Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Для того чтобы специалисты компании могли отслеживать тенденции современного алкогольного рынка и налаживать контакты с хорошо зарекомендовавшими себя, перспективными предприятиями, необходимо создание базы данных иностранных производителей, что поможет быстро и оперативно осуществлять поиск поставщиков необходимых товаров и делать соответствующие заказы. В настоящее время поиск завода изготовителя или торговую компанию, готовых предложить нужный и качественный товара - достаточно сложная трудоемкая работа. Следовательно, приходится обращаться к отдельным фирмам, которые могут порекомендовать нужных изготовителей или, которые зачастую сами выступают в роли посредников. А подобная работа занимает слишком много времени.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий в отношении экспорта и импорта алкогольной продукции позволит повысить эффективность работы предприятия на внешних рынках, следовательно, приведет и к повышению эффективности функционирования ЗАО «Регата» в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в связи с усилением процессов глобализации и либерализацией внешнеторговой деятельности в России, участие во внешнеэкономической деятельности принимают десятки тысяч предприятий и сотни тысяч предпринимателей и государственных служащих.
Компания ЗАО «Регата» является непосредственным участником ВЭД, осуществляя как импортные, так и экспортные операции на рынке алкогольной продукции, который на сегодняшний день претерпевает значительные структурные изменения, а также изменения в сфере государственного регулирования данного сектора экономики.
Алкогольный сектор в России с давних пор представляет особое значение, как с социальной точки зрения, так и с позиции российской экономики в целом, т.к. является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, поскольку основная масса алкогольной продукции, и производимой России и поставляемой из-за рубежа является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции. Кроме того рынок алкогольной продукции характеризуется высокой рентабельностью и быстрым оборотом капитала.
Основными тенденциями современного рынка алкогольной продукции являются:
1) восстановление физического объема рынка легальной продукции;
2) восстановление баланса рынков отечественной и импортной продукции на алкогольном рынке России
3) межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний
4) сокращение объемов производства ЛВИ и рост производства вина
5) смещением потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие.
Наряду с динамичным развитием алкогольный сектор по-прежнему остается наиболее проблемной отраслью российской экономики , так как характеризуется высоким уровнем криминализации и коррупции, большим объемом фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции на российском рынке.
С целью легализации рынка алкогольной продукции за последние 3 года произошли следующие изменения:
1)создание на основании Указа Президента РФ от 31 декабря 2008 года № 1883 Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
2) постепенное восстановление объема рынка легальной продукции
3) повышение минимальных цен на некоторые группы крепкого алкоголя, с целью минимизации доли контрафактной продукции
4) введено обязательное декларирование розничных продаж
Таким образом, в 2010 году наблюдается сокращение доли нелегальной продукции. По итогам года объем легального алкогольного производства составит 224 млн. дал и увеличился в 2010 г. на 10% относительно 2009.
Что касается внешнеторговой деятельности, то здесь отмечается увеличение поставок алкогольной продукции на 3,8 млн.л., при этом большая доля поставок алкогольной продукции приходится на ликеро-водочные изделия. Наибольший объем экспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ - Казахстан, Армению, Азербайджан, а также Латвию, Германию, США, Великобританию.
Доля импортного алкоголя на российском рынке довольно велика, в настоящее время она составляет около 60 %. При этом ведущие позиции в импорте занимают такие страны как Украина, Молдавия, Болгария, Франция, Испания, Италия.
Компания «Регата» играет немаловажную роль в импорте алкогольной продукции. Она занимает лидирующие позиции среди импортеров Ростовской области и 14 место среди импортеров России. Ее доля в импорте алкогольной продукции по итогам 2010 года составляла 8% в абсолютном выражении и 5% - в денежном.
ЗАО «Регата сотрудничает с ведущими поставщиками из стран дальнего (Япония, Франция, Аргентина, Испания) и ближнего зарубежья (Украина, Молдавия, Болгария, Абхазия).
Предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность по следующим основным направлениям:
1) импорт готовой продукции из страны ближнего и дальнего зарубежья;
2) дистрибуция на территории России зарубежных спиртных напитков
3) реклама и продвижение продукции собственного бренда на внешний рынок.
Свою внешнеэкономическую деятельность Общество осуществляет самостоятельно, приобретая алкогольную продукцию напрямую у иностранных производителей. Услугами сторонних организаций при осуществлении внешнеэкономической деятельности компания пользуется в случаях, когда необходимо: проверить или получить информацию о потенциальных зарубежных партнерах; оформить надлежащим образом документы, сопровождающие внешнеторговую сделку; получить консультации специалистов по внешнеэкономической деятельности.
В работе ЗАО «Регата» на внешних рынках участвуют такие структурные подразделения, как отдел закупок, выполняющий основную часть внешнеторговых операций, а также служба продаж, отдел логистики и отдел маркетинга.
