Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Краткое описание

В сегодняшних условиях складывается такая ситуация, когда одного понимания потребителей уже недостаточно. Наступило время напряженной конкуренции, при которой у предприятий нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Это означает, что они должны уделять внимание не только потребителям, но также анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов. А конкурентоспособность любой организации, в свою очередь, определяют ее конкурентные преимущества, под которыми понимают высокую компетентность предприятия в какой-либо отрасли, которая дает ему наилучшие возможности для преодоления сил конкуренции, привлечения потенциальных покупателей и сохранения их приверженности товарам фирмы.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий 5
1.1. Понятие и виды конкуренции 5
1.2.Модель конкуренции М.Портера 11
1.3.Сущность и методы оценки конкуренции 18
1.4.Правила разработки успешных конкретных стратегий 28
1.5.Факторы повышения конкурентоспособности российских и зарубежных предприятий 33
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар» 37
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деяельности ЗАО ТПК «Ультра Стар» 41
2.3. Анализ организационной структуры управления 48
2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия 52
2.5. SWOT – анализ деятельности предприятия 65
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО ТПК «Ультра Стар» 68
3.1. Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятии ЗАО ТПК «Ультра Стар» 68
3.2. Социально- экономические обоснования рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО ТПК «Ульра Стар» 72
Заключение 78
Список использованной литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.72 Мб (Скачать файл)

     4.Управленческие преимущества.          5.Рыночные преимущества.           6.Преимущества эффективности;         - Внешние, если они основаны на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. [12, с. 63]         Эти два типа конкурентных преимуществ часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различных навыков и подходов. Важным значением обладает устойчивость конкурентных преимуществ.           Она зависит от некоторых факторов, таких как:       - Источники конкурентных преимуществ фирмы;       - Количество имеющихся источников;        - Постоянная модернизация производства и других видов деятельности. Кроме того, фирмы должны уметь определять ключевые факторы успеха своей деятельности в определенной отрасли, которые рассматриваются:     - В области технологий. Это способность к производственным инновациям, опыт научных разработок, опыт использования технологий;      - В области производства. Это низкие издержки производства, высокое качество производства, удобное месторасположение фирмы;     - В области распределения. Это сильная сеть оптовых дилеров, быстрая доставка;              - В области маркетинга. Это широта продуктовой линии, хорошо обученный персонал;              - В области организации. Это хорошая информационная система, способность фирмы быстро реагировать на изменения окружающей среды. [15, с. 188]. При формулировке заключения об общей привлекательности фирмы в отрасли важно отметить:           - Потенциал фирмы для роста отрасли и рынка;       - Стабильность или нестабильность фирмы в отрасли;      - Оценку степени риска отрасли в будущем.        Тем не менее, если отрасль оценена как непривлекательная, фирма все же может быть благоприятно позиционирована. [4, с. 31 О] Формирование любой позиции компании определяется как раз за счет имеющихся у нее преимуществ. Все вышеуказанные вводные могут дать фирмам конкурентные преимущества, если они вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление.  
 

