Органы местного самоуправления как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение и обобщение литературы по вопросу о принципах местного самоуправления, анализу содержания федерального законодательства и региональных правовых актов по данному вопросу, а также местной практики, выявление проблем реализации исследуемых принципов в конкретных условиях местных территорий, сформулировать определённые выводы и предложения, направленные на совершенствования деятельности органов местного самоуправления, её взаимоотношений с другими субъектами в системе местной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Место и функции органов местного самоуправления в системе местного самоуправления РФ
1.1 Органы местного самоуправления в системе управления РФ……6
1.2 Компетенция органов местного самоуправления………………...11
Глава 2 Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества
2.1 Структура органов местного самоуправления…………………….18
2.2 Ответственность органов местного самоуправления……………..35
Глава 3 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
3.1 Задачи муниципального управления……………………………….39
3.2 Процесс принятия управленческих решений……………………...40
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственного и муниципального управления.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

    Наличие выборных органов местного  самоуправления муниципальных образований  является обязательным.[4,C.291] 

 Органы местного самоуправления  наделяются в соответствии с  уставами муниципальных образований  собственной компетенцией в решении  вопросов местного значения.  
    Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 
    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     В муниципальном образовании  избираются следующие органы  местного самоуправления и должностные  лица:

  • глава муниципального образования – глава района,
  • представительный орган муниципального образования – районная Дума.

     Осуществление местного  самоуправления органами государственной  власти и государственными должностными  лицами не допускается. 
     Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.[4,C.5] 
    Органы местного самоуправления муниципального образования обладают: 
    1) полномочиями по решению вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления Федеральным законом и настоящим Законом; 
    2) отдельными государственными полномочиями, которыми они наделены федеральными законами и законами города Кирова; 
    3) отдельными государственными полномочиями, которые переданы им органами государственной власти на основании договора; 
    4) полномочиями, переданными органами местного самоуправления других муниципальных образований на договорной основе; 
    5) полномочиями, переданными членами местного сообщества, иными гражданами, а также организациями.

     Четко выраженный  в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

     В ст. 130 Конституции  констатируется, что местное самоуправление  в Российской Федерации обеспечивает  самостоятельное решение населением  вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. 

 

     1.2  Компетенция органов местного самоуправления  

 

     Местное самоуправление - один из важнейших институтов, необходимый элемент демократической  организации государственной и  общественной жизни любого государства, считающего себя правовым. Некоторые  авторы, в связи с этим, справедливо отмечают, что, разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций.

     В компетенции муниципальных  органов интегрируются многие сложные и важные проблемы российской государственности. В ней отражается реальное соотношение центра и мест в нашем государстве, объем децентрализованных функций государственного руководства. Правовая регламентация компетенции имеет особое социально-политическое значение. Признание и гарантированность государством местного самоуправления, установление основных полномочий органов местного самоуправления в Конституции РФ или законе предполагают определенные обязательства государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок реализации компетенции. Объем компетенции местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией), инициативой органов местного самоуправления, уровнем обеспеченности компетенции необходимыми материально-финансовыми ресурсами.

     Принадлежащая органам  местного самоуправления компетенция  реализуется посредством принятия  нормативных и иных правовых  актов. Анализ юридической силы  актов представительных органов, глав муниципальных образований и глав местных администраций приводит к заключению, что акты представительных органов обладают большей юридической силой, чем акты выборных должностных лиц местного самоуправления. В уставах некоторых муниципальных образований предусматривается право глав муниципальных образований опротестовывать акты представительных органов через механизм «права вето» и через суд.

     Существенное значение  для исследования проблем компетенции  органов местного самоуправления имеет категория «отдельных государственных полномочий», которыми наделяются органы местного самоуправления.

     Наряду с термином  «полномочия» в отечественном  законодательстве употребляется  категория «компетенция». Понятие  «компетенция» произошло от лат. сompetio – «добиваюсь, соответствую, подхожу»- совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).[11]

     Компетенция – это  содержание и объем властных  правомочий, которые имеет орган  власти или его должностное  лицо и которые фиксируются  в соответствующем юридическом  документе.[10]

     Ведущим принципом  определения полномочий в системе  местного самоуправления определён многоуровневый подход. При этом Федеральным Законом «О местном самоуправлении» 2003 года определены сферы:     

 исключительной компетенции  органов местного самоуправления (перечень собственных полномочий  органов местного самоуправления указывается в ст.17 указанного Закона);     

 совместной компетенции с  другими органами местной и  государственной власти;     

 делегированные полномочия (отдельные  государственные полномочия, которыми  могут законом наделяться органы  местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств – ст.132 Конституции РФ, гл.4 Закона «О местном самоуправлении» 2003года).

