Организация и управление на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Изложен механизм малого предпринимательства. В работе приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки

Содержание

Введение.................................................................................................................. 4

Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства................... 6

1.1. Основные критерии определения малого предприятия............................... 6

1.2.Виды малых предприятий.............................................................................. 7

1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики.......................... 8

Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства................................. 11

2.1. Анализ методов управления малого предприятия...................................... 11

2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом........................................... 11

Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 15

3.1. Государственное регулирование малого бизнеса....................................... 15

3.2. Лизинг, аренда............................................................................................. 21

3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение.................................. 23

Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области................................. 30

4.1. Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечений инвестиций.......................................................................................................... 30

4.2. Программа государственной поддержки и развития МП в Челябинской области на 2001-2002 годы.................................................................................................... 31

Заключение............................................................................................................ 33

Литература............................................................................................................. 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Необходимые условия  для развития малого предпринимательства  в России

 

Знаменитый “Microsoft” в  свое время вырос

 

 из малого предприятия  до размеров

 

промышленного гиганта. В  наших условиях

 

ничего подобного не происходит. У нас даже

 

отсутствуют примеры личного  успеха

 

изобретателей наподобие  венгерского

 

инженера Рубика со своим  популярным

 

когда-то кубиком.

Л. Рудский 

 

При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван  обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным  бизнесом. Последний и без того имеет достаточно каналов для  общения с властью. А вот она  малое предпринимательство вниманием  не балует. Между тем проблем у  малых предприятий немало.

 

Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило  доклад о состоянии МП по итогам I квартала 2000 года. Цифры неутешительные по сравнению с а6нологичным периодом 1999 года.  Количество малых предприятий  уменьшилось на 1,9 процента. А всего  их сейчас в России 873,6 тысячи.

 

В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства  является число малых предприятий  на 1000 жителей. В странах Евросоюза  и Японии этот показатель достигает 45—50 предприятий. В России он гораздо  скромнее. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий  в нашей стране должно быть не менее 5 млн.

 

В европейских странах  на малых предприятиях занято около 70 процентов от общего числа работающих, доля малого бизнеса в ВВП —  более 50 процентов. В России каждый из этих показателей не превышает 10 процентов.

 

Причины подобного положения  в докладе названы, но они не новы — сложность получения   банковского  кредита и его высокая учетная  ставка, неподъемная арендная плата, сложная н долгая процедура регистрации  малых предприятий) трудности в  получении юридического адреса, неразвитость структуры конкретные цифры налоговой  нагрузки: 80 коп. и более с каждого  рубля выручки легального бизнеса. В то же время реальные составляющие налогооблагаемой базы малых предприятий — объемы оборота, прибыль. фонд оплаты труда — точно неизвестны.

 

3.1. Государственное регулирование  малого бизнеса

 

В странах с социально  ориентированной рыночной экономикой государственная поддержка МП опирается  на четкое законодательство. Созданы  специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы МП, следящие за выполнением намеченных правительством программ. Используются два варианта управления – законодательное  установление домосрочных программ развития малого бизнеса и включение  последнего составной частью в государственные  экономические и социальные программы.

 

В России также сложилась  и действует определенная система  государственной поддержки МП. В  июне 1995г. был создан основной координирующий орган: Государственный комитет  РФ по поддержке и развитию МП –  ГРКП. Однако основная часть проблем  МП и его государственной поддержки  решаются на уровне субъектов Федерации. Объясняется это заинтересованностью  региональных властей в «собственном»  малом предпринимательстве как  средстве сглаживания острых социальных противоречий (в первую очередь резкого  снижения уровня жизни и роста  безработицы).

 

Более чем в десяти областях и республиках приняты соответствующие  нормативно-правовые акты. Вместе с  тем во многих регионах законы имеют  декларативный характер, не разработан еще механизм их реализации.

