Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:29, курсовая работа
Тема данной курсовой работы в настоящее время актуальна, поскольку именно структура организации должна обеспечить реализацию стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач фирмы. И в широком понимании задача менеджеров состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на организацию.
"Наилучшая" структура - это и, которая наилучшим образом разрешает организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целеустремленно распределять и направлять усилие своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
В условиях рыночной экономики предприятиям, организациям и фирмам необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать структуры к этим изменениям.
Введение 3
Теоретические основы организационной структуры управления фирмой 5
Организационная структура и организационные механизмы управления 5
Факторы, определяющие требования к организационным структурам 13
Типы организационных систем управления и условия их применения 16
Практическая часть 26
Проектирование организационной структуры управления фирмой 26
Определение должностных обязанностей и прав сотрудников организации в спроектированной структуре 29
Разработка системы мотивации сотрудников предприятия. 34
Заключение 42
Литература
44
Следует отметить, что механистический и органический типы систем управления редко существуют в чистом виде, хотя, например, массовое сборочное производство или статус управление можно в целом отнести к организациям механистического типа, к органическому.
Следует обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, названные концептуально-теоретические модели организации управления не являются взаимоисключающими. Они объективно обусловлены главными характеристиками объекта управления, условиями его функционирования. В частности, механистическая модель предпочтительна для стабильных и детерминированных условий, органическая —для более неопределенных и динамичных. Поэтому крупные производственно-хозяйственные организации могут включать подсистемы управления, построенные как на основе механистической концепции (руководство основным производством, материальным обеспечением и техническим обслуживанием, осуществление бухгалтерского учета), так и органической (система высшего руководства, целеполагание я стратегическое планирование, исследования и разработки).
Во-вторых, нельзя смешивать указанные выше два типа систем управления, так как отдельные их свойства являются все же взаимоисключающими. Так, матричная структура не может быть внедрена в условиях жесткой детализированной регламентации задач и процедур, поведения, не позволяющего пойти дальше детального исполнения инструкций, даже если они разработаны специально для матричных структур. Ожидаемой гибкости и адаптивности в таких условиях достичь невозможно. В этих условиях синхронность и точность взаимодействий работников производства и подразделений четко организованного аппарата управления—главные условия успеха.
Однако, признавая определенную полезность применения механистической и органической моделей систем управления для анализа организационно-управленческих проблем, следует подчеркнуть, что именно промежуточные формы организации, т. е. различные модификации линейно-функциональных или матричных структур, позволяющие учитывать специфику условий производства и управления в их широком диапазоне, имеют наиболее важное значение для содержательной типизации систем управления и проектирования организаций.
На практике при типизации организационных форм управления должны объединяться два аспекта: учет типа структуры управления — функциональный, линейно-функциональный, программно-целевой, матричный и т. п.; отражение характеристик системы управления как целостности (механистической, органической, смешанной), которые некоторым образом (но не строго детерминировано) корреспондируются с типом структуры.
Типизация организационных форм, основанную на единстве структуры управления и организационного механизма ее функционирования. Такая типизация, опирающаяся на выделение двух главных типов структур — линейно-функциональной и программно-целевой, достаточно хорошо приспособлена для решения проблемы формирования организаций как процесса рационального проектирования.
Самый простой тип структуры—это стро
В то же время линейная форма отношений руководитель— подчиненный как способ реализации организационного принципа единоначалия является обязательным элементом практически всех формальных структур. Объем и содержание полномочий линейных органов по распорядительству ресурсами в основном определяют такую важную характеристику системы управления, как уровень ее централизации.
Рисунок 1.1 – Линейная структура управления
Следующим этапом в эволюции
формальных организационных структур
управления явилось выделение исполнителей
штабных функций при
Рисунок 1.2 – Линейно-штабная структура управления
Высокий уровень разделения и кооперации труда в управлении крупными производственно-хозяйственными системами, сопровождающийся формированием разветвленного и разнообразного функционального аппарата, обусловил возрастание роли и расширение сферы влияния штабных органов. В то же время увеличение сложности разрабатываемых решений и связанных с этим объемов работы приводит к возникновению между звеньями организационной структуры комбинированных отношений, которые уже не являются строго линейно-штабными. Разделение управленческого труда по принципу его функциональной специализации оказалось одним из наиболее коренных совершенствовании организации управления. Суть его состояла в выделении ответственности за выполнение отдельных функций управления, в специализации звеньев управленческого аппарата при выполнении каждой функции и более или менее глубокой иерархической структуризации этих звеньев, зависящей от содержания, сложности и объемов выполняемых работ.
