Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа
Обучение персонала для большинства российских предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что производство в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, к их знаниям и профессиональным навыкам. Знания и установки, которые помогали работникам успешно трудиться еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов и т.д.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Это ставит большинство российских предприятий перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям. О
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА………………....5
1.1 Основные понятия и виды обучения …………………………………5
1.2 Цели, задачи, этапы и методы обучения………….………………….8
1.3 Нормативно-правовая база обучения ……………………..………...16
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СИЛЬВИНИТ»……………………………………….18
2.1 Общая характеристика организации…………………………...….18
2.1.1 Характеристика персонала……………………………………...…21
2.2 Организация обучения персонала на предприятии ОАО «Сильвинит»……………………………………………………………………..25
2.3 Анализ системы обучения персонала на предприятии……………..27
2.3.1 Особенности обучения персонала в ОАО «Сильвинит»…………30
2.3.2 Оценка эффективности обучения……………………………….....37
2.4 Изменение организационной структуры отдела подготовки кадров (ОПК)……………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
Согласно таблице 1 руководство предприятия большое внимание уделяет повышению уровня образования персонала, за последний год многие работники ОАО «Сильвинит» получили высшее профессиональное образование, повысили свою квалификацию, получают вторую профессию, обучаются в высших учебных заведениях.
По возрасту:
33,3% - до 20 лет
28,2% - до 30 лет
26,3% - до 40 лет
10,9% - до 60 лет
Рис.2. Состав работающих по возрасту
В
возрасте до 30-40 лет на предприятии
работает 87,8% (это большая часть
работников предприятия), в возрасте
до 60 лет – 10,9%. Таким образом,
доля персонала в возрастах профессиональной
активности весьма значительна. Это наглядно
видно на рисунке 3.
Рис.
3. Укрупненная возрастная структура персонала
По стажу работы:
31,3% -более 10 лет
24% -от 1до 3 лет
19,4% - от 5 до 10 лет
15,2 % - от 3 до 5 лет
10,1%
- до 1 года
Рис.
4. Состав работающих по стажу
Таблица 2 - Классификации персонала по возрасту и стажу
Год | По возрасту (%) | Стаж на предприятии (%) | ||||||||
до 30 лет | до 40 лет | до 50 лет | до 60 лет | до 1 года | от 1 до 3 лет | от 3 до 5 лет | от 5 до 10 лет | Более 10 лет | ||
Рабочие | 2008 | 28 | 24 | 30 | 16 | 6 | 11 | 13 | 29 | 40 |
2009 | 28 | 24 | 29 | 17 | 8 | 10 | 10 | 29 | 43 | |
Руководители | 2008 | 10 | 21 | 38 | 26 | 0 | 1 | 6 | 20 | 73 |
2009 | 11 | 23 | 38 | 27 | 2 | 2 | 4 | 20 | 72 | |
Специалисты | 2008 | 14 | 23 | 36 | 22 | 3 | 4 | 4 | 17 | 68 |
2009 | 15 | 22 | 37 | 24 | 4 | 6 | 5 | 19 | 70 | |
Служащие | 2008 | 5 | 2 | 0 | 0 | 10 | 10 | 10 | 20 | 50 |
2009 | 20 | 50 | 30 | 0 | 0 | 10 | 0 | 30 | 60 |
Из таблицы 2. можно сделать вывод, что по возрастному признаку изменения незначительны, но наблюдается небольшая тенденция омоложения персонала. В результате чего возрос процент молодых руководителей и специалистов, работающих от 1 года до 5 лет, в то время как процент рабочих снизился.
На
предприятии наблюдается
2.2 Организация
обучения персонала
на предприятии ОАО
«Сильвинит»
Порядок подготовки и повышения квалификации персонала устанавливается методологической инструкцией ОАО «Сильвинит» (Приложение В). Данный документ четко описывает систему обучения на предприятии.
Обучения на ОАО «Сильвинит» осуществляется под руководством отдела подготовки кадров.
Отдел подготовки кадров ОАО «Сильвинит» (далее ОПК) возглавляется начальником ОПК, который подчиняется заместителю генерального директора по персоналу. Штат ОПК составляет 17 человек: 4 руководителя (начальник, зам. начальника, начальник аналитического бюро, заведующий учебной частью), 13 специалистов (6 инженеров по подготовке кадров, 3 мастера производственного обучения, методист, 3 преподавателя). [9] Организационная структура ОПК линейная. Она представлена на рис.7.
Рис.
7. Организационная структура отдела подготовки
кадров
Отдел подготовки кадров в общей системе работы с персоналом функционирует традиционно (руководствуясь Методологической инструкцией предприятия):
Для анализа деятельности отдела подготовки кадров на предприятии, менеджером службы управления персоналом совместно с социологом по инициативе заместителя генерального директора по персоналу, было проведено анкетирование.
Основой для проведения анкетирования стали следующие положения:
2. Обучение является
важнейшим средством повышения
ценности человеческих
Целью анкетирования было установление исходных данных об организации обучения кадров на ОАО «Сильвинит».
Итак, было проведено анкетирование среди рабочих, специалистов и руководителей. Работникам разных категорий ОАО «Сильвинит» была предложена анкета. (Приложение Г)
Выбор вопросов анкеты не был случаен. Нам представляется, что вопросы анкеты отвечают критериальным признакам объективности и нейтральности по отношению к исследуемому объекту.
В анкетировании приняло участие 160 человек. Это сотрудники производственного отдела, отдела сбыта, технического отдела, планово-экономического отдела, отдела главного механика, ремонтно-механического цеха, автотранспортного цеха, административно-хозяйственного отдела, работники различных участков. Оценивая качественный состав респондентов, можно отметить дисбаланс по половому признаку (76% - респондентов мужчин, 24% - респондентов женщин). Это объясняется спецификой производства ОАО «Сильвинит». По возрастному признаку респонденты от 40 лет составили - 37% опрошенных, и 61%. - до 40 лет.
Результаты анкетирования показывают, что обучением охвачены все категории работников предприятия: рабочие, специалисты, руководители. Направленность программ для руководителей касается в большей мере менеджмента (40% опрошенных) и науки и технологии (35%), в меньшей мере законодательства и вопросов рыночной экономики, что можно объяснить состоянием экономики и потребностями времени. Подавляющая часть рабочих (90%), значительная часть специалистов (69%) и большая часть руководителей (55%) удовлетворены организацией обучения, хотя 45% руководителей и 23% специалистов указали на неудовлетворительную организацию обучения, что не могло не обратить на себя внимания. Среди причин, которые стали мотивом для обучения, опрошенные указали «потребность в новых знаниях» (70%), 35% - «заинтересованность в повышении заработной платы» и «стремление сохранить работу», 15% - воля руководителя. Этот результат предопределил и результат ответа на вопрос об использовании полученных знаний в своей работе: 85% опрошенных дали положительный ответ. Неоднозначно определили участники опроса роль руководителя подразделения в организации обучения. Специалисты определили ее как «незначительную» и «формальную» (54%). Мнение самих руководителей разделилось: 45% участников опроса считают роль руководителя ведущей, 45% - формальной и 10% участников опроса затруднились с ответом. Этот показатель говорит о существовании определенного перекоса в организации обучения на предприятии. Отсутствует механизм обоюдной ответственности отдела подготовки кадров и руководителей подразделений за организацию и результат обучения. У руководителей нет четкого понимания своего места в системе организации обучения.
Итак, результаты анкетирования:
Учитывая, результаты анализа уровня профессионального обучения на ОАО «Сильвинит» мы рассмотрели возможный путь эффективной реорганизации системы профессионального развития персонала. А это, прежде всего, связанно с реорганизацией работы отдела подготовки кадров.
В
настоящее время ОАО «
Обучение персонала строится по следующим направлениям:
Действующая на предприятии система обучения традиционна, обеспечивает необходимый уровень подготовки и квалификации персонала и предусматривает обучение работников с учетом потребности предприятия.
Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды. Необходимо непрерывное развитие персонала, т.е. создание условий для полного раскрытия личного потенциала работников, их способности вносить ощутимый вклад в деятельность своего предприятия.[14]
С точки зрения ряда исследователей развитие – это изменение структурного характера, приводящее к новым качествам системы (а не только количественному росту). В этом смысле обучение является скорее предпосылкой развития, обеспечивающее накопление «критической массы», необходимой для скачка вперед, к качественно новой структуре системы образования.
Обучение
же – это специализированные методы,
непосредственно
Обучение персонала не может является самоцелью для предприятия. Оно непрерывно связано с процессами развития, со стратегическим целями производства, обеспечивая максимальную готовность людей, работающих на предприятии, к решению стоящих перед ними задач.