Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций.
Изучить основные виды неформальных коммуникаций.
Выявить особенности применения неформальных коммуникаций в политике США.
Рассмотреть примеры использования неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы.
Выявить особенности применения политических карикатур в российских избирательных кампаниях.
Рассмотреть примеры использования частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях России.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7
1.2 Виды неформальных коммуникаций 12
Глава 2
Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19
2.1 Применение неформальных коммуникаций в политике США 19
2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы 22
Глава 3
Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26
3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26
3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30
Заключение 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.76 Кб (Скачать файл)

Конечно, большую роль в развитии подобных жанров играли слухи. Так, слух о запланированной передаче Т. Рузвельтом президентского поста Уильяму Тафту, породил ряд карикатур, на которых действующий президент передаёт свою политику в виде младенца политическому протеже.

В 1980 году во время предвыборной кампании штаб Дж. Картера запустил слух, что  у Р. Рейгана – инфаркт, но он это  скрывает. В ответ оперативно выпустили  брошюру: «Как сохранить хорошую  форму». Её иллюстрировали фотографиями Р. Рейгана в спортивном зале с  гирями. Будущий президент советовал  всем заниматься спортом, «чтобы избежать инфаркта». Таким образом, слухи были развеяны, а оперативная работа команды Рейгана обеспечила ему дополнительную поддержку избирателей17.

В последующие годы неформальные коммуникации стали неотъемлемой частью любой политической кампании и просто повседневной жизни.

Достаточно активно неформальные коммуникации использовал Б. Клинтон  в избирательной кампании 1992 года. Джон Беер проследил, к примеру, использование в президентских выборах ночных комедийных шоу и канала МТВ, где ведущие рассказывали различные анекдоты на кандидата, а часто просто пародировали его. Также большой популярностью пользовались карикатуры на будущего президента и его семью.

Нередко «героем» карикатур и анекдотов  становился экс-президент Соединенных  штатов Дж. Буш, что связано, в первую очередь, с его губернаторской деятельностью в штате Техас.

Достаточно «богатой» на использование неформальных коммуникаций стала президентская избирательная кампания 2008 года. Она была ознаменована разнообразными слухами и сатирической продукцией.

Большую известность получила карикатура, опубликованная на обложке журнала Rolling Stone, на кандидата в президенты от Республиканской партии США Джона Маккейна. Весь выпуск журнала посвящен сенатору Маккейну, он был выпущен с целью раскрытия фактов его биографии, свидетельствующие, по мнению редакторов, о «двуличности, лицемерии и безрассудности» этого политика18. Стоит отметить, что Rolling Stone в ходе всего электорального цикла активно поддерживал соперника Маккейна - Барака Обаму, о чем неоднократно сообщалось в материалах издания, и о чем явно свидетельствует такие нелестные сообщения о кандидате-республиканце.

Однако основным персонажем сатирических материалов всё же оставался Барак Обама. Такое обилие было связано, в первую очередь, с большим количеством слухов, окружавших в то время кандидата и его семью.

Так, журнал New Yorker поместил на обложку  одного из номеров карикатуру на кандидата в президенты США и его супругу19. Обама изображен в традиционном мусульманском наряде, а его жена нарисована в камуфляжных штанах и с автоматом на плече. На этой карикатуре супруги стоят в Овальном кабинете Белого дома и приветствуют друг друга соприкосновением кулаков. На заднем фоне в камине горит американский флаг, а над камином висит портрет Усамы Бен Ладена. Такое изображение стало реакцией на информацию о том, что Барак Обама является тайным радикальным мусульманином. Вскоре слухи были опровергнуты, а карикатура была подвергнута резкой критике со стороны сторонников кандидата-демократа. Так же, нередко обыгрывалась расовая принадлежность будущего президента, до сих пор существует ряд карикатур, изображающих Барака Обаму покидающим племя африканских аборигенов.

Многократное распространение  получили политические анекдоты, которые  не только официально выпускались в  соответствующих сборниках, но и  озвучивались в различных комедийных шоу. Вот некоторые из них: «— Почему Обама не шутит над самим собой?—  Чтоб не показаться расистом», «— Как  Барак Обама потерял голос  большинства афроамериканцев?—  Он пообещал создать для них рабочие  места», « - Что общего между Маккейном и Кеннеди? – Пока ничего» и другие20.

Подводя итоги, стоит еще раз отметить, что использование неформальных коммуникаций - неотъемлемый компонент избирательных кампаний в США. Отличительными чертами здесь является, в первую очередь, конкретность, можно сказать, что юмор политиков, направленный против оппонентов, и самоирония воспринимаются как обязательная часть любой политической кампании, позволяют сформировать благоприятный имидж политика и повысить рейтинг.

2.2 Использование неформальных  коммуникаций на выборах в  странах Европы

На сегодняшний день применение неформальных коммуникаций в странах Европы является неотъемлемой частью предвыборного агитационного процесса. Слухи, анекдоты, карикатуры активно используются политтехнологами как для дискредитации оппонента, так и для повышения популярности собственного кандидата, информированности граждан о его деятельности.

