Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Раздел 2 настоящего контракт содержит условия «Количество и качество товара». Во избежание возможных осложнений в процессе исполнения сделки качество и количество товара описаны детальным образом.
Так как контракт предусматривает определенную периодичность поставок, то общее количество товара установлено ориентировочно и предусмотрено количество товара на каждый год поставки. Кроме того, в контракте делается оговорка о необходимости дополнительного согласования объема закупок на каждый период поставки. Такое положение позволяет сторонам изменить по ходу исполнения контракта, количественные характеристики объекта сделки и избежать дополнительных издержек, связанных с транспортировкой и хранением товара.
Качество товара, поставляемого Продавцом должно строго соответствовать действующим стандартам страны продавца, что необходимо подтвердить сертификатом качества. Кроме того, указывается температура транспортировки и хранения, государственный стандарт, которому должно соответствовать качество товара, допустимые нормы нежелательных примесей и нормируемые показатели безопасности.
Далее следует раздел именуемый «Базисные условия поставки», который содержит сведения о том, что поставка осуществляется на условиях DDU-Ростов-на-Дону, специализированным автомобильным транспортом. Данный базис является наиболее выгодным для Покупателя, так как большую часть расходов и риски, связанные с поставкой товара до места назначения берет на себя Продавец. Покупатель обязан осуществить импортную таможенную очистку и произвести разгрузку товара с прибывшего транспортного средства. С одной стороны данный базис возлагает минимальные обязанности на покупателя по доставке товара, т.к. все расходы по транспортировке и риски повреждения или потери ложатся на продавца, а с другой стороны учитывая, что в цену товара входят расходы по транспортировке, таможенной очистки, то возможно стоит рассмотреть другие условия поставки. К примеру, базис поставки EXW или FCA предоставляет покупателю свободу выбора перевозчика и возможность уменьшить расходы и как следствие сделать минимальной покупную цену товара.
Кроме того, в связи с вступлением в силу новой редакции Инкотермс 2010, предусматривающей отмену терминов DDU, DAF, DEQ, DES, существует необходимость замены условий DDU, на основании которых осуществляется поставка алкогольной продукции по внешнеторговому контракту компании «Регата». Данный базис стоит заменить термином DAP (Delivered At Place) – «Доставлено в месте», который сохраняет права и обязанности продавца и покупателя по поставке товара такими же, как на условиях DDU, за исключением того, что продавец предоставляет в распоряжение покупателя товар уже готовый к отгрузке.
Раздел «Базисные условия поставки» логичнее было бы указать немного позже. До этого раздела было бы разумнее указать следующую информацию: цена, условия платежа, упаковка и маркировка. Кроме того в контракте, не указаны условия и место поставки. Дата поставки указана в разделе «Порядок отгрузки». С учетом того, что поставку будет осуществляться отдельными партиями, следовало бы сделать оговорку, что «Поставка по настоящему контракту производится отдельными партиями в количестве и сроки, определяемые сторонами в отдельных спецификациях, выставляемых покупателем и являющихся неотъемлемой частью контракта. Уместным было объединить выше перечисленные сведения и дату поставки с базисными условиями поставки в раздел «Условия поставки» и исключить статью «Базисные условия поставки».
Важнейшим условием контракта является цена и общая стоимость контракта, которая устанавливается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу при согласованном базисе поставки. Цена по данному контракту определяется в долларах США и зафиксирована в момент его заключения, но может быть пересмотрена в дальнейшем, в случае изменения количества поставляемого товара в будущем. Также в контракте существует указание, что цена на товар включает в себя стоимость вина, стоимость маркировки и упаковки и расходы по транспортировке товара от Продавца к Покупателю. Но стоит отметить, что в контракте не указано в соответствии с каким базисом по «Инкотермс» устанавливается цена товара. В данном случае необходимо было сделать следующую оговорку «Цена Товара поставляемого по настоящему контракту установлена в долларах США и понимается на условиях DDU-Ростов-на-Дону, Россия» (Инкотермс 2000) и далее перечислить какие расходы входят в цену товара. Кроме того, так как контракт заключен на длительный период времени (5 лет), цена контракта может измениться в зависимости от изменения курса доллара США на день, предшествующий оплате, поэтому уместно было зафиксировать курс валюты на момент подписания контракта.
Так как товар будет поставляться отдельными партиями, в течение всего срока действия контракта, то имеет смысл сделать оговорку о том, что «стоимость каждой поставки определяется на основании Приложений, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта и инвойсов, выставляемых Поставщиком Покупателю».
Формой расчетов по рассматриваемому договору является открытый платеж в USD, банковским переводом по указанному расчетному счету в договоре. Такая форма платежа наиболее проста и достаточно широко применима, не требует дополнительных возможностей от банковской инфраструктуры как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Также устанавливается период, в течение которого должен быть произведен платеж. В контракте этот момент оговаривается следующим образом: « Покупатель производит оплату за отгруженную партию товара в течение 80-ти дней с даты поставки». Здесь важным было указать, будет платеж осуществляться в течение 80-ти банковских или же календарных дней. В случае просрочки платежа предусматриваются штрафы в размере 0,3 % за каждый день просрочки. Также сторонами оговариваются условия оплаты, которые указываются в дополнениях и приложениях к настоящему договору. Согласно контракту все банковские расходы, связанные с оплатой товара в России производятся за счет Продавца, за пределами России – за счет Покупателя.
Сдача и приемка - это один акт, который в контракте выражен следующей формулировкой: “Товар считается сданным Продавцом и принятым Покупателем…” В контракте обычно устанавливается порядок сдачи-приемки: вид сдачи-приемки, место фактической сдачи-приемки, срок сдачи-приемки, способ проверки качества товара, способ приемки товара по качеству, метод определения количества и качества фактически поставленного товара, кем осуществляется сдача-приемка товара. В контракте заключенном между российским и украинским предприятием в данном разделе указано, что приемка товара по количеству производится согласно числу бутылок и весу на складе Покупателя, а по качеству согласно сертификату качеству, а также момент перехода права собственности и рисков с Продавца на Покупателя. При этом отсутствует оговорка о сроках сдачи-приемки товара, срок предъявления рекламаций, вопросы взаимодействия сторон при решении спорных моментов, порядок независимой экспертной оценки качества товара, кто может выступать в качестве эксперта, размер и порядок выплаты компенсации в случае выявления недостачи.
Далее следует статья «Порядок отгрузки». Она устанавливает периода, в течение которого должна быть произведена отгрузка. В соответствии с этой статьей Покупатель обязан до начала планируемой даты отгрузки связаться с Продавцом и предать заказ на поставку товара. После получения заказа Продавец направляет Покупателю спецификацию и счет-фактуру. Так как данный контракт заключен на поставку подакцизной продукции, то существует необходимость получения акцизных марок. Получение акцизных марок в ЮТУ и их транспортировку Продавцу оплачивает Покупатель. Кроме того, договором обусловлено, что Покупатель обязан предоставить Продавцу акцизные марки не позднее 5 дней до даты отгрузки. В свою очередь, Продавец несет ответственность за утрату или повреждение акцизных марок и в случае необеспечения их сохранности возместить понесенные Покупателем убытки. Датой поставки стороны обусловились считать дату предоставления Продавцам в распоряжение Покупателя товар в городе Ростове-на-Дону. Так как Продавец принимает на себя обеспечение перевозки, он обязан в течение 24 часов, с даты отгрузки послать покупателю извещение об отгрузке и сообщить наименование отгруженного товара, номер товаро - транспортной накладной, номер счета, количество товара и вес брутто. Также в этом пункте контракта дается перечень отгрузочных документов, которые Продавец обязан представить Покупателю, а также список документов направляемых Покупателем Продавцу для таможенного оформления акцизных марок.
В отношении упаковки товара четко определено ее назначение и вид упаковки. Но в тоже время контрактом не оговорены требования к маркировке товара. Учитывая характер товара, на поставку которого заключен договор необходимым является оговорка об особенностях обращения с товаром при погрузке и транспортировке.
Важный раздел контракта – «Форс-мажор». В разделе представлен согласованный сторонами перечень таких обстоятельств и порядок действий сторон при его наступлении. Недостатком данного раздела можно считать то, что сторонами неоговорен период действия обстоятельств непреодолимой силы после которого стороны могут отказаться от исполнения контракта или аннулировать его. Обычно этот период равен 6 месяцам, но может быть предусмотрен и другой срок. Кроме того, контрактом не предусмотрен период времени, в течение которого сторона, для которой создалась невозможность исполнение своих обязательств, должна уведомить другую сторону о наступлении или прекращении обстоятельств непреодолимой силы.
