Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 15:10, дипломная работа
Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Введение
Глава 1. Зарождение институтов самоуправления в России
1.1 Местное самоуправление в Древнерусском государстве
1.2 Местное самоуправление в период создания Русского централизованного государства
1.3 Развитие самоуправления в России в период абсолютизма в 18 веке
Глава 2. Создание системы местного самоуправления в России. Земские и городские реформы XIX века
2.1 Кризис крепостного строя и институты самоуправления
2.2 Крестьянская реформа 1861года как начало нового этапа развития местного самоуправления
2.3 Земская реформа 1864 года и контрреформа 1889-1890 годов
2.4 Городская реформа 1870 года и контрреформа 1892 года
Глава 3. Развитие институтов самоуправления в России в начале 20 века
3.1 Самоуправление в предреволюционный период
3.2 Самоуправление в период двоевластия
3.3 Организация власти на местах в советский период
Глава 4. Переход к новой модели местного самоуправления
4.1 Местное самоуправление до Конституции России 1993 года
4.2 Местное самоуправление по Конституции России 1993 года и закону 1995 года
4.3 Современная реформа местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
Сельские общества, в соответствии с данным указом, должны были быть учреждены в каждом большом казенном селении. Его органами являлись сельский сход, по одному на 10 дворов, сельское начальство -- старшины, сотские, десятские, сборщики податей и т. д. и сельская расправа. Избранные населением волостные головы и сельские старосты затем утверждались Палатой государственных имуществ: волостные головы по представлению окружного начальника, старосты -- по представлению волостного правления. При этом требовалось разрешение Начальника губернии.
В соответствии с нормами законодательства, в сферу полномочий крестьянского общественного самоуправления входили: «народное числение», «контроль за делами веры», охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль, дела по врачебному благоустройству, народное продовольствие, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских обществ, сбор податей и выполнение повинностей (прежде всего, рекрутской) и пр Великая реформа: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Юбилейное издание. М., 1916. С. 246..
Следует отметить, что указ 1838 года никак не повлиял на правовое положение крестьян. Деревенская община по-прежнему не пользовалась здесь никакой самостоятельностью, так как помещик как собственник земли и крестьян продолжал в пределах своего имения выполнять полицейские и судейские обязанности.
Некоторые вопросы хозяйства и внутренней жизни сельской общины обсуждались на общем собрании крестьян -- хозяев дворов. Из своих крепостных помещик сам избирал старосту, в задачи которого входило исполнение в рамках соответствующей деревни контрольно-распорядительных функций, которыми его наделял хозяин.
Структура городского общественного самоуправления по-прежнему (хотя в большей степени и формально) основывалась на «Жалованной грамоте городам». Тем не менее, нельзя не сказать, что к этому времени она все же претерпела весьма существенные трансформации.
Так, практически, везде в системе городского самоуправления уже отсутствовала, ликвидированная Павлом I, городская дума как собрание городских представителей. Исполнительно-распорядительные действия, по существу, повсеместно осуществляло собрание городского общества, в котором большинство, как правило, составляли мещане Городское самоуправление в России в 60-х-начале 90-х годов 19 в./ Нардова В.А. Л. 1984. С.13..
В 1821 году началась работа по пересмотру «Городового Положения» 1785 года, завершившаяся в 1846 году введением в Петербурге, а позднее в Москве, Одессе и Тифлисе, нового «Городового Положения» ПСЗРИ. Т. 21..отд.1. №19721.. Новый акт обеспечивал преобладание дворянства, почетных граждан и купечества в городском общественном самоуправлении, предусматривая строгий административный контроль за деятельностью этих учреждений. В действительности создаваемые органы городского самоуправления были, мягко говоря, не очень представительными. В соответствии с предписаниями нового муниципального законодательства, городское общественное самоуправление дифференцировалось на два вида -- на общее (для всего городского сообщества) и частное -- по сословиям. Органами общего самоуправления становились: городской голова; общая городская дума (как распорядительный орган) и распорядительная городская дума (как исполнительный орган).
Общее собрание
сословий создавалось исключительно
для выборов членов общей думы.