В ходе президентской кампании 2004 года на Украине одним из наиболее эффективных каналов воздействия на политическое поведение стала технология «запуска» слухов, количество и качество которых превзошло все предыдущие кампании. В своем большинстве наиболее «популярные» слухи несли мощный эмоционально-энергетический заряд с основной функцией вызвать негативные реакции в восприятии того или иного кандидата.

Приведем ряд примеров наиболее распространенных слухов, циркулирующих  в стране во время президентских выборов: «Жена Ющенко - агент ЦРУ, полковник Кэтрин Клер», «Ющенко станет президентом, но умрёт через 3 месяца и после него станет президентом женщина», «Тимошенко обнесёт Донецк колючей проволокой и засыплет щебнем, а Одессу сбросит в море», «Януковича в молодые годы задерживали за попытку группового изнасилования», «В Украину прибыл русский спецназ, который направляется к Киев», «Янукович выбил Кирпе два зуба».

Многократно был усилен и, что более  важно, взят в системную работу, такой  важный вид неформальных коммуникаций как политический анекдот. Особенно активно и массово такой жанр использовался оппозицией в виде Интернет-ссылок, отдельных брошюр («Янукдоты»), листовок, газетных рубрик и так далее. Конечно, основной задачей  здесь выступала дискредитация  противника путем изображения в сатирических формах его личности или связанных с ним ситуаций. Наиболее распространенными стали следующие анекдоты (против В. Януковича): «Владимир Путин поздравил Виктора Януковича с условно - досрочной победой на выборах», «Янукович репетирует перед телекамерой: - «Козлы! Ой... Воры! Тьфу... Петухи! Не то, не то... А, вспомнил! Уважаемые избиратели!», «Пора становиться похожим на Ющенко», - подумал Лужков и снял шапку с Януковича...»; а также (против В. Ющенко): «В семье Ющенко есть любимая игра: угадай, какое гражданство сегодня у мамы», «Последний номер журнала "Плейбой" вышел целиком посвящен выборам президента. Весь журнал - Ющенко- так, Ющенко - так, Ющенко - так...».

На качественно новый уровень  вышла такая оригинальная форма  технологии, как видео-интернет: мультфильмы, комедийные сериалы, видео-сюжеты - представляющих собой острую политическую сатиру.

Большую роль в использовании неформального вида коммуникации отводят также во Франции. Примером может служить избирательная кампания Президента 2007 года.

Неоднократно появлялось множество  слухов относительно Николя Саркози и его основной оппонентки Сеголен Руаяль, в частности, распространение получили следующие: «Николя Саркози является протеже США и Израиля», «Руаяль абсолютно не платит налоги и нелегально скупает квартиры для своих детей» и другие.

Стоит отметить, что впоследствии слухи стали подкрепляться различными сатирическими изданиями. Так, накануне последнего тура президентских выборов во Франции на интернет-сайте противников кандидата в президенты Николя Саркози была опубликована карикатура, на которой бывший министр внутренних дел изображен внутри звезды Давида. Под рисунком также стояла надпись «Тель-Авив и Вашингтон». Карикатура, рисующая кандидата в президенты, марионеткой США и Израиля, вызвала резкую реакцию со стороны Национального комитета по мониторингу антисемитизма. Глава комитета Сами Гозлан выразил возмущение по поводу публикации карикатуры и потребовал от прокуратуры немедленно закрыть портал и принять юридические меры по отношению к его создателям21. После некоторых притязаний портал был всё же закрыт.

Помимо этого, в период избирательной компании 2007 года по всей территории страны была выпущена кукла-вуду, которые продавались в наборе с 12 булавками и инструкцией по применению. Несмотря на то, что Саркози подал на производителей игрушки иск, суд отклонил претензию, и даже теперь небольшие куклы голубого цвета, расписанные цитатами из разных спичей президента, можно спокойно и абсолютно законно приобрести во Франции.

Также большое распространение  получили политические анекдоты, посвященные  как будущему президенту, так и  его политическим противникам. «При разводе супруга Николя Саркози отсудила у него половину Франции», «- Как называется любимый сыр Карлы Бруни? Ответ: «Президент!», «На одной из французских дорог – многокилометровая пробка. От машины к машине бегает какой-то человек: - Представляете, террористы взяли в заложники Сеголен Руаяль! Они требуют миллион евро, а если не получат денег, то грозят облить её бензином и поджечь! А мы тут пожертвования собираем…- И сколько люди дают? - Ну, кто 5 литров, кто 10…».

Еще одним примером стран, активно использующих неформальные коммуникации в избирательных кампаниях, является Италия. Главная особенность которой состоит в том, что все сатирические издания изготавливаются оппонентами действующего премьер-министра Сильвио Берлускони с целью дискредитации его в глазах избирателей. Нередко используются карикатуры, связанные с различными слухами, окружающими личность премьер-министра, в частности с его личной жизнью.