Немаловажное значение для сторон имеет статья «Претензии». Здесь оговорены порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий по количеству и качеству товара, порядок платежей по претензиям, что позволяет защитить одну сторону от ненадлежащего исполнения контракта другой стороной. Порядок урегулирования спорных вопросов предусмотрен статьей «Арбитраж», в соответствии с которой все споры и разногласии между сторонами разрешаются путем переговоров и в случае если стороны не могут прийти к согласию споры и разногласия будут урегулированы в судебном порядке в Арбитражном суде страны экспортера.
Раздел «Прочие условия» содержит оговорку о том, что ни одна из сторон не вправе передавать свои права по контракту третьей стороне без письменного согласия другой стороны. Все остальные условия, которые обычно включаются в данный раздел отражены в статье «Контракт в целом». Здесь предусмотрены требования, которые стороны должны соблюдать при изменении и дополнения настоящего договора, также сведения о том, что после заключения контракта вся предшествующая переписка и переговоры по контракту теряют свою силу, но не предусмотрены условия аннулирования и расторжения контракта.
Юридические адреса и платежные реквизиты сторон в рассматриваемом договоре являются юридический адрес покупателя и продавца, также указываются платежные реквизиты сторон. Это удобно, тем, что каждая из сторон дает юридический адрес, так как при возникновении каких - либо разногласий есть возможность отправить уведомление. Также дают платежные реквизиты для осуществления финансовых операций и на случай
Анализ структуры внешнеторгового контракта, заключенного между ЗАО «Регата», Россия и ЗАО «Завод шампанских вин», Украина показал, что предприятия составили контракт исходя из возможностей контрагентов по осуществлению внешнеторговой деятельности. В целом контракт содержит все разделы, которые предусмотрены типовым договором. Но имеется возможность внести некоторые поправки которые позволят повысить эффективность внешнеторговой сделки, снизить риски и расходы сторон.
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
При осуществлении внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата» столкнулось с основной проблемой, характерной для алкогольного рынка в целом, - ограниченностью доступной информации о состоянии внутреннего и внешнего рынка. Сообщения о каких-либо существенных изменениях отражаются в СМИ с большим опозданием. Несвоевременное получение сообщения приводит к потере его ценности. Информация – самый ценный ресурс при условии, что она имеет ценность и полезность для достижения конкретных поставленных целей. Целью ЗАО «Регата» является повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.
При импорте и экспорте алкогольной продукции, прежде всего, необходимо определиться с рынком сбыта, покупательским спросом, с категорией покупателей, на которых в соответствии с уровнем дохода необходимо сделать акцент. Также необходимо найти фирм-партнеров, проверить их надежность, заключить внешнеторговые контракты, своевременно учитывая изменения в законодательстве; организовать транспортировку товара, проанализировав возможные варианты и выбрав наиболее оптимальный по затратам; выбрать наилучший метод ценообразования; взаимодействовать с таможенными органами. Следовательно, при расширении внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата» понадобится большой объем информации в различных областях.
Способов получить необходимую информацию несколько:
1)обратиться в организации, специализирующиеся на проведении внешнеторговых операций и их юридическом сопровождении. Плюсом является большой опыт работы, связанный с внешнеторговыми операциями. Основным минусом данного способа является его дороговизна, так как специалистов по различным областям ВЭД, специализирующихся на торговле алкогольной продукции, немного. Другой недостаток заключается в том, что сторонних специалистов необходимо вводить в курс дела, а для этого нужно отрывать сотрудников организации от их обязанностей. Необходимостью также станет раскрытие части конфиденциальной информации. Хотя со сторонними организациями заключаются соглашения о конфиденциальности, утечка информации возможна, а доказать вину в этом случае затруднительно;
2)воспользоваться услугами исследовательских компаний с целью проведения маркетинговых исследований зарубежных рынков. Плюсом является отработанная схема проведения исследований и большой опыт работы. Проведение маркетинговых исследований – одно из самых дорогих мероприятий (стоимость от 3000 до сотен тысяч рублей). Недостаток заключается в том, что готовые исследования зарубежных рынков предлагаются всем желающим. Пользователем содержащихся в них сведений будет не только ЗАО «Регата», но и его конкуренты. Зачастую исследования содержат общеизвестные факты, давно отраженные в СМИ. Возможно проведение маркетинговых исследований на заказ, однако нет гарантий, что полученные данные будут полезны для конкретных целей деятельности ЗАО «Регата»;