 

В начале нынешнего года было решено разработать и внести в  самое ближайшее время в Госдуму 24 правовых акта, так или иначе  касающихся развития малого и среднего предпринимательства. По словам заместителя  председателя комиссии Госдумы (сейчас лидера общероссийского общественно-политического  движения «Развитие предпринимательства» и председателя комиссии Госдумы  по ипотеке) Ивана Грачева было уже  разработано три основных закона, которые охватили наиболее актуальные темы (проблемы) МП – налоги, административные барьеры и финансовую поддержку. Законопроекты, в частности, предусматривают  отмену всех налогов с МП. Останется  только налог с валового дохода в  размере 5-10%. Инициативы законодателей  поддержало антимонопольное министерство. Однако не все зависит от министерской поддержки. В окончательном варианте федерального бюджета на 2001 год не были записаны отдельной строкой  расходы на финансовую поддержку  малого и среднего бизнеса. Средства, предназначенные для этого, оказались  внутри отдельных статей, и пришлось их от туда, что называется, вырывать. А это 150 млн. руб. Еще 50 млн. руб. должны были быть выделены из резервного фонда  правительства. У фонда нет возможностей чтобы полноценно поддержать предпринимателей, как это предполагалось изначально. Одна из причин того, что 200 млн. руб. из 500-миллионного актива фонда оказались  заморожены в банке «СБС-Агро», и  еще неизвестно, удастся ли судебным исполнителям вернуть их в полном объеме. Поэтому пока фонд собирается активно заняться поиском внешних финансовых источников и готов выделить лишь 40 млн. руб. для федеральной программы развития малого бизнеса на 2001-2002 годы.

 

Госдума одобрила Федеральную  программу господдержки МП на 2000-2001гг. Целью программы является обеспечение  благоприятных условий для развития МП на основе повышения качества и  эффективности мер государственной  поддержки на федеральном уровне. В результате реализации мероприятий  программы предполагается увеличить  к концу 2002г. количество рабочих  мест в сфере МП до 8,5 млн. единиц. По завершении мероприятий программы  общий вклад МП в объем внутреннего  продукта увеличится до 12%.

 

В принципе целевое программирование, на котором должны основываться программы  государственной поддержки МП как  федерального, так и регионального  уровня, предполагает точное выполнение каждого мероприятия программы  в установленные сроки. В рыночных условиях для программы такого типа обычно предполагается возможность  отклонения от точного выполнения, но не более чем на 5-10% в зависимости  от общей численности конъюнктуры. Однако в российских условиях из-за сложностей с финансированием нередко  становится вопрос об отказе от обязательности в подготовке и реализации программ замене обязательности полной индикативностью (рекомендательностью).

 

По решению II съезда предпринимателей и  поручению Правительства РФ 5 августа 2000г. было принято постановление  № 581 «О Совете по предпринимательству  при Правительстве РФ», цель которого обеспечить эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской  деятельности.

 

Большое значение для развития МП имеет разработка республиканских, областных и местных программ, реализация которых способствует созданию необходимых организационно-хозяйственных, нормативно-правовых, финансовых и  отчасти социально-экономических  условий. Они, как правило, являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории и служат инструментом управления формированием  малого бизнеса. В целом осуществление  таких программ позволило организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентировать предпринимательство  на решение приоритетных проблем, расширить  сферу предпринимательства за счет разгосударствления и приватизацию собственности местных органов  власти, создать экономический механизм территориального регулирования предпринимательской  деятельности.

 

Не менее важной проблемой  является помощь в образовании финансовых и инвестиционных ресурсов малого бизнеса. Большое значение здесь имеет  создание ипотечных банков, тендерных  центров, страховых, депозитных и инвестиционных (центров) компаний малого бизнеса. Например, тендерные центры малого бизнеса  объединяют материальные, финансовые и интеллектуальные средства для расширения рынка движимого и недвижимого имущества, развития залогового механизма и получают при этом прибыль, налоги с которой пополняют государственный бюджет. Страховые компании начинают формировать рынок страховых услуг, что повышает надежность залогового механизма. Инвестиционные компании активно включаются в освоение рынка ценных бумаг и используют возможности депозитных компаний в вопросах обращения ценных бумаг, формируют соответствующие инфраструктурные возможности для МП.

