Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ методов и подходов к изучению процесса стратегического управления организацией:
2. Анализ внешней среды:
• Анализ макроокружения;
3. Анализ внутренней среды:
• Проведение SWOT - анализа;
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
1 Общая характеристика процесса стратегического управления. Стратегическое планирование..................................................................... 4-12
1.1 Характеристика внутренней среды организации................................ 12-21
1.2 Анализ внешней среды организации................................................... 21-29
1.3 Разработка стратегических предложений...........................................29-33
2 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский.... ……………………………………………………………34
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НР МБУЗ ЦРБ пгт.Пойковский............................................................................................. 34-38
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………..38
2.2.1 ОЦЕНКА БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский ......................………………………………………………………………38-41
2.2.2 ОЦЕНКА МАКРОСРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………. 42-44
2.2.3 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…44-47
3. РАЗРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ........................................................................................48-52
Заключение...................................................................................................53-55
Список использованной литературы……………………………………………………..56
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1 Общая характеристика процесса
стратегического управления. Стратегическое
планирование..................
1.1 Характеристика внутренней
среды организации...................
1.2 Анализ внешней среды
организации...................
1.3 Разработка стратегических
предложений...................
2 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский.... ……………………………………………………………34
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НР МБУЗ ЦРБ пгт.Пойковский................
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………..38
2.2.1 ОЦЕНКА БЛИЖАЙШЕГО
ОКРУЖЕНИЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский ......................……………………
2.2.2 ОЦЕНКА МАКРОСРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………. 42-44
2.2.3 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…44-47
3. РАЗРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ..............................
Заключение....................
Список использованной литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Управление развитием становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально-экономического развития. В постоянно меняющихся условиях современного мира развитие организации является не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий руководителей.
Управление развитием - процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия на изменение направления деятельности выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества организации. Управление развитием проявляется в различных формах. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое управление.
Стратегическое управление - процесс формирования стратегии, ее реализации и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям. Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится (позиция организации на рынке, динамика ее развития, ее потенциала, поведение конкурентов, характеристика производимого товара или оказываемых услуг, состояние экономики и других факторов). Фактически можно сказать что, сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий.
С каждым годом увеличивается интерес к вопросам управления развития бизнесом. В последние десять - пятнадцать лет стратегическому управлению стало уделяться повышенное внимание. Это связано, не только с тем, что управление развитием играет очень важную роль в бизнесе, но и с тем, что стратегическое управление как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.
Постоянно увеличивается количество материалов по данной тематике: разрабатываются и выпускаются современные учебники, публикуются статьи. Помимо этого, актуальные вопросы управления обсуждаются на конференциях, форумах. Несмотря на это, изучение методов стратегического управления будет продолжаться.
Информационную базу курсового проекта составляют: устав НР МБУЗ ЦРБ , должностные инструкции, данные бухгалтерского учета.
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ методов и
подходов к изучению процесса
стратегического управления
2. Анализ внешней среды:
• Анализ макроокружения;
3. Анализ внутренней среды:
• Проведение SWOT - анализа;
4. Разработка стратегии развития, на основе полученных данных, рекомендаций и мероприятий по её совершенствованию.
Объектом исследования является НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский, которая занимается предоставлением медицинских услуг населению. Предметом исследования является процесс стратегического управления организацией НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать полученные данные для повышения эффективности деятельности предприятия и его дальнейшего развития.
Курсовой проект состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы (20 наименований)
Для того, чтобы наиболее полно охарактеризовать понятие «стратегическое управление» необходимо начать с описания стратегии вообще. Стратегия переводится с древнегреческого как «искусство полководца», поэтому изначально это слово использовалось именно в военной сфере. Главным стратегом при этом являлся полководец, который с помощью военного стратегического плана добивался общего успеха компании. Таким образом, стратегия – это, прежде всего, системный план. Позже по мере развития общества и истории в целом, это понятие начинают употреблять сначала в политической, а позже и в экономической сфере. Однако существует множество понятий определения стратегии. По Ансоффу, стратегия – это есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. По Румянцевой, стратегия - это общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить реализацию миссии организации и достижение её целей. По Попову, стратегия - это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей. Но какой бы ни была формулировка, каждый из авторов имеет в виду одно и то же.
Стратегия любого хозяйствующего субъекта реализуется посредством стратегической деятельности, которой свойственны следующие признаки:
1) Ориентированность на преодоление будущих проблем и решение конкретных будущих задач.
2) Имеет долгосрочные и масштабные последствия.
3) Является сферой ответственности высшего руководства организации.
4) Дорого обходится любой организации (в сравнении с тактической деятельностью).
Ключевыми понятиями стратегического менеджмента являются стратегическое управление и стратегическое планирование.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимо¬отношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».
По Хиггенсу, «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществле¬ния миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
Итак, стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.[2]
Для наглядности структуры стратегического управления приведем схему (Рис1).
Рис 1. Структура стратегического управления
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность из пяти взаимосвязанных управленческих процессов:
1) Анализ среды.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
- макроокружения;
- внешнего окружения;
- внутренней среды организации.
2) Определение миссии и целей.
Миссия любой организации в широком смысле означает предназначение, смысл существования организации. Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов:
- формирование миссии
фирмы, которая в концентрированной
форме выражает смысл
- определения долгосрочных целей.
- установление краткосрочных целей.
Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
3) Выбор стратегии.
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.
4) Выполнение стратегии.
Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии — это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
5) Оценка и контроль выполнения.
Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Основные задачи любого контроля следующие:
- определение того, что
и по каким показателям
- оценка состояния
- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
- осуществление корректировки,
если она необходима и
Итак, стратегическое управление, как сложная, комплексная система состоит из 5 взаимосвязанных процессов.
Вторым ключевым понятием стратегического менеджмента является стратегическое планирование, без которого немыслимо функционирование любой организации.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достигнуть поставленных целей. Поэтому необходимо понимать управленческую деятельность в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся:
1) Распределение ресурсов. Данный процесс включает: планирование, распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
2) Адаптация к внешней
среде. Адаптацию следует
3) Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операции в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
4) Осознание организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.