Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации; - рассмотреть существующие теории мотивации в менеджменте; - рассмотреть методы стимулирования; - дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала в организации………………………………………..……
5
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...
5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации……………… 12
1.3 Методы стимулирования персонала……………………………..…… 24
2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………
31
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»……………… 31
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»………………... 42
3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..
58
Заключение………………………………………………………………..... 71
Список использованных источников и литературы……………………… 74
Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….
78
Приложение 2 (обязательное) Анкета ……………...……………………. 90
Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………
93
Таким образом,
среднесписочная численность
Однако число руководителей в 2011 году увеличилось на 2 человека, то есть на 33 процента. Это связано с тем, что Централизованная бухгалтерия отдела образования Чемальского района была разделена и перемещена в крупные школы района. Количество учителей ежегодно снижается в 2011 году на 3 человека, в 2012 на 1 человека. Изменение количества других преподавателей в школе незначительно. Персонал детского сада за период 2010-2012 год снизился на 7 человек. Учебно-воспитательный персонал в 2010 году был равен двум, в 2011 году – один, а в 2012 году три человека. Обслуживающий персонал в целом за период снизился на 10 человек. Итак, среднесписочная численность МОУ «Эликманарской СОШ» резко снижается, а именно наблюдается текучесть обслуживающего персонала, что является отрицательным моментом.
Затем необходимо изучить структуру персонала по возрасту, уровню образования, квалификации и стажу за 3 года (таблицы 5 – 8).
Таблица 5 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по возрасту 2010-2012 гг.
Группы работников по возрасту, лет |
Численность работников на конец, чел |
Удельный вес, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Моложе 25 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4,6 |
3,9 |
25 – 35 |
18 |
17 |
15 |
18,2 |
19,5 |
18,5 |
35 и старше |
77 |
66 |
63 |
77,8 |
75,9 |
77,6 |
Из них пенсионеров |
10 |
9 |
8 |
10,1 |
10,3 |
9,9 |
Средний возраст работников организации, лет |
35 и старше |
35 и старше |
35 и старше |
- |
- |
- |
Итого |
99 |
87 |
81 |
100 |
100 |
100 |
Итак, в 2010 году удельный вес работников по возрасту моложе 25 лет равен 4 %, от 25-35 лет - 18,2 %, наибольшую долю по возрасту занимают работники 35 и старше лет, а именно 77,8 %, из них пенсионеров 10,1 %. В 2011 году наименьшую долю занимает персонал моложе 25 лет, который составляет 4,6 %, потом персонал от 25-35 лет – 19,5 %, и наибольший удельный вес у работников от 35 и старше равного 75,9 %. Удельный вес пенсионеров в этом году 10,3 %, то есть 9 человек. В 2012 году число молодых работников менее 25 лет уменьшилось, удельный вес стал равен 3,9 %. Процент персонала от 25-35 лет равен 18,5 %, так же уменьшился. Доля работников от 35 лет и старше - 77,6 %, из них пенсионеров 9,9 %, то есть 8 человек. Средний возраст персонала в организации равен от 35 лет и старше, так как нет молодых специалистов в организации, что может привести к негативным последствиям, так как происходит старение профессии «учитель».
Таблица 6 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по стажу работы за 2010-2012 гг.
Группы работников по стажу работы, лет |
Численность работников на конец, чел |
Удельный вес, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
До 5 |
9 |
6 |
7 |
9,1 |
6,9 |
8,6 |
5 - 10 |
16 |
15 |
11 |
16,2 |
17,2 |
13,6 |
10 -20 |
31 |
27 |
26 |
31,3 |
31,1 |
32,1 |
свыше 20 |
43 |
39 |
37 |
43,4 |
44,8 |
45,7 |
Итого |
99 |
87 |
81 |
100 |
100 |
100 |
Из данной таблицы, можно сделать вывод, что в 2010 году доля работников по стажу до 5 лет составляет 9,1 %, от до 10 лет - 16, 2 %, от 10 до 20 лет равна 31,3 %, а удельный вес персонала по стажу свыше 20 лет равен 43, 4 %. В 2011 году процент персонала со стажем до 5 лет стал равен 6,9 %, со стажем 5-10 лет – 17,2 %, со стажем 10-20 лет равен 31,1 % и доля работников по стажу работы свыше 20 лет 44,8 %. В 2012 году численность работников со стажем до 5 лет увеличилась по сравнению с 2011 году, их доля равна 8,6 %. Персонал со стажем от 5 до 10 лет резко уменьшился, его доля стала равна 13,6 %. 32,1 – удельный вес персонала со стажем от 10 до 20 лет. Количество работников со стажем свыше 20 лет уменьшилось, а доля увеличилась и составляет 45,7 %. То есть основную долю занимают работники со стажем более 20 лет.
Таблица 7 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по уровню образования 2010-2012 гг.
Группы работников по уровню образования |
Численность работников на конец, чел |
Удельный вес, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Среднее общее образование |
16 |
15 |
13 |
23,9 |
22,7 |
20,3 |
Начальное профессиональное образование |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Среднее специальное образование |
24 |
23 |
23 |
35,8 |
34,8 |
35,9 |
Незаконченное высшее образование |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Высшее образование |
27 |
28 |
28 |
40,3 |
42,4 |
43,8 |
Итого |
67 |
66 |
64 |
100 |
100 |
100 |
Из приведенной таблицы 7 видно, что в 2010 году численность работников имеющих среднее общее образование составляло 16 человек, то есть 23,9 %, среднее специальное образование имеют 24 работника, что составляет 35,8 %, а высшее образование имеют 27 человек (40,3 %). В 2011 году количество персонала имеющего среднее общее образование уменьшилось на одного, их доля стала равна 22,7 %; число работников обладающих средне специальным образованием так же уменьшилось на одного, а численность работников с высшим образованием увеличилась на одного, их доля составила 42,4 %. В 2012 году доля среднего общего образования снизилась и составила 20,3 %. Количество работников со средне специальным образованием осталось неизменным, но доля возросла и стала равна 35, 9 %. Число работников с высшим образованием так же осталось неизменным, а доля стала равна 43, 8 %. Основная доля работников имеет высшее образование, что является положительным моментом.
