Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа
Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается
Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76
При
организации сбора социально-
3. Психологические требования к принятию решения
Любое
управленческое решение не
Под
процедурой принятия решения
подразумевается не только
Исследования
показывают, что есть руководители,
которые, обладая этим
Принятие
во внимание этих
Для освоения психологических тонкостей процедуры принятия управленческого решения его можно представить в виде следующих фаз.
Первая фаза. Мыслительное формирование цели будущего решения. Определяется, какой результат должно дать его выполнение. Исходя, из цели решения конкретизируются основные направления его реализации, объективные и субъективные условия, которые потребуются для его выполнения, определяются ответственные за выполнение отдельных задач и обеспечение соответствующих условий. Для этой фазы процедура принятия решения характерна активная деятельность мышления, воображения и памяти, обеспечивающие внутреннюю готовность руководителя к формированию решения, мыслительное создание его эскиза.
Вторая фаза. На этой фазе осуществляется четкое формулирование цели и задач решения, необходимых условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге появляются письменное изложение основных позиций решения, схемы, диаграммы, логически и наглядно выражающие замысел решения и пути его реализации.
Третья фаза. Обнародование содержания решения, мотивировка необходимости его принятия и исполнения, убеждение в этом людей. Сбор мнений и оценок по предложенному проекту решения, творческое обсуждение его основных положений. Анализ сделанных замечаний, предложений и возражений. Коллективная доводка проекта решения.
Четвертая фаза. Окончательная письменная и устная корректировка решения. Придание ему официального значения посредством «перевода» в приказ, распоряжение, указание, совет.
Итак, при принятии решения руководителю необходимо определить последовательность психологических операций: продумать мысленно решение, сформулировать его письменно, затем устно и письменно довести его до исполнителей.
Используя каждый акт принятия решения как упражнение в овладении психологическими условиями, которые были названы выше, руководитель приобретает навыки по реализации психологических знаний в этом виде управленческой деятельности. В процессе принятия решения перед руководителем встают трудности как объективного, так и субъективного порядка.
Трудности объективного порядка. Эти трудности связаны с материально-техническим обеспечением решения, наличием кадровых возможностей, ограниченностью временных сроков.
К объективным трудностям относится все то, что связано с обеспечением информационных данных, которые необходимы для выработки решения, уровнем их машиносчетной обработки, оперативной разработкой вариантов решения при помощи компьютера.
Трудности субъективного порядка. На первый план в качестве таковых выступает несовершенство некоторых личностных качеств руководителя, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс принятия решения. Например, их меньше испытывают руководители, которые обладают хорошей памятью, развитым воображением, владеют логическим аппаратом мышления, достаточным опытом, умеют объединять усилия других при выработке решения.
В научной
литературе различают
Конечно, подобные самооценки весьма подвижны. С накоплением жизненного опыта, приобретением уверенности в своих профессиональных возможностях происходят изменения в самооценках. Вместе с тем главенствующая роль той или иной самооценки в сознании руководителя в определенной мере детерминирует специфику его поведения при принятии решения. Так, о руководителях с внутренней стратегией можно сказать, что они:
При психологической подготовке к принятию решения руководитель должен не допустить крайностей, которым могут быть подвержены обе категории названных лиц. Руководитель должен быть уверен в себе, смело импровизировать, но не преувеличивать своей роли, заручаться общественной поддержкой, согласовывать свои действия с вышестоящими инстанциями.
С технолого-организационным
усложнением производства
В экстремальной
ситуации в поведении многих
людей можно отметить
Чем
можно объяснить подобные
Говоря об управленческом общении, следует выделить два вида экстремальных ситуаций: остроконфликтная и провоцирующая. Для первой ситуации характерно скоротечное возникновение или проявление конфликта, накал эмоций и чувств.
Провоцирующая ситуация редко имеет место а практике, но она возможна в явной или скрытой форме. В подобной ситуации делаются попытки компроментирования руководителя, искусственного создания трудностей для осуществления им своих управленческих функций. Позднее может иметь место при переходе руководителя в коллектив «со стороны», когда в нем есть работники, претендующие на руководство коллективом, иногда подобную ситуацию создают лидеры коллектива, имеющие манеру «боем» проверять новичка-руководителя.
Если разделить экстремальные ситуации, имеющие место в производственном коллективе, на два типа – технико-организационные и управленческого общения, то можно конкретизировать психологические действия руководителя в подобных ситуациях.
В экстремальной
ситуации технико-
Экстремальные
ситуации управленческого