Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:40, дипломная работа
Целью работы является анализ организационной культуру ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт».
Для достижения цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие организационной культуры и ее структуры
- рассмотреть формирование организационной культуры в организациях
- изучить политику управления персоналом ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»
- рассмотреть организационную структуру ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»
- предложить пути совершенствования организационной культуры
Введение 4
1 Понятие и особенности организационной культуры 6
1.1 Понятие организационной культуры и ее структура 6
1.2 Уровни и типы организационной культуры 11
1.3 Роль и значение организационной культуры 15
1.4 Формирование организационной культуры в организациях. Особенности российских организаций в формировании организационной культуры 18
2 Анализ и оценка организационной культуры ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»…………………………………………………………..
2.1 Краткая характеристика ОАО «Лукойл»………………………………………..
2.2 Финансовый анализ деятельности ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 47
2.3 Политика управления персоналом ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 62
2.4 Структура и содержание организационной культуры ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 78
3 Совершенствование управления организационной культурой ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 99
Заключение 111
Список литературы 115
Приложения 119
Первый
подход реализуется через публичные
заявления, выступления и личный
пример, свидетельствующие о
Действенные
средства второго подхода –
Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:
-
анализ культуры, который включает
аудит культуры для оценки
ее текущего состояния,
- разработку специальных предложений и мер.
Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности.
Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.
На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.
На данном этапе развития «Лукойла» сложившаяся в нем организационная культура более или менее отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.
Можно отметить, что при проведении любых изменений в культуре менеджмент компании столкнется с рядом трудностей. Так как менять культуру легче в молодой организации с еще не устоявшимися ценностями. Также руководству «Лукойл» не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации займет длительное время.
Успех предприятия может в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.
Как и любая, организационно - управленческая структура, ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный. На высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов. Результатом деятельности работников оперативного уровня является выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля.
Во главе компании стоит генеральный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности компании. Также он распоряжается в пределах предоставленного ему права имуществом, заключает договора. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками компании. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность комбината, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества компании.
В подчинении директора находятся заместитель директора по экономике и финансам; заместитель директора по коммерческим вопросам; заместитель директора по персоналу и общим вопросам; главный бухгалтер; главный инженер.
Заместитель
директора по экономике и финансам
– осуществляет организацию и
совершенствование
Заместитель директора по персоналу и общим вопросам возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях компании. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии полученной в учебном заведении профессией и специальностью.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности компании и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует отчет поступающих денежных средств, учет издержек производства и обращения, выполнения работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
Также, в подчинении директора стоит главный инженер. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ, высокое их качество. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижения высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.
Таким образом, можно сделать вывод, что высшее руководство компании ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» имеет линейную структуру управления. Это проявляется в непосредственном подчинении по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим.
Необходимо отметить, что линейная структура имеет ряд достоинств:
Однако существуют и недостатки, такие как высокие требования к руководителю и перегрузка менеджеров.
В компании хорошо поставлена практика делегирования полномочий, входящих в непосредственную компетенцию определённого подразделения. Генеральный директор компании сосредоточил всю основную власть в своих руках, при этом он не старается выполнить все поставленные задачи в одиночку, а делегирует часть своих полномочий прямым заместителям. Таким образом, директор управляет своими прямыми заместителями, имея при этом представления о действиях подчиненных.
Благодаря такому чёткому распределению труда между всеми звеньями, рассматриваемая компания неплохо зарекомендовала себя на внешнем и внутреннем рынках.
Полный жизненный цикл управления ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» включает в себя все основные функции управления. В основу классификации основных функций управления положена модель полного жизненного цикла управленческого решения - прогнозирование. Определяются основные направления функционирования объекта управления, потребности и возможности внешней среды, возможное будущее состояние объекта. Этап прогнозирования охватывает интервал 5-20 лет.
Одной из основных функций управления является планирование, которое в свою очередь подразделяется на:
-
перспективное, определяет
-
текущее, определяет текущие
-
оперативно-календарное,
Организация обмена между всеми уровнями управления, подразделениями предприятия, между объектом и внешней средой осуществляется с помощью функции связи.
Функция
регулирования направлена на ликвидацию
критических рассогласований, возникающих
в производственных системах. В свою
очередь регулирование
-
оперативное перераспределение
производственных ресурсов под
имеющиеся величины
-
поиск набора необходимых и
достаточных мероприятий для
устранения непредвиденных
-
в случае необходимости
Составными
частями общей функции
Функция
организация исполнения устанавливает
постоянные и временные связи
между всеми структурами
Необходимо отметить, что ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» является крупнейшей нефтеперерабатывающей компанией России, которая использует один из самых ценных энергетических ресурсов мира. Таким образом, на данную компанию возложена огромная ответственность по эффективному использованию, распределению и реализации нефтепродукции. Для достижения этой эффективности, «ЛУКОЙЛ» имеет четко сформулированную миссию, обозначил конкретные цели и задачи и стремится создавать эффективное управление на всех организационно-структурных уровнях. Одним из важных факторов, показывающих эффективность управления компанией это взаимосвязь миссии, целей и задач. Рассматривая цели компании можно сделать вывод, что «ЛУКОЙЛ» стремится комплексно подходить ко всем сферам своей деятельности: в сфере производства, в сфере управления компанией, сфере конкурентоспособности и т.д. Также наблюдается необходимая связь между целями и миссией, что очень важно для их реализации. Таким образом, можно судить о грамотной, продуманной управленческой деятельности со стороны руководства компании.
Наряду с целями и задачами, большую роль в управлении ОАО «ЛУКОЙЛА» играет политика компании. Так как правильная политика помогает скорейшему и наиболее рациональному достижению целей и реализации задач.
Экологическая политика ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» разработана и принята в полном соответствии со стратегией государства в области промышленной и экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов.
Что касается кадровой политики, то важным направлением политики управления персоналом является создание кадрового резерва: людей, способных в будущем занять ключевые должности.
Предлагаются
некоторые конкретные мероприятия
по изменению организационной
-
организация конкурсов