В литературе нередко рассматриваются модели строго функциональных структур, когда между высшим и низовым уровнями руководства отсутствуют линейные отношения единоначального распорядительства, а формируются лишь перекрестные функциональные связи. Однако в многоцелевых социально-экономических системах даже очень небольшого размера такой подход приводит к возникновению огромного объема координационной работы на уровне главного руководителя, что практически лишает функциональную структуру всех ее преимуществ. Поэтому такие структуры в чистом виде распространения не получили. Наиболее целесообразно и эффективно их использование в высших эшелонах руководства.
Рисунок 1.3 – Линейно-функциональная структура управления
В наиболее универсальной форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах (рисунок 1.3). Их наиболее существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.
Дивизиональная структура может применяться и внутри производственных объединений (рисунок 1.4). Здесь в качестве отделений обособляются не только продуктовые производственные звенья, но и получающие относительную самостоятельность обслуживающие подразделения—транспортные, ремонтные, заготовительные, сбытовые, проектные. Они наделяются ответственностью за достижение поставленных целей и правами распорядительства ресурсами, могут вступать в хозяйственные отношения как с другими отделениями, так и с внешними организациями, становятся самостоятельными хозрасчетными единицами, что является главным признаком их превращения в отделения. Важным свойством дивизиональных структур является формирование внутри каждого отделения собственного функционального аппарата управления, находящегося в более или менее тесном взаимодействии с центральным штабным и функциональным аппаратами.
Рисунок 1.4 – Дивизиональная структура управления
В этой
связи возникает потребность в создании
более эффективных форм координации межфункциональной
деятельности, что служит важной причиной
выделения в качестве самостоятельных
объектов управления комплексных целевых межфункциональных
программ (проектов) и межотраслевых комплексов,
ориентированных на общие цели. В связи
с этим можно назвать еще один общий признак классификации
организационных структур—по объекту
управления, согласно которому выделяются:
а) структуры управления
организационно-обособленными
б) структуры управления целевыми межфункциональными программами и межотраслевыми комплексами.
Структуры управления организациями и целевыми программами сосуществуют, взаимодополняют друг друга, а не исключают одна другую. И в то же время можно предложить известную типизацию организационных структур программно-целевого управления. К традиционным формам управления межфункциональным и межотраслевым взаимодействием можно отнести централизованное и координационное программное управление.
Централизованные (линейно-программные) системы управления целевыми программами и межотраслевыми комплексами характеризуются полным подчинением всех основных участников программы единому органу линейного руководства, в результате чего целевая система управления программой составляет отдельное звено в общей производственно-хозяйственной системе управления.
При создании такой системы
в виде отдельной производственно-
Программно-целевые структуры к
Качественно новой формой координации межфункциональной и межотраслевой деятельности являются матричные структуры, которые применяются в условиях высокой степени кооперации. Они основаны на создании особого механизма взаимодействия линейно-функциональных и программно-целевых подсистем аппарата управления, опирающихся на сбалансированное разделение ответственности, прав и функций между элементами обеих систем. Главная особенность структур матричного типа состоит в обязательном выделении конкретного лица—руководителя программы или органа, наделенного всей полнотой ответственности за достижение цели программы и значительными правами распорядительства, которые делегируются ему вышестоящим руководством.
2.Практическая часть
ОАО «Свiтанак» является одним из наиболее крупных предприятий легкой промышленности республики. Управление таким большим коллективом является сложным процессом и призвано обеспечить эффективное и планомерное использование всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения целей предприятия. Организационная структура управления предприятием, доказавшая умение принимать правильные решения в сложной экономической обстановке остается практически неизменной.
На предприятии действует линейно - функциональная организационная структура (с элементом дивизиональной структуры) (рисунок 2.1). Она делит организацию на широкие блоки в соответствии с функциями, которые она выполняет. Такая структура стимулирует деловую и профессиональную специализацию, улучшает координацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях. Элемент дивизиональной структуры введен для повышения гибкости.
В соответствии с Уставом ОАО управление предприятием осуществляется общим собранием акционеров, наблюдательным советом, директором и дирекцией.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления обществом, в нем образован наблюдательный совет, который в промежутках между собраниями в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет функции общего руководства (то есть обеспечение интересов владельцев акций, выработка политики организации и способствование ее практической реализации). Контролирующим органом является ревизионная комиссия, осуществляющая контроль финансовой деятельности организации. Руководство текущей оперативно-производственной деятельностью предприятия осуществляет дирекция и директор предприятия в соответствии с действующей структурой управления предприятием, состоящей из семи функциональных блоков:
№10 – блок общего
руководства; возглавляет –
№20 – блок организации основного производства; возглавляет – заместитель директора по производству (первый заместитель директора);
№30 – блок технического
развития; возглавляет – заместитель
директора по техническим
№40 – экономический блок, состоящий из подразделений учета и финансов, возглавляемых главным бухгалтером, а так же экономических подразделений, возглавляемых главным экономистом;