Некоторые исследователи отмечают, что на сегодняшний день высокий  уровень использования политической сатиры в избирательных кампаниях  наблюдается в Польше. Появляется множество карикатур и анекдотов, главными героями которых ставятся президент страны Лех Качиньский, его брат (бывший премьер-министр) Ярослав Качиньский, а также лидер оппозиции и нынешний премьер-министр Дональд Туск. Подобного возрождения сатиры никто не помнит со времен коммунистического режима. Большой популярностью в ходе предвыборной кампании пользовались пародии и карикатуры, а политические анекдоты распространялись с помощью электронной почты22.

Подводя итоги, необходимо отметить, что неформальные политические коммуникации получают всё большее распространение в странах как Западной, так и Восточной Европы. На сегодняшний день их отличительною особенностью является наличие некого «агрессивного» подтекста, направленного на дискредитацию оппонента.

 

Глава 3

Использование юмора в  российских избирательных кампаниях

3.1 Применение политических карикатур  в электоральной практике России

Расцвет политической и предвыборной карикатуры в России приходится на годы Первой русской революции. Последняя выступала своего рода агитацией за новый быт, воплощала революционное, деструктивное начало по отношению к традициям прошлого. Она использовалась для политической социализации малограмотного населения, для коммуникации властей с широкими массами. Чаще всего на карикатурах в неприглядном свете изображались представители царской семьи, их приближенные, представители высших слоев общества. Также большое распространение получили плакаты с видом отступающих под натиском Красной Армии белогвардейских полков («Красным клином бей белых»).

Отличительной чертой этой эпохи является выход искусства на улицы: часто плакаты с карикатурами вывешивали в пустующих витринах магазинов, на фасады зданий. Шел активный поиск путей обеспечения доступности такого искусства народу. В условиях информационного голода наглядная агитация являлась единственным источником какой-либо информации.

«Окна РОСТА» и другие сатирические плакаты были заполнены карикатурами М. Черемных, В. Маяковского, Д. Моора, В. Дени, В. Лебедева. В отличие от западного элитарного подхода к карикатуре, в России ее злость и простота были достаточно понятны для любого читателя и зрителя.

В первые десятилетия (20-е-30-е годы) появились многочисленные сатирические журналы, вербальная и визуальная информация которых дополнялась газетными  карикатурами, где авторами выступали  А. Радаков, Л. Бродаты, Б. Ефимов, Н. Радлов, Ю. Ганф, К. Ротов, А. Каневский, Л. Сойфертис, И.Семенов. В годы войны они «переориентировались» на деятелей фашистской Германии, а после окончания ее на бывших советских союзников - Черчилля, Трумэна, Брэдли, Эйзенхауэра, Этли и прочих государственных и политических лидеров США и Западной Европы.

Достаточно часто сатирические газеты и журналы высмеивали выборы в капиталистических странах. Существует ряд карикатур, посвященных избирательным процессам в США: обычно кандидата изображали в форме толстяка, чаще всего подкупающим избирателей на улице23.

В предперестроечные годы государственная поддержка карикатурного направления была особенно заметна. Неоднократно издавались альбомы Б. Ефимова, Кукрыниксов, Б. Пророкова, Ю. Ганфа и других мастеров карикатуры. Постоянно устраивались выставки политической сатиры и юмора. Так на выставке «Сатира в борьбе за мир» 1983 года было представлено более 800 произведений карикатуристов из 33 стран24.

Наибольшее развитие политические карикатуры получили во время перестройки, когда появились реальные выборы. Они стали использоваться в избирательных кампаниях в качестве одного из самых популярных средств коммуникации. Достаточно известными в это время были работы В. Богорода. Часто в журнале «Огонек» в виде карикатур появлялись комментарии относительно стремления партийно-советской номенклатуры сохранить свои доперестроечные позиции. Помимо этого, большой популярностью пользовались сатирические плакаты, изображавшие политических деятелей этого времени. Так, карикатура с изображением М. Горбачева, пытающегося сказать народу, что «светлое завтра было вчера», несколько раз перепечатывалась различными изданиями в течение многих месяцев.

В принципе, стоит отметить, что политическая карикатура получила еще один «расцвет» в период президентства Б. Н. Ельцина: каждая из избирательных кампаний того времени ознаменовывались новыми сериями сатирических изображений.

Например, накануне парламентских выборов в 1995 г. для повышения электоральной активности в одном из регионов была распространена серия карикатур специально для больших любителей садово-огородных участников, которые отказывались посещать избирательные участки. На одной из них садовод, прикованный массивной цепью к своему дачному домику, проходит дрессуру со стороны своей собаки, отрабатывающей с ним команду «Голос!» Для дрессуры выбран подходящий солнечный денек, совпадающий (что видно из висящего тут же отрывного календаря) с днем выборов.

В ходе избирательного цикла 1996 года оппоненты действующего президента с помощью карикатур высмеивали слабое здоровье президента, его пристрастие к алкогольным напиткам, стремясь, таким образом, дискредитировать образ Б. Н. Ельцина в глазах избирателей. Часто президента изображали на троне, с императорской короной на голове, но наибольшей популярностью пользовались карикатуры, изображающие политика в стадии алкогольного опьянения.

Информация о работе Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях