Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 15:10, дипломная работа
Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Введение
Глава 1. Зарождение институтов самоуправления в России
1.1 Местное самоуправление в Древнерусском государстве
1.2 Местное самоуправление в период создания Русского централизованного государства
1.3 Развитие самоуправления в России в период абсолютизма в 18 веке
Глава 2. Создание системы местного самоуправления в России. Земские и городские реформы XIX века
2.1 Кризис крепостного строя и институты самоуправления
2.2 Крестьянская реформа 1861года как начало нового этапа развития местного самоуправления
2.3 Земская реформа 1864 года и контрреформа 1889-1890 годов
2.4 Городская реформа 1870 года и контрреформа 1892 года
Глава 3. Развитие институтов самоуправления в России в начале 20 века
3.1 Самоуправление в предреволюционный период
3.2 Самоуправление в период двоевластия
3.3 Организация власти на местах в советский период
Глава 4. Переход к новой модели местного самоуправления
4.1 Местное самоуправление до Конституции России 1993 года
4.2 Местное самоуправление по Конституции России 1993 года и закону 1995 года
4.3 Современная реформа местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом,
организационным принципом
Глава 4. Переход к новой модели местного самоуправления в Российской Федерации (с 1993 г. по наше время)
4.1 Местное самоуправление до Конституции 1993 года
История местного
самоуправления в России в современный
период, начиная с 1990 года по 2003 год,
насчитывает уже три
До 1993 года преобразование
системы единой государственной
власти, системы местного государственного
управления в систему местного самоуправления
основывалось на системе административно-
В соответствии
с принятым в 1991 году Законом Российской
Федерации “О местном самоуправлении
в Российской Федерации” Закон РСФСР № 1550 - 1 от
06.06.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР»
// СНД и ВС РСФСР . - 1991 г. -№ 29. система местного
самоуправления строилась по административно-
С 1991 года разработчики
проектов законов о местном
С принятием в 1990 году Закона СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР” Закон СССР от 09.04.1990г. "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" // СНД и ВС СССР. -1990 г. - №16. началось выделение системы местного самоуправления из системы единой государственной власти путем передачи местным органам управления определенных властных полномочий. Союзный закон был значительным шагом вперед. Основные его недостатки заключались в том, что его нормы носили рамочный характер, что не позволяло в субъектах Федерации оперативно устанавливать разграничение полномочий между нарождающимися властными представительными структурами - советами и их исполнительными органами - исполнительными комитетами.
В СССР практически отсутствовал столь необходимый в тех условиях опыт реализации положений рамочных законов и разграничения властных полномочий в действовавшей в то время системе двойного подчинения исполнительных органов по вертикали. И этот в целом прогрессивный закон вызвал многочисленные коллизии, связанные с радикальным переходом от “прямого” управления в советской однопартийной системе к системе управления в рамках самостоятельных исполнительно- распорядительных полномочий советских органов различного уровня.
В результате проведения относительно демократических выборов в советы в 1990 году ситуация начала радикально изменяться. Возникли политические предпосылки для действительного перехода властных полномочий от парткомов и исполкомов к советам. Однако отсутствие в законах детального регулирования предметов ведения и полномочий и в особенности конкретного административно-правового механизма распределения правомочий и ответственности порождало в первый год деятельности новых представительных органов - советов конфликты между исполнительными и представительными органами местной власти.
Этот конфликт
был практически разрешен с принятием
Закона РФ “О местном самоуправлении
в Российской Федерации” в 1991 году.
Закон, в частности, предусматривал
не только разграничение полномочий
советов и исполнительных органов
местного самоуправления - местных администраций, но и закреплял
унифицированную систему территориальной
организации местной власти в соответствии
с административно-
Постепенное эволюционное реформирование местной власти продолжалось до 21 сентября 1993 года, когда советы были распущены первым Президентом России. В этот день указами Президента было, по существу, ликвидировано местное самоуправление. Восстанавливалась властная вертикаль, но не в виде системы “советов-исполкомов”, а в виде исполнительной вертикали государственной власти. Вновь возникшая ситуация практически полностью повторяла ситуацию, существовавшую до 1990 года. Различия состояли лишь в том, что до 1990 года советы юридически провозглашались полновластными, а реально такими полномочиями не обладали; после же 21 сентября 1993 года представительные органы были и формально-юридически лишены властно-распорядительных полномочий. Таким образом, воссоздавалось местное государственное управление.
4.2 Местное самоуправление с 1993 года
С 1993 года в России
практически перестали
Реставрация исполнительной
вертикали в новых условиях не
могла привести к достижению целей,
которые во всех странах связываются
с введением и развитием
Самостоятельные
муниципальные образования
Согласно российской Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем не менее, она допускает использование административной инфраструктуры местного самоуправления в целях осуществления государственной политики: “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств” (ст.12).
Конституционные гарантии включают самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов (ст.130). Эти принципы и легли в основу двух федеральных законов “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, которые конкретизировали права граждан на осуществление местного самоуправления, его территориальную структуру, порядок формирования органов самоуправления и другие вопросы Станет ли самоуправление в России реальным фактором? // Российская Федерация. 1994. №22. С. 52..
Важно подчеркнуть, что по действующему законодательству, документом, определяющим жизнь в российских городах и селах, является Устав муниципального образования.
Динамика численности муниципальных образований свидетельствует о сложной судьбе местного самоуправления. Не все муниципальные образования сегодня обладают атрибутами полноценного местного самоуправления - от самостоятельного бюджета до независимости выборных должностных лиц. Конституционный суд неоднократно отмечал различные нарушения на уровне субъектов Российской Федерации, проявлявшиеся в попытках ввести назначение руководителей местного самоуправления, финансирование муниципальных образований по смете и т.п.
Местное самоуправление 1990-х годов переживало трудные “болезни роста”, политические и экономические причины которых хорошо известны. Это: чрезмерный объем государственных полномочий, которыми наделено местное самоуправление; перегрузка местных бюджетов не финансируемыми федеральными и региональными мандатами; крайне низкая степень фискальной автономии, зависимость местных бюджетов от решений органов государственной власти; попытки органов государственной власти субъектов Российской Федерации на “договорной” основе отстранить органы местного самоуправления от решения отдельных вопросов местного значения или ограничить самостоятельность муниципальных образований иным образом Идеалы самоуправления и российская действительность / Барабашев Г.В. // Государство и право. - 1996 г. -№11. С.51.
2 Федеральный закон № 154 - ФЗ от 15.08. 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. - 1995 г. -№ 12..
Таким образом, именно принятие Конституции РФ 1993 г. подытожило становление правовой основы местного самоуправления и открыло перспективу дальнейшего развития законодательства и уставного нормотворчества в сфере местного самоуправления. Принимая закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” 2 1995 года, федеральный законодатель попытался устранить ряд
существенных
искажений конституционных
Однако этот федеральный закон, являясь результатом политического компромисса, имел известные недостатки. К ним можно, отнести, например, факультативный характер нормы о главе местного самоуправления, наделенного неопределенными “скрытыми” полномочиями по руководству деятельностью местного самоуправления на территории муниципального образования. Подобные факультативные нормы, в частности, позволили, ничего не меняя в субъектах Федерации, воспроизвести систему построения местной власти, которая была установлена указами Президента.
Федеральный закон в редакции 1995 года содержал также ряд декларативных положений, которые не были подкреплены материальными и процессуальными гарантиями, императивными нормами и процедурами их реализации. Субъекты Федерации воспользовались такими пробелами и ввели в региональном законодательстве нормы, искажающие конституционные принципы местного самоуправления. Характерным примером является отказ в субъектах Федерации от проведения выборов органов местного самоуправления в период 1993-1996 годов под предлогом отсутствия Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и законов субъектов Федерации о выборах в местные органы власти. Федеральный законодатель с целью обеспечения возможности реализации конституционных прав граждан на избрание органов местного самоуправления был вынужден в экстренном порядке принять Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан при выборах в органы местного самоуправления”, содержавшие ряд правовых гарантий.
становление развитие местное самоуправление россия
Информация о работе Организационные основы местного самоуправления