Таблица 8 - Структура персонала МОУ «Эликманарская СОШ» по квалификации 2010-2012 гг.
Группы работников по квалификации |
Численность работников на конец, чел |
Удельный вес, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Высшей категории |
1 |
2 |
2 |
1 |
2,3 |
2,4 |
Первой категории |
15 |
14 |
16 |
15,2 |
18,3 |
19,8 |
Второй категории |
6 |
7 |
6 |
6,1 |
6,9 |
7,4 |
Не имеют категории |
77 |
64 |
57 |
77,7 |
73,6 |
70,4 |
Итого |
99 |
87 |
81 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, в 2010 году был 1 работник высшей категории, первой категории 15 человек (15,2 %), второй категории – 6 человек (6,1 %) и не имеют категории 77 работников (77,7 процента). В 2011 году стало 2 работника высшей категории, то есть 2,3 %. Первой категории персонал уменьшился на одного человека, доля стала составлять 18,3 %. Доля работников второй категории стала равна 6,9 %, и их число увеличилось на 1 работника. Количество человек, не имеющих категории, уменьшилось до 64, а удельный вес стал равен 73,4 %. В 2012 число работников с вышей категорией осталось неизменным., а с первой категорией увеличилось на два человека, и доля стала составлять 19,8 %. Число работников со второй категорией снова уменьшилось до 6 человек, доля равна 7,4 %. В этом году персонал, который не имеет категории, уменьшился до 57 человек и их удельный вес стал составлять 70,4 %. Таким образом, основная часть работников не имеет категории.
Следующий показатель - это уровень оплаты труда персонала в организации (таблица 9).
Талица 9 – Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года
Средняя заработная плата, руб. |
2010 |
2011 |
2012 |
Абсолютное изменение, руб. |
Относительные изменения,% | ||
2011 г. к 2010 |
2012 г. к 2011 |
2011 г. к 2010 |
2012 г. к 2011 | ||||
Руководители |
20977,4 |
20745,3 |
25440,4 |
-232,1 |
4695,1 |
98,9 |
122,6 |
Преподаватели |
9111,3 |
11315,8 |
14056,9 |
2204,5 |
2741,1 |
124,2 |
124,2 |
Обслуживающий персонал |
5690,5 |
6413,9 |
8465,3 |
723,4 |
2051,4 |
112,7 |
131,9 |
Детский сад: |
|||||||
Воспитатели |
5367,5 |
6547,1 |
8119,1 |
1179,6 |
1572 |
120,6 |
124,01 |
Обслуживающий персонал |
5185,4 |
6138,3 |
9425,2 |
952,9 |
3286,9 |
118,4 |
153,5 |
Итого |
46332,1 |
51160,4 |
65506,9 |
4828,3 |
14346,5 |
110,4 |
128,04 |
Итак, из данной таблицы 9 видно, что средняя заработная плата руководителей в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 232,1 рубля, но к 2012 году возросла на 4695,1 рубля, что составляет 22,6 %. Средняя заработная плата преподавателей в школе с каждым годом возрастает в среднем на 24 %. У обслуживающего персонала средняя заработная плата резко возросла в 2012 году на 2051,4 рубль, то есть на 31,9 %. Средняя заработная плата воспитателей в детском саду увеличивается ежегодно, в среднем на 20-24 %. У обслуживающего персонала в детском саду заработная плата резко возросла в 2012 году на 3286,9 рубля, то есть на 53,5 %. В целом можно сказать, что заработная плата растет с каждым годом.
Для изучении мотивации в организации необходимо рассмотреть методы, используемые для стимулирования. Система мотивации в данной организации подразделяется на моральное и материальное стимулирование.
Система материального симулирования включает в себя заработную плату и премирование, материальная помощь. Заработная плата работников общеобразовательного учреждения складывается из базовой части (80 %) и стимулирующей (20 %). При переходе образовательного учреждения на систему оплаты труда, где должностной оклад определяется исходя из количество проведенных часов и численности, обучающихся в классе (человека-час), заработная плата учителей начальных классов стала почти в два раза выше, чем у преподавателей-предметников, так как в старших классах количество учащихся меньше, чем в начальных (обучающиеся уходят после 9 классов). Для того чтобы сравнять оплату труда МОУ «Эликманарская СОШ» перешла на оплату труда малокомплектного образовательного учреждения. Система оплаты труда стала включать в себя ставку заработной платы (должностной оклад), выплаты предусмотренные локальными актами ОУ, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Так, например, месячная ставка заработной платы педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
Дом = Спу2*
Ч*Кп*А*Кк*Кнап*Кн*В
где Дом – месячная ставка заработной платы, Спу2 - стоимость педагогической услуги (руб./классо-час), Ч – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в классе, Кп – повышающий коэффициент сложности по предмету, А – коэффициент, учитывающий квалификационные категорию педагогов, Кнап – коэффициент наполняемости класса, Кн – коэффициент, учитывающий наличие ученной степени, В – повышающий коэффициент к окладу, ставке заработной плате в учреждениях расположенных в сельских местностях равный 0,25.
В данной организации материально-денежное стимулирование разработано только для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, руководителя муниципального общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», его заместителей и главного бухгалтера.