Несмотря на то, что уже более 10 лет ЗАО «РЕГАТА» успешно осуществляет внешнеэкономическую деятельность, масштабы которой с каждым годом возрастают, входе анализа внешнеторговой деятельности предприятия, был выявлен ряд проблем как организационного, так и экономического характера. Основные из них:
1) отсутствие отдела ВЭД, при нарастающих объемах импортных и экспортных операций, что снижает эффективность внешнеторговой деятельности, а также приводит к дублированию функций руководителей и специалистов предприятия в процессе управления ВЭД;
2) отсутствие базы данных ведущих производителей алкогольной продукции снижает оперативность поиска поставщиков необходимых товаров;
3) неэффективная маркетинговая деятельность на внешних рынках;
4) отсутствие детально разработанной экспортной стратегии.
Для устранения вышеперечисленных недостатков представляется необходимой реализация следующих мероприятий:
Организация структуры управления внешнеэкономической деятельностью с четким разграничением функций специалистов в процессе осуществления внешнеторговых операций, посредством создания отдела ВЭД или организации в рамках ГК «Регата» отдельной фирмы, которая будет заниматься непосредственно вопросами в области логистики и экспортно-импортных операций алкогольной продукции всей группы компаний «Регата».
Углубление партнерских отношений с основными поставщиками и транспортными компаниями предприятия могло бы способствовать увеличению качества и снижению стоимости импортируемой продукции, за счёт получения дополнительных скидок и преференций;
Также необходимо активизировать деятельность маркетинговой службы: произвести детальный анализ особенностей зарубежных рынков, изучить конъюнктуру цен и предложения поставщиков из разных стран и выбрать наиболее оптимальный для предприятия вариант.
Для того чтобы специалисты компании могли отслеживать тенденции современного алкогольного рынка и налаживать контакты с хорошо зарекомендовавшими себя, перспективными предприятиями, требуется создание базы данных иностранных производителей
В отношении экспортного направления деятельности, прежде всего, необходимо направить усилия на рынки сопредельных государств. (СНГ и Балтия). Понять мотивацию потребителей этих государств и разработать потенциально востребованный продукт, закрепить свои позиции на этих рынках и затем обратить внимание в сторону стран дальнего зарубежья;
В целом внешнеэкономическая деятельность ЗАО «Регата» заслуживает положительной оценки в свете экономических и политических реалий в РФ. Однако для повышения эффективность внешнеторговой деятельности необходимо совершенствование организации управления импортными и экспортными операциями, развитие маркетинговой деятельности, ориентированной на внешний рынок и обеспечение страны той импортной продукцией, которая не производятся в России или которой рынок еще ненасыщен, а также имеющей высокий спрос среди отечественных потребителей.
Таким образом, практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что с учетом выявленных в процессе ее написания основных проблем, сдерживающих развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия, был предложен ряд рекомендаций по повышению эффективности внешнеторговых операций, которые соответствуют финансовым возможностям организации, и могут впоследствии быть использованы руководителями рассматриваемого предприятия, в целях минимизации затрат и увеличения прибыли в процессе осуществления ВЭД.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астринский Д., Наоян В. Экономический анализ финансового положения предприятия / Экономист. – 2008.
2. Воловик Л. А. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, КГУ, Калининград, 1998.
3. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономистъ, 2008.
4. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. — М.: Эксмо, 2005.
5. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2008.
6. Курганская Н.И., Вишневская О.В. Анализ финансового состояния предприятия его конкурентами. // Вестник ДГТУ, 2003, Т. 3, №1.
7. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. - 2-е изд., - М.: Экономистъ, 2005.
8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник - 4-е изд., - М: ИНФРА-М, 2008.
9. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2008.
10. Федеральный Закон РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" №164-ФЗ от 8.12.2003.
11. Федеральный Закон РФ «О таможенном тарифе» № 186-ФЗ от 23.12.2003.
12. Федеральный Закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» № 165-ФЗ от 8.12.2003.
13. Федеральный Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003.
14. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010.
15. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171-ФЗ от 22.11.1995.
16. Отчет Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) об итогах производства легальной алкогольной продукции в РФ в 2010 г.
17. Бикмухаметов Р.А. Импорт алкоголя вышел из кризиса. Экономика и жизнь,2010, №6.
18. Краткий аналитический отчет о состоянии рынка алкогольной продукции в России в 2010 году, по данным компании ILS (International Logistic Systems).
19. Отчет по данным Национального союза участников алкогольного рынка: Основные тенденции развития алкогольного рынка в России.
20. Крадинов В.А. Первые в южной столице. Ваш Капитал юг, 2009, №11.
21. Горова Н.А. Градус роста. КоммерсантЪ. Business Guide, 2010, №77.
22. Справочник Кто есть кто на алкогольном рынке, 2010,№14.
23. Электронный ресурс. Аналитический отчет: Импорт алкогольной продукции в Россию. http://www.tamognia.ru
24. Электронный ресурс. Отчет Федеральной службы Государственной статистики: Продажа и запасы отдельных видов продукции в 2010 году. http://www.gks.ru
25. Электронный ресурс. Обзор Российского алкогольного рынка в 2010 году. http:/www.alkogol.com
26. Электронный ресурс. Отчет Администрации РО о состоянии рынка алкогольной продукции Ростовской области за 2010 год. http://www.donland.ru
27. Электронный ресурс. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. http://www.tsouz.ru
28. Электронный ресурс. Официальный сайт компании «Регата». http://www.regata.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организационная структура группы компаний «Регата»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Организационная структура ЗАО «Регата»