 

Весомый вклад в систему  государственной поддержки малого бизнеса вносят лизинговые компании. Они созданы при министерствах, ведомствах в различных отраслях народного хозяйства. Ряд лизинговых компаний специализируются на поддержке  МП. Во многих субъектах Федерации  образуются специализированные лизинговые компании (Москва, Нижний Новгород, Белгород, Воронеж, Орел, Владимир, Краснодар, Республика Татарстан, Иркутск, Ханты-Мансийск и  др.)

 

Сформированы основы правового  обеспечения лизинга. Ф1995 г. приняты  постановление правительства «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и «Временное положение  о лизинге», которые приравняли лизинг к инвестиционной деятельности создало  минимальную нормативную базу лизинговых операций. Ведется активная работа над проектом закона о лизинге.

 

Получив посредством лизинга  доступ ко многим видам новейшего  дорогостоящего оборудования, производители  могут осуществлять ускоренное обновление производства на основе последних достижений науки и техники. Лизинг, являющийся по существу финансовой, банковской деятельностью, дает высокую прибыль, а предпринимателю  позволяет свободнее маневрировать  финансовыми средствами. Широкое  распространение получили три вида лизинга: с денежным платежом; компенсационный  лизинг с платежом в форме товаров, произведенных на данном оборудовании, или в форме встречной услуги; лизинг со смешанной формой платежей.

 

Учитывая высокую результативность лизинга в сфере малого бизнеса, государство оказывает ему поддержку. В 1996 г. впервые было выделено 120 млрд. руб. для помощи малым предприятиям, пользующимся лизинговыми услугами1.

 

Государство может оказывать  существенную помощь малому бизнесу  и в обеспечении инвестиционными  ресурсами. Причем речь идет не о выделенных денежных средств, которых у государства  нет, а о предоставлении предпринимателям на определенных условиях части государственной  собственности. Например, ее можно не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет  должен отдаваться экономическим работам  с благоприятным предпринимательским  климатом.

 

Привлечение средств частных  инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним  из основных источников средств в  федеральных и территориальных  фондах могут стать капиталы частных  инвесторов, аккумулируемые через облигационные  займы. Однако облигации под малый  бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных, особенно иностранных инвесторов, если малые предприятия не получат  налоговых льгот. В противном  случае доходность (ликвидность) возможна на основе финансовых пирамид.

 

Для оценки уровня привлекательности  инвестиций целесообразно создать  банк данных по предприятиям различных  форм собственности. Основой этого  банка должна стать бизнес-карта, которая будет источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создании новых  предпринимательских структур в  каждом субъекте Федерации, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых ресурсах.

 

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере МП может быть обеспечение ее тесной связи с  процессом приватизации. В программе  приватизации необходимо учесть возможности  участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в федеральный  фонд поддержки МП, но и в аналогичные  территориальные фонды, которые  могли бы получать примерно 20% дохода от реализации муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов  санации крупных предприятий, приватизируемых  или радикально реорганизуемых по причине  их банкротства, должна быть предусмотрена  возможность их преобразования в  систему (объединение) малых предприятий.

 

Важная задача – создание более благоприятных условий  для привлечения иностранного капитала к участию в процессе приватизации путем обеспечения соответствующих  гарантий и льгот МП, включая предоставление права на владение контрольным пакетом  акций.

 

Актуальной является организация  на приграничных территориях и межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть основана при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как формирование финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования  для этих структур. В частности, стоит  подумать о принятии соответствующих  нормативных актов, которые способствовали бы деятельности бизнес-центров.

 

Особую государственную  помощь следовало бы оказывать малым  предприятиям, действующих в сфере  высоких технологий, поскольку они  располагают значительным инновационным  потенциалом. Важное значение имеет  и интеграция малых предприятий  в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль здесь могли бы сыграть финансово-промышленные группы. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для МП, особенно в случаях, когда финансово-промышленные группы действуют и на внешних рынках.

 

В России, учитывая недостаточное  развитие предпринимательства и  низкий уровень инновационных стимулов, следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также национальной программы  в области инновационной политике с учетом конверсии. Технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных  предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники  и наукоемких технологий, а также  оценивают рисковость этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ  и передачи их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют  малым инновационным фирмам производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействуют  правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

Информация о работе Организация и управление на предприятиях малого бизнеса