     1.4 Правила разработки успешных конкурентных стратегий

     Опыт  деловой активности доказывает, что  кризисов и неудач можно избежать, придерживаясь определенных принципов  в построении стратегий. [21, с. 56] Мудрость делового опыта прошлых лет сконцентрирована в следующих правилах, которые  помогают разрабатывать более совершенные стратегические планы в области ведения конкурентной борьбы:       - Разрабатывая и реализуя стратегии, необходимо отдавать особое предпочтение действиям, которые позволяют фирме усилить свою конкурентную позицию на рынке на длительный срок. Сильная конкурентная позиция дает отдачу год за годом, а радость от достижения квартальных или годовых финансовых целей быстро проходит. Нельзя принимать краткосрочные финансовые решения в ущерб стратегическим инициативам,· направленным на укрепление конкурентной позиции фирмы. Лучшим способом обеспечения долгосрочной прибыльности любой компании является использование стратегии, обеспечивающей укрепление ее долгосрочной конкурентоспособности;   - Важно осознавать, что ясная и последовательная конкурентная стратегия, хорошо разработанная и четко реализованная, создает фирме репутацию и признанную позицию в отрасли, в то время как часто изменяемая стратегия, направленная на использование сиюминутных рыночных возможностей, принесет лишь скоротечные поверхностные результаты;       - Необходимо  избегать  стратегий  «застрявшего  на  полпути», представляющих собой компромисс между более низкими издержками и более масштабной дифференциацией, а также между более или менее значительной рыночной привлекательностью. Компромиссные стратегии редко обеспечивают фирме существенное конкурентное преимущество или особое конкурентное положение [8, с.88]. Обычно они заканчиваются средними издержками, средней дифференциацией, средней репутацией и имиджем, средним положением в отрасли и незначительными шансами фирмы попасть в перспективе в группу лидеров;              - Необходимо вкладывать средства в создание прочных конкурентных преимуществ, так как это является наиболее важным условием получения прибыли выше среднего уровня;          - Важно придерживаться тактики агрессивного наступления для создания конкурентных преимуществ и тактики жесткой обороны для их защиты;    - Нужно уметь избегать стратегий, успешных только в наиболее благоприятных условиях и постоянно ожидать ответных мер со стороны конкурентов и возможного ухудшения ситуации на рынке;      - Необходимо соблюдать осторожность при использовании жестких или негибких стратегий, не оставляющих фирме возможности для маневра, так как постоянно изменяющиеся условия рынка могут свести к нулю все ее усилия. [21, с. 92] для успешного осуществления любая стратегия должна быть способной к некоторой адаптации к новым условиям рынка. Стратегии, нацеленные: на лучшее качество или самые низкие цены, должны рассматриваться в контексте положения конкурентов и состояния потребительских нужд, а не личного мнения менеджеров фирмы;            - Нельзя допускать недооценки действий конкурентов, так как они особенно опасны тогда, когда их благосостояние находится под угрозой;     - Нужно остерегаться атаковать сильных конкурентов без солидного конкурентного преимущества и достаточного финансового обеспечения;   - Необходимо иметь в виду, что атаковать слабого конкурента значительно выгоднее, чем сильного;           - Нужно избегать снижения цен без достаточного преимущества по издержкам, так как только производитель с низким уровнем издержек сможет выдержать снижение цен в долгосрочной перспективе;      - Важно остерегаться того, что чересчур агрессивная политика, направленная на захват рыночного пространства конкурентов, может спровоцировать с их стороны условия войны и маркетинговую «гонку вооружения», что приведет к снижению прибыли для всех. [21,с. 21] Агрессивные шаги по захвату большей доли рынка приводят к жесткой конкуренции, особенно когда на рынке большое количество товарных запасов и излишних производственных мощностей;          - Нужно стараться обнаруживать наиболее значительные расхождения в качестве, использовании товара, обслуживании при реализации стратегии дифференциации [8, с. 63]. Незначительные отличия в товарах, предлагаемых конкурентами, могут остаться незамеченными потребителями.     В настоящее время в условиях жесткой конкуренции, когда ежедневно создаются и разоряются сотни десятков предприятий, когда различные фирмы и компании используют в своей деятельности всевозможные способы, чтобы удержать завоеванные рыночные позиции и вытеснить с рынка очередного конкурента, очень остро встает вопрос о повышении их конкурентоспособности. Поэтому любые маркетингового ориентированные компании, которые хотят процветать на рынке, должны, прежде всего, уметь полностью планировать свою деятельность.  Наличие в организации плана маркетинга позволяет, прежде всего, наполнить реальным содержанием работу службы исследования рынка, а также позволяет фирме почувствовать ощутимую отдачу от деятельности, именуемой маркетинговым анализом. Важно понимать, что план маркетинга это:  -набор мероприятий в области маркетинга по повышению конкурентоспособности фирмы (во всех элементах - от усовершенствования товаров до повышения эффективности методов их продвижения на рынке);   - Набор мероприятий по достижению целей компании в области маркетинга (увеличение объема продаж, доли рынка);        - Набор мероприятий по реализации стратегии маркетинга компании.  Самое интересное в этом плане заключается в том, что реализация одного отдельно взятого мероприятия может не прибавить конкурентоспособности фирме, а выполненные все вместе эти меры могут серьезно переломить ситуацию для организации в лучшую сторону.         В любом случае следует помнить, что при прочих равных условиях, фирмы, имеющие план маркетинга, получают больше прибыли, по сравнению с теми компаниями; у которых такого плана нет.        К наиболее важным маркетинговым мероприятиям в области повышения конкурентоспособности, которые находят свое отражение именно в планах, относятся:              - Привлечение новых потребителей. Любая фирма должна понимать, что постоянно работать только на завоеванный круг клиентов не прагматично, так как у покупателей может пропасть потребность в данном товаре или их могут переманить конкуренты, и тогда компания будет их постоянно терять, а это не скажется положительно на ее работе. [15, с. 44] Поэтому, чтобы подстраховать себя в этом вопросе, организация должна постоянно искать новые группы клиентов, предлагая им для удовлетворения их потребностей именно свои товары, мотивируя это тем, что это будет для них наилучшим вариантом;    - Поиск новых регионов сбыта. для укрепления своей позиции компания должна постоянно развиваться, а для этого ей необходимо выходить на новые рынки сбыта, то есть выявлять для себя еще неизученные сегменты и строить свою деятельность уже в этом новом направлении;       - Расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг. [15, с. 16] Осуществляя такую деятельность, фирма может снизить свою зависимость от одного товара, который может в любое время, с учетом непредсказуемых изменений рынка, привести к банкротству. Однако важно понимать, что предложение новинок представляет собой чрезвычайно сложный процесс, так как, в данном случае, речь идет о предложении таких товаров, которые должны полностью отвечать требованиям покупателей. Не факт, что не всегда такие товары могут обеспечить фирме ожидаемый успех, и основными причинами здесь являются:              1.Недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар.  2.Технические и эксплуатационные дефекты товара.             

