Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Изложен механизм малого предпринимательства. В работе приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки
Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства................... 6
1.1. Основные критерии определения малого предприятия............................... 6
1.2.Виды малых предприятий.............................................................................. 7
1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики.......................... 8
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства................................. 11
2.1. Анализ методов управления малого предприятия...................................... 11
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом........................................... 11
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 15
3.1. Государственное регулирование малого бизнеса....................................... 15
3.2. Лизинг, аренда............................................................................................. 21
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение.................................. 23
Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области................................. 30
4.1. Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечений инвестиций.......................................................................................................... 30
4.2. Программа государственной поддержки и развития МП в Челябинской области на 2001-2002 годы.................................................................................................... 31
Заключение............................................................................................................ 33
Литература............................................................................................................. 35
По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.
Наибольшую долю и значимость
малый бизнес представляет в торговле.
По характеру своей деятельности
торговые предприятия, особенно магазины,
торгующие товарами повседневного
спроса, максимально приближены к
покупателю. В связи с этим города,
их районы и даже микрорайоны должны
быть охвачены густой сетью мелких
магазинов. Статистика США показывает,
что если общее количество занятых
в малом бизнесе здесь
В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями1.
По данным Торгово-промышленной
палаты РФ, в настоящее время
В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства[2].
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства
2.1. Анализ методов управления малого предприятия
Организация —- это широко распространенная функция управления, ее иногда упрощенно отождествляют с управлением в целом. В действительности сущность организации состоит лишь в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в общем деле, в частности в процессе производства продукции. Поэтому организацию иногда называют координацией. Организация составляет основу повседневной управленческой деятельности, без нее обычно не работают ни планы, ни программы.
Организация управления включает оперативное регулирование, под которым подразумевают текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретно складывающейся обстановкой, по ходу дела. Оперативное регулирование дополняет планы и программы, в которых, конечно, нельзя предусмотреть заранее, что преподнесет нам каждодневная жизненная ситуация.
Руководство фирмой включает: управление затратами, основным и оборотным капиталом, персоналом, инвестициями; внутрифирменное планирование; организацию производственных работ.
Для малого бизнеса характерны
такие же управленческие процессы.
Как и для крупных
При решении проблем управления объектом предприниматель (менеджер) должен прежде всего хорошо представлять основные функции управления и с этих позиций рассматривать объект управления, т. е. Проводить его анализ, планировать результаты, принимать решения по их достижению, организовывать эффективную деятельность структурных подразделений, контролировать ход выполнения плановых заданий, корректировать решения и стимулировать работников.
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом
Во всех экономически развитых
странах малому и среднему бизнесу
со стороны государства
В США малый бизнес поддерживают
следующие государственные
Администрация малого бизнеса (АМБ);
специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.
Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.
АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:
-обеспечивает финансовую поддержку;
- содействует в получении заказов;
- оказывает различного рода бесплатные консультации.
Во всех штатах работают 100
региональных центров АМБ с численностью
персонала до 40 чел. в каждом. В
системе Администрации работают
5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами
Вашингтона; на добровольной основе к
работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров,
имеющих опыт управления. Основными
функциями Администрации
Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл1.
Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями.
Во Франции для поддержки
малого бизнеса используются средства
таких специализированных учреждений,
как Депозитная касса, Национальный
кредит, Земельный кредит, Центральная
кредитная касса гостиниц, торговых
и промышленных предприятий, Предпринимательский
кредит и т. п. С целью предоставления
долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет)
для малых и средних
В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.
Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%2.
Правительство Японии, органы
местной власти, крупный бизнес и
самостоятельные объединения
Финансовая корпорация малого
бизнеса предоставляет
В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.
В целях поддержки малого
бизнеса в Германии уже в течение
многих лет реализуется программа
стимулирования накоплений для организации
собственного дела. При этом в помощь
малому предпринимательству ежегодно
выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране
также действует такой
Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.
В Лионской ТПП работает компьютерный
информационный центр, который обеспечивает
предпринимателей информацией о
любой фирме, производящей или потребляющей
ту или иную продукцию. Более того,
в Ницце расположен Французский
Национальный компьютерный информационный
центр, в котором сосредоточена
подробная информация о всех французских
предпринимательских фирмах. Этот центр
имеет информационные связи с
аналогичными учреждениями других западноевропейских
стран. Любой предприниматель с
помощью обычного компьютера, связанного
с единой компьютерной информационной
системой, может оперативно получить
за умеренную плату из Ниццы любые
данные о потенциальных партнерах
и их предпринимательских
Помимо государственных
органов, оказывающих различную
поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели
в зарубежных странах создают
самостоятельные общественные организации
в целях собственной
Информация о работе Организация и управление на предприятиях малого бизнеса