Для решения дел
В конце 50-х годов XIX века центральное правительство предпринимает еще одну попытку осуществить реформу местного управления, как и прежде в рамках административной реформы. В разосланном губернаторам весной 1858 года «Проекте реформы уездного управления» предполагалось сконцентрировать в руках уездного начальника всю уездную административную власть История земства за 40 лет: В 4 т. Т.3./ Веселовский Б.Б. СПб., 1909. С.2.. Причем, уездных руководителей предписывалось назначать, как правило, из военных. Однако предложенный проект не нашел должной поддержки не только у руководителей губерний, но и у предводителей местного дворянства. Тем не менее, он сыграл роль, своего рода, «социологического опроса», что позволило правительству приступить все же к реализации следующего плана реформирования сословие-хозяйственного управления уезда. При этом главным вопросом, стоявшем» на повестке дня, был вопрос об определении уровня участия в этом управлении каждого уездного сословия История земства за 40 лет: В 4 т. Т. 3. / Веселовский Б.Б. СПб. 1909. С.2..
Под председательством товарища министра внутренних дел Н.А. Милютина 23 октября 1859 года создается специальная комиссия по разработке проекта реформирования уездных и губернских учреждений. Комиссия проработала над проектом более 5 лет и подготовила законодательный акт, принятый после крестьянской реформы 1861 года.
2.2 Крестьянская реформа 1861 года как начало нового этапа развития местного самоуправления
Самоуправление на уровне сельской соседской общины сохранялось в России на всем протяжении отечественной истории. Поэтому неудивительно, что ее попытались сохранить и в ходе крестьянской реформы 1861 года. После реформы экономически активная часть крестьян уходила в город -- не только работать по найму, но часто с целью создать собственное дело. В этом случае они сохраняли за собой право на землю, если только семья продолжала жить в деревне Региональное и местное самоуправление в России (вторая половина 19 века). / Лаптева Л.Е. М. 1998. С.28..
Проведенная в 1861 году крестьянская реформа дала мощный импульс развитию местного самоуправления в Империи. Она предусматривала, в том числе, организацию крестьянского самоуправления на уровне волости и села.
На практике дифференциация самоуправления, вводимого на низших уровнях административного деления страны, выражалась в следующем.
Так, волостное крестьянское самоуправление в соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» состояло из волостного схода, формировавшегося по принципу: один выборный от 10 дворов, волостного правления (во главе с волостным старшиной) и волостного крестьянского суда. Волостной сход решал тот же крут вопросов, что и сельский сход, с учетом специфики волости. В состав волостного правления входили выбранные на три года волостной старшина, все сельские старосты и сборщики местных податей. Волостной старшина осуществлял полномочия в рамках волости в административно-полицейской сфере.
В свою очередь сельское самоуправление состояло из крестьянского схода, избираемого из крестьян-домохозяев, и старосты. В сферу полномочий сельского схода входили выборы сельских должностных лиц, споры об общинном пользовании землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, общественного презрения, начального образования членов сельского общества, раскладка казенных податей, земских и мирских денежных сборов и натуральных повинностей, рекрутские наборы и прочее. Сельский староста в рамках территории села осуществлял административно-полицейские полномочия, вел дознание, осуществлял охрану порядка и подвергал аресту (до двух дней) или штрафу (до одного рубля) ПСЗРИ. Т. 36. №36657..
Говоря о
специфике традиционного
Каждая сельская гмина формировалась из деревень и колоний, населенных разными категориями крестьян, фольварков или мыз помещиков и иных землевладельцев, из посадов.
Гминное управление составляли: гминный сход, гминный войт и солтысы (помещики Гминного войта). Характерно, что гминный сход формировался из всех, без различия вероисповеданий, совершеннолетних домохозяев гмины, отвечающих требованиям имущественного ценза, то есть владеющих в пределах соответствующей гмины на правах личной собственности не менее чем тремя органами земли.
Польские деревни, колонии и посады образовывали отдельные сельские общества. Органами сельского общества были сельский сход и солтыс. Право участия в сельском сходе имели и крестьянки, владеющие усадебными участками и самостоятельно управляющие хозяйством. Правила о сельских обществах распространялись и на посады, образованные из городов с небольшим населением, слабым развитием торговли и незначительными доходами Региональное и местное самоуправление в России (вторая половина 19 века) /Лаптева Л.Е. М. 1998. С.95..