     3.Неэффективная реклама.          4.Завышенная цена.           5.Непредвиденные ответные действия конкурентов.

     6.Неверно выбранное время для выхода на рынок.       7.Неправильно спрогнозированная конкурентная политика;    - Совершенствование потребительских качеств товаров. Любая компания должна уяснить для себя, что запросы и потребности покупателей постоянно меняются, но, в любом случае, люди будут покупать товары только наивысшего качества и только с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками;            - Разработка новых форм организации и стимулирования сбыта товаров;   - Поиск наиболее эффективных средств рекламы и других способов продвижения товаров на рынке;          - Совершенствование ценовой политики. для этих целей компания должна проводить анализ цен конкурентов, учитывать специфику продаваемых товаров, особенности контингента покупателей и многие другие характеристики, на основе которых, в конечном итоге, она и выбирает какой-то определенный метод ценообразования;            - Совершенствование системы сервисного обслуживания.

       Для того чтобы выбрать правильное конкретное направление в области повышения конкурентоспособности, любая компания должна сначала оценить с точки зрения конкурентоспособности свое реальное положение дел, определить возникшие проблемы, если они имеются, провести полный маркетинговый анализ внешней и внутренней среды и проанализировать:        - Вопрос относительно размера собственных возможностей, который позволил бы· ей овладеть запланированными долями намеченного рынка;   - Вопрос ресурсного обеспечения компании;       - Вопрос о привлечении дополнительных финансовых ресурсов и необходимых высококвалифицированных кадров. [21, с. 77] И только после всей этой проделанной работы, фирма принимает решение о ведении дальнейшей своей политики, а именно:           - Продолжать ли реализацию выбранных групп товаров;     - Приступать ли к поиску новых рынков сбыта;      - Расширять ли свой ассортимент товаров;       - Предлагать ли покупателям товары-новинки, и в каком объеме, то есть организация, уже конкретно выбирает направление своей деятельности, за счет которой она сможет реально повысить свою конкурентоспособность в глазах покупателей и среди других фирм - соперников, а также укрепить завоеванную позицию на рынке.  

