Органы местного самоуправления как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение и обобщение литературы по вопросу о принципах местного самоуправления, анализу содержания федерального законодательства и региональных правовых актов по данному вопросу, а также местной практики, выявление проблем реализации исследуемых принципов в конкретных условиях местных территорий, сформулировать определённые выводы и предложения, направленные на совершенствования деятельности органов местного самоуправления, её взаимоотношений с другими субъектами в системе местной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Место и функции органов местного самоуправления в системе местного самоуправления РФ
1.1 Органы местного самоуправления в системе управления РФ……6
1.2 Компетенция органов местного самоуправления………………...11
Глава 2 Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества
2.1 Структура органов местного самоуправления…………………….18
2.2 Ответственность органов местного самоуправления……………..35
Глава 3 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
3.1 Задачи муниципального управления……………………………….39
3.2 Процесс принятия управленческих решений……………………...40
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственного и муниципального управления.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

- в соответствии с трудовым  законодательством принимает и  увольняет работников администрации  на основании трудовых договоров.

- утверждает должностные инструкции для сотрудников,

- издает индивидуальные правовые  акты в форме постановлений, распоряжений   

- владеет и пользуется муниципальной  собственностью,

- осуществляет исполнение местного  бюджета, решение других финансовых  вопросов,

- реализует программы социально-экономического развития города,

- обеспечивает защиту прав и  свобод граждан,

- обеспечивает охрану общественного  порядка,

- контролирует планировку и  застройку  территории города,

- организует использование земель  на территории города     

 и другие вопросы.

     На основании решения  Городской Думы от 28.04.2004 года  № 67/32 «О наделении администрации  города Кирова полномочиями по  управлению земельными ресурсами»  Территориальное управление Первомайского района города Кирова уполномочено на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в пределах установленных границ района и переданных ей в ведение.

     Для этого совершаются  и оформляются:

- договоры аренды земельных  участков

- прекращение права пожизненного  наследуемого владения землей, права аренды, права собственности на землю,

- сделки по предоставлению физическим  лицам в собственность земельных  участков,

- утверждение материалов межевания.

- формирование земельных участков,

- изменение целевого назначения  использования земельных участков,

- контроль за правильным и  целевым использованием земли,

- выделение земельных участков  для строительства,     

 и другие функции

     Население осуществляет  свою власть непосредственно  путем местного референдума и  свободных выборов в органы местного самоуправления и выборных должностных лиц. Никто не вправе самоуправно присваивать и осуществлять властные полномочия на территории муниципального образования. Местный референдум осуществляется посредством голосования граждан Российской Федерации, которые участвуют на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании и являются инициаторами его проведения. Районная Дума вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения  при выдвижении инициативы проведения местного референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

     Граждане имеют право  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления.

     Выборы в органы  местного самоуправления и их  должностных лиц являются обязательными  и проводятся в установленные  сроки.

     Для решения вопросов  местного значения на части  территории района (в городе, поселках  городского типа, сельских округах, микрорайонах, кварталах, улицах, дворах и других территориях) могут созываться собрания (сходы) и конференции граждан, на которые не могут выноситься вопросы, не подлежащие вынесению на местный референдум. Собрание (сход) граждан созывается по мере необходимости:     

 главой администрации соответствующей  территории,     

 старостой,     

 органами территориального  общественного самоуправления.     

 В отдельных случаях, когда  созыв собрания (схода) граждан затруднен,      

 могут проводиться конференции жителей  поселений (населенных пунктов), кварталов, улиц, жилых домов.

     Собрание (сход) является  правомочным, если на нем приняли  участие не менее 25 процентов  от числа жителей, зарегистрированных  на соответствующей территории  и обладающих избирательным правом. Решения, принятые собранием (сходом) в пределах его полномочий, не требуют дополнительного утверждения и являются обязательными на данной территории. Решения могут быть изменены или отменены только решением соответствующего собрания (схода), либо признаны недействительными по решению суда.  

 

 

     2.2 Ответственность  органов местного самоуправления  

 

     Любые права всегда  неразрывно связаны с определенными  обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

     Существование механизмов  ответственности и их реализации  в муниципальных отношениях способствует  решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления. Во-первых, обеспечивается зависимость муниципальных органов и их должностных лиц от населения. Тем самым создается в корне отличная от командного, патерналистского управления психологическая модель отношений в территориальном сообществе. Во-вторых, создаются предпосылки для самоорганизации жителей, а также для проецирования ответственности органов местного самоуправления на самих жителей (одним из ключевых моментов в определении, закрепленном в Европейской Хартии о местном самоуправлении, является понятие «решение населением вопросов местной жизни под свою ответственность»). В-третьих, принцип самостоятельности местного самоуправления не перерастает в бесконтрольность муниципальных органов.

     В соответствии со  статьей 49 Федерального закона "Об  общих принципах организации  местного самоуправления" органы  местного самоуправления несут  ответственность перед государством  за нарушения ими действующего  законодательства и за исполнение  ими отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами, передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами. В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или вообще прекращены их полномочия. Однако механизм юридической ответственности содержит явные логические противоречия, суть которых может быть сведена к следующему. Во-первых, неясно, кто и в каких случаях обращается в суд для проверки актов органов местного самоуправления; во-вторых, нет никаких указаний о том, за какой период деятельности органов местного самоуправления анализируются их акты; в-третьих, из нормы закона не следует, каким должно быть конкретное основание для обращения законодательного органа субъекта РФ в соответствующий суд; в-четвертых, неясно, на основании каких процессуальных установлений суд будет оценивать акты органов местного самоуправления, какие критерии следует использовать для установления количества и характера выявленных нарушений. Ну а в том, что меры ответственности применяет не суд, а законодательный орган субъекта Федерации, усматривается попытка подменить юридическую ответственность политической, тем более что заключение суда отнюдь не влечет автоматического прекращения полномочий «проштрафившегося» органа или должностного лица, а лишь может служить основанием для принятия такого решения. [6,C.57]

     Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий.

     Ответственность органов  местного самоуправления перед  физическими и юридическими лицами.

     В соответствии со  статьей 48 Федерального закона "Об  общих принципах организации  местного самоуправления" ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления наступает  только по одному основанию  – в результате “утраты доверия населения”. Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

     В соответствии со  статьями 47 вышеупомянутого закона  органы местного самоуправления  и должностные лица местного  самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством.

     Органы местного самоуправления  и должностные лица местного  самоуправления города Кирова  несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.[4,C.6] 
      Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) города Кирова, федеральных законов, законов города Кирова, устава муниципального образования.

     Органы местного самоуправления  и должностные лица местного  самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.    

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами города Кирова, уставами муниципальных образований.    

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, законов города Кирова и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.[6] 
     Опротестованный прокурором акт органа или должностного лица местного самоуправления приостанавливает свое действие со дня принесения протеста прокурора до принятия решения по существу протеста.

     Таким образом, органы местного самоуправления подотчетны  населению муниципального образования, государству, физическим и юридическим лицам в соответствии с законом.   

     Порядок и условия  ответственности в результате  утраты доверия населения определяются  в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

     Ответственность органов  и должностных лиц местного  самоуправления - это неблагоприятные  правовые последствия за принятые  ими противоправные акты, за совершенные  неправомерные действия или ненадлежащее  исполнение своих полномочий. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления служит важнейшим средством контроля со стороны населения и государства за деятельностью выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Управленческие решения как главный компонент муниципального управления

 

    3.1 Задачи муниципального управления

 

     Цель предопределяет задачи муниципального управления в реализации интересов муниципального образования. Задача управления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных данных или параметров этого результата. Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач. Можно сказать, что цель становится задачей, если указан срок ее достижения и конкретизированы количественные и качественные характеристики желаемого результата.

     В муниципальном управлении  можно выделить три уровня  задач (рис.1):

1 – стабилизация управляющих  параметров и поддержание их на заданном уровне, контроль состояния муниципальных объектов;

2 – управление сферами жизнедеятельности  муниципального образования с целью обеспечения населения услугами;

3 – оптимизация функционирования  всего муниципального образования, исходя из заданного критерия качества функционирования с выдачей соответствующих данных о деятельности органов местного самоуправления в органы государственной власти и населению. 

 

3 уровень

Оптимизация функционирования МО

2 уровень

Управление сферами жизнедеятельности

1 уровень

Стабилизация управляющих параметров


 

 

Рис. 1  Уровни задач муниципального управления 

 

     К основным задачам, способствующим достижению главной  цели муниципального управления, относятся:

  • удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);
  • реализация социально-экономического потенциала муниципального образования;
  • оптимальное сочетание местных и государственных интересов;
  • распределение социальных благ гарантированных государством (минимальный государственный социальный стандарт, обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.);
  • поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования (пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.);
  • обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт (МГСС).

Информация о работе Органы местного самоуправления как субъект управления