Для контроля за крестьянским самоуправлением была создана целая система органов в соответствии с принятым в этот же период «Положением о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях» РСЗРИ. Т.36. №36660.. «Положение», по существу, закрепляло дворянский контроль за крестьянским самоуправлением, так как все должности в этих учреждениях -- мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия -- замещались потомственными дворянами-помещиками и представителями губернской администрации. Из всех учреждаемых органов дворянского контроля наибольшее значение приобретал мировой посредник, т. к. именно он налагал взыскания, удалял (правда, лишь временно) лиц крестьянского управления от должности и т. д Император Александр II, его жизнь и царствование. Кн. 1./ Татищев С.С. М.:Чарли.1996. С.419..
Однако все предпринятые реформы в сфере сельского и волостного самоуправления так и не ликвидировали феодальной сущности большинства общественных отношений, протекавших на уровне социально-политической надстройки российского общества. Это, прежде всего, касалось сохранения (а иногда и укрепления) классово-сословного характера формирования и деятельности сельского и волостного самоуправления. Так, от участия в нем были фактически отстранены не только дворяне (за исключением потомственных дворян-помещиков), но и духовенство, купцы, ремесленники и имевшаяся на селе интеллигенция. Но основным тормозом развития не только новых экономических отношений, а и элементов самоуправления было законодательное закрепление за сельской общиной статуса важнейшего субъекта социально-политических отношений на самом низовом уровне Империи. Поэтому ни о какой самостоятельности крестьянского самоуправления (базой которого было свободное, но безземельное крестьянство), находившегося под двойным контролем местных крестьянских и судебно-административных учреждений, не могло быть и речи.
2.3 Земская реформа 1864 года и контрреформа 1889-1890 годов
Всесословное земское самоуправление было создано на основе утвержденного 1 января 1864 года «Положения о губернских и уездных земских учреждениях»1 ПСЗРИ. Т. 39. № 40457..
Положение 1864 года закрепляло всесословную систему земских учреждений, которые вводились в 33 губерниях. Земские учреждения разделялись на земские уездные и земские губернские учреждения. Уездные учреждения включали в себя уездные земские собрания и уездные управы. Земские губернские учреждения состояли из губернских собраний и губернских управ. Уездное земское собрание состояло из уездных земских гласных, избиравшихся на три года и так называемых «членов по должности» -- представителей удельного ведомства и ведомства земледелия; депутата от духовного ведомства; городского головы губернского, уездного города; председателя и членов уездной земской управы. Председательствовал на заседаниях уездного земского собрания уездный предводитель дворянства.
Для того чтобы
наглядно проиллюстрировать взаимоотноше
Итак, выборы уездных земских гласных проводились по так называемой трехклассной системе. В соответствии с «Положением» 1864 года: к первому классу относились частные землевладельцы (владевшие имениями от 200 до 800 десятин, стоимостью в 15 тысяч рублей), не входившие в состав городских и сельских сообществ; ко второму классу относились лица, принадлежавшие к городским сообществам (горожане должны были иметь недвижимость стоимостью от 1 до 3 тысяч рублей, в зависимости от величины города, или дело с оборотом не менее 6 тысяч рублей); к третьему классу относились лица, принадлежавшие к сельским сообществам. Число гласных от каждого класса определялось в особом «Расписании» История либерализма в России. 1762-1914./ Леонтович В.В. М.: Русский путь.1995. С. 313..
В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 года ПСЗРИ Т. 10. №6927. выборы гласных также базировались на трехклассной системе, в основу которой было положено доминирование дворянского сословия: к первому классу относились потомственные, а также личные дворяне; ко второму классу относились прочие избиратели; к третьему классу -- крестьяне. Число гласных по-прежнему определялось особым «Расписанием» по уездам каждой губернии. Причем дворянам законодательно обеспечивалось большее число гласных, нежели остальным вместе взятым.
5 октября 1906
года Николаем II был подписан
Высочайший Указ, в соответствии
с которым: сельским
Избранные волостными сходами кандидаты в гласные созывались уездным предводителем дворянства на специальный съезд, на котором они избирали своего председателя. Выборы гласных регулировались общими правилами о выборах гласных в земских избирательных собраниях.
Информация о работе Организационные основы местного самоуправления