1.5 Факторы повышения конкурентоспособности российских и зарубежных предприятий

     Проблема  конкурентоспособности является одной из ключевых для государств с рыночным типом хозяйства, поскольку· политически не устойчивое государство со слабой, деградирующей экономикой просто не может создать благоприятных условий для решения проблемы конкурентоспособности предприятий.  Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участия в ее решении государства стоит намного острее, чем в зарубежных развитых странах. Несмотря на то, что в сложившихся условиях государство не в состоянии прямо управлять конкурентоспособностью даже в национализированных отраслях, его роль остается значимой. Должна быть выработана конструктивная политика в области укрепления конкурентоспособности, как отдельных российских производителей, так и экономики в целом. Если обратиться к опыту США и Японии, можно сделать вывод, что рост конкурентоспособности в этих странах начинался на базе отдельных предприятий. Не случайно многие исследователи, например, М. Портер и х. Такеучи, имея в виду конкурентоспособность страны или экономики, в конечном счете ведут речь о конкурентоспособности предприятий, которые непосредственно принимают участие в конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках. В то же время существует множество мнений относительно определения конкурентоспособности, но универсального определения для всех объектов и субъектов нет. Все зависит от того, к какому объекту или субъекту оно относится. Конкурентоспособность рассмотрим как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентной продукции - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.            Учеными-экономистами и практиками, занимающимися проблемами конкурентоспособности, в силу сложности и многогранности этой проблемы еще не сформулирован устоявшийся перечень факторов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности.        Маркетинговые рыночные исследования, проводимые при помощи опросов покупателей, позволяют собрать информацию о потребительских оценках свойств товаров и обеспечиваемыми ими полезными эффектами. Это обнаруживается при анализе всех ответов покупателей, для которых лучшим является товар, обеспечивающий высокий потребительский эффект по отношению к затратам на его приобретение и эксплуатацию. Причем отношение между эффективностью товара и затратами потребления должно стремиться к максимуму. Одной из мер по повышению конкурентоспособности предприятий является расширение ассортимента выпускаемой продукции и его изменение. При этом для поддержания конкурентоспособности крупные и средние предприятия в отличие от малых продвигают старую продукцию на новые рынки, потому что удержание завоеванных позиций требует меньших затрат, чем освоение новой продукции. Чтобы повысить свою конкурентоспособность, часть предпринимателей устанавливает на свою продукцию цены ниже, чем у конкурентов, но это эффективно только при больших объемах продаж.        Еще один путь - поиск своего покупателя с установлением цены учитывающем уровень их доходов. В условиях рыночной экономики на конкурентоспособность предприятия-изготовителя товаров большое влияние оказывает наличие достоверной информации о конкурентах. Практически полное отсутствие информационного обеспечения негативно влияет на способность российских предприятий вести конкурентную борьбу. Сейчас предприятие даже при всем своем желании не имеет возможности оценить свою конкурентоспособность и сравнить ее с конкурентоспособности предприятийконкурентов, что придает особую актуальность вопросам создания информационной базы для такой оценки. Наличие различных форм и видов конкуренции заставляет предприятия тщательно изучать своего соперника на рынке. Прежде всего, необходимо постоянно следить за рекламной компанией, которую проводит конкурент: какими средствами рекламы пользуется, каков примерный размер рекламных средств, исследовать и систематизировать другую первичную и вторичную информацию, касающуюся ближайших конкурентов.  В сложившейся экономической ситуации для российских предприятий очень важно иметь прочные связи с родственными и поддерживающими отраслями, то есть поставщиками ресурсов (материалов, комплектующих). В настоящее время промышленный комплекс начинает активно формировать свою новую структуру с ориентацией на повышение конкурентоспособности предприятия. Основа для этого - поиск рынков сбыта конечной продукции в стране и за рубежом, анализ качественных параметров, предъявляемых этими рынками.              Затем начинается поиск партнеров, позволяющих производить такую продукцию, и если таких партнеров в стране нет, их место занимает аналогичная продукция мирового рынка. Так формируются цепочки производств, ориентированных на продукцию с реальными возможностями сбыта. Отсюда следует, что уровень развития обеспечивающих отраслей (как фактор формирования конкурентоспособности) сегодня в России может быть оценен достаточно низко. Диверсификация - одновременное развитие нескольких или многих технологически не взаимосвязанных видов производств и обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий или услуг - дает возможность предприятиям выжить при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента различной продукции и/или услуг.    Стратегия диверсификации деятельности должна основываться на реальных возможностях предприятия, так как переход от одной номенклатуры к другой, так же, как и организация нового параллельного производства - настоящий переворот в жизни предприятия, так как требуется новое оборудование, специалисты, новые связи с поставщиками и потребителями, иная маркетинговая политика. Среди основных принципов повышения конкурентоспособности можно выделить следующие:             - Руководство должно уметь принимать непопулярное решение, но создавать в  время атмосферу стабильности;         - Каждый работник должен поддерживать движущую силу фирмы - ее жизнеспособность, стремление быть ведущей;        - Предприятие должно пытаться завоевать доверие клиентов и стараться получать достаточные доходы;          - Предприятие должно планировать свою политику на длительное время и набирать на работу людей талантливых, работоспособных.     Степень влияния каждого из указанных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия, сложно измерить и предсказать уровень их вариантности. Но то, что предприятие должно учитывать и анализировать их воздействие на результаты своей производственно-коммерческой деятельности, признается и теоретиками, и практиками-экономистами как бесспорный факт.

