коллектив, в состав которого  включаются, как правило, и руководители  и исполнители. Главными критериями  формирования такой группы являются  компетентность, способность решать  творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Если предстоит решение сложной  проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения  определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" - это создание обстановки, максимально благоприятной  для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается  опровергать или критиковать  идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных  решений путем обработки (с помощью  ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование - используются линейные зависимости;

б) динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;

в) вероятностные и статистические модели - реализуются в методах  теории массового обслуживания;

г) теорию игр - моделирование  таких ситуаций, принятие решения  в которых должно учитывать не совпадение интересов различных подразделений;

д) имитационные модели - позволяют  экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним. [6, с. 207]  

2. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ

 

2.1. Критерии оценки управленческого  решения

 

Эффективность управленческих решений  определяется действием множества  факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях  процесса разработки и реализации решений. Но в целом можно считать, что основными из них являются: компетентность и опыт работы принимающего решения; степень информированности менеджера; уровень коллегиальности в процессе разработки решения; факторы, удельный вес контролируемых решений; степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации; мотивация исполнителей; характер и степень ответственности руководителей за результаты решения. [5, с. 38]

Эффективность, конечный результат  управленческой деятельности во многом обусловлены качеством принимаемых  решений, так как они определяют стратегию и тактику управляющего воздействия, разрабатывает процесс  реализации (исполнения) принятых решений. Лучшим можно считать решение, в  процессе выполнения которого будет  минимальное число корректировок. В свою очередь потребность в коррекции решений будет меньшей, если они тщательно подготовлены, если максимально большое число возможных ситуаций окажутся прогнозируемыми и найдут отражение в подготовке вариантов решения. Все это требует соблюдения ряда определенных организационно-технологических требований (условий), к числу которых относятся: сбалансированность обязанностей и прав руководителей при принятии управленческих решений; единство распорядительства; непротиворечивость, строгая согласованность решений; конкретность решений; полномочность решений; своевременность решений; гибкость, подвижность решений.

Информация о работе Методы оценки обоснованности управленческого решения