     В свою очередь  собственные полномочия органов  местного самоуправления условно  можно разделить на 2 блока:[13]

1) полномочия по решению вопросов  организации органов местного  самоуправления (формирования указанных  органов, территориальной организации  и др.);

2) полномочия по решению вопросов  местного значения.

     Кутафин О.Е., Фадеев  В.И. полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, подразделяют на:

  • полномочия общего характера (определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления);
  • полномочия конкретного характера (всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления).[15]

     Полномочия местного  самоуправления можно определить  как закрепляемые нормами муниципального  права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности на территории муниципальных образований.[20]

     Вопрос о полномочиях органов системы местного самоуправления является одним из самых важных и, в то же время, самых трудноразрешимых вопросов.

     Характерной тенденцией  текущего периода является и  усиление в целом самостоятельности  местных органов самоуправления  по отношению к звеньям государственной исполнительной власти, и прежде всего, в отношении к компетенции. Федеральное законодательство о местном самоуправлении РФ и акты города Кирова установили пределы вмешательства государственной администрации в дела местных органов власти. Но как показывает практика, главная проблема не в этом, а в заинтересованности самих органов местного самоуправления по использованию своих возможностей, а также в законодательном расширении круга таких возможностей.

     Организационные основы  местного самоуправления – это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.[18]

     Кутафин О.Е., Фадеев  В.И. указывают, что понятие «организационные  основы местного самоуправления»  характеризует:

а) структуру органов местного самоуправления;

б) порядок, формы и принципы их деятельности;

в) организацию муниципальной службы.

     Кутафин О.Е., Фадеев  В.И. дают более полное понятие  «структуры органов местного  самоуправления», под которой понимается  конкретный перечень выборных  органов, избираемых непосредственно населением и образуемых представительным органом муниципального образования иных органов местного самоуправления, наделяемых собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также принципы их формирования и взаимодействия.[12]

     Население решает  вопросы местного значения через  органы местного самоуправления. Наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации согласно ст. 34 Федерального закона является обязательным. Закон предусматривает возможность включения в структуру органов местного самоуправления также других органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом он прямо называет некоторые из этих органов и должностных лиц, устанавливая порядок их избрания (назначения). К ним относятся:

а) контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.п.), формируемый непосредственно населением на муниципальных выборах или представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования;

б) глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

     Федеральный закон  о местном самоуправлении содержит положения, определяющие порядок решения вопроса об определении структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и в случае преобразования существующего муниципального образования. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

- структура (перечень) и наименования  органов местного самоуправления;

- порядок избрания и полномочия  главы муниципального образования.

     Говоря об обязательности  решений, принятых на местных  референдумах, необходимо указать  на Постановление Конституционного  Суда РФ от 10.06.1998г., в котором  сказано, что народ не только  конституирует органы местного  самоуправления и легитимирует их полномочия, но и контролирует в предусмотренных законом формах их деятельность… Запретом выносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выборах органов местного самоуправления не ограничивается право граждан на осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в установленных законом формах… Федеральный законодатель вправе и обязан предусмотреть необходимые правовые, включая судебные, гарантии соответствия принимаемых на референдуме субъекта РФ решений Конституции РФ и федеральному закону (п.5 ст.61[24] Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)[14]

    Муниципальные образования, определяя структуру органов местного самоуправления и закрепляя ее в своих уставах, регулируют и другие вопросы организационной основы осуществления местного самоуправления.             В уставах муниципальных образований с учетом требований федерального   законодательства, законов субъектов Федерации определяются также такие организационные вопросы, как:

- порядок формирования, наименование, подотчетность и подконтрольность  органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

- срок полномочий представительного  органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

Информация о работе Органы местного самоуправления как субъект управления