 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности  предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар»

2.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО ТПК «Ультра Стар»

     Закрытое Акционерное Общество Торгово-Промышленная  Компания «Ультра Стар» была создана 4 марта 2002 года. В настоящее время компания «Ультра Стар» располагается по адресу: 454084, г. Челябинск, ул.Кожзаводская, д.16, тел./факс 8 (351) 790-01-88. Руководителем компания является Князев Михаил Петрович.

     ЗАО ТПК «Ультра Стар» является самостоятельным юридическим предприятием. Имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, а также штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему. Основным видом деятельности компании является оптовая торговля автоэмалей, автохимии, автокосметик и прочих расходных материалов различных брендов, как российских, так и иностранных производителей. Имеет материальную базу для складировании приобретаемой и продаваемой продукции, а также по доставке данной продукции своими силами. 

     Компания  имеет по отдельным брендам статус дистрибьютера по Челябинской, Курганской и Свердловской областям. Это позволяет создать выгодные цены не только для клиентов компании, так же и для самой компании, что способствует увеличению и расширению клиентской базы и укрепления имиджа компании.

     Учитывая  то, что компания имеет большой  ассортимент различной продукции  для людей с различным достатком  и потребностями, то это позволило привлечь к себе клиентов не только крупных городов, но и с маленьких населенных пунктов.

     На  базе компании «Ультра Стар» имеет  учебный класс, который позволяет  провести учебные занятия, семинары для подготовки своих сотрудников  для эффективных продаж, а также подготовить сотрудников клиентов приобретаемых у компании товар. Для повышения уровня знаний привлекаются различные специалисты, которые проводят тренинги, семинары, после чего проводится аттестация.

  ЗАО ТПК «Ультра Стар» является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, а также расчетные и другие счета в кредитных учреждения.

     ЗАО ТПК «Ультра Стар» вправе: от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права; совершать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации и за рубежом сделки и иные юридические действия с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами; в порядке, установленном законом, участвовать в деятельности и создавать в Российской Федерации и других странах хозяйственные общества и другие предприятия и организации с правами юридического лица; выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде, реализовывать иные права, вытекающие из законодательства Российской Федерации

Информация о работе Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении