Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:13, курсовая работа
Усиление роли местного самоуправления и повышение хозяйственной самостоятельности муниципальных образований увеличивает потребность органов регионального и муниципального управлений в достоверной, комплексной и своевременной статистической информации, характеризующей социально-экономические процессы. Такая информация необходима органам местного самоуправления для выработки оптимальной стратегии развития муниципальных образований. Муниципальный аспект является неотъемлемой частью анализа социально-экономического развития субъекта Федерации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОСНОВЕ …………………………………….……………………….…………
1.1 Значение и функции конкурентной среды предпринимательской деятельности ………………………….
1.2. Основы диагностики конкурентной среды………….....……...
1.3. Значение конкурентной среды для социально – экономического развития муниципального образования……….
1.4 Методы регулирования конкурентной среды предпринимательства ……………………………………………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ……………………….…………………..
2.1. Диагностика конкурентной среды Еткульского муниципального района …………………………………....……..
2.2. Деятельность Собрания депутатов Еткульского муниципального района по формированию конкурентной среды …………………………………………………………........
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………….
3.1. Методы регулирования конкурентной среды развития предпринимательства ..…………..............................................
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности Еткульского муниципального образования……….……........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Анализируя производственно-финансовую деятельность сельхоз - товаропроизводителей района за 2009 год, следует отметить следующее: наибольшая динамика развития наблюдается в животноводстве, а точнее в ее подотрасли - молочное животноводство, которая является приоритетной отраслью сельского хозяйства района.
Подводя итоги работы по животноводству за 2009 год следует отметить определенное увеличение продукции животноводства. Но вместе с тем, некоторые сельхозпредприятия района сработали хуже своих возможностей и показатели работы с уровнем прошлого года ухудшились.
Основными причинами неудовлетворительной работы в отрасли животноводства следует считать:
На основании вышеизложенных причин в хозяйствах допускают нарушения производственной и технологической дисциплины, нарушение технологии содержания, кормления и доения животных, отсутствие заинтересованности специалистов и других работников животноводства из-за низкооплачиваемого труда.
Анализируя работу механизации за 2009 год следует отметить, что в хозяйствах района имеется 489 тракторов, в т.ч. пахотных 182 трактора, в КФХ - 78 тракторов, а в ЛПХ - 303 трактора.
В основном 80-90% сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов и животноводческого оборудования находится в техническом ветхо-аварийном состоянии и для поддержания этого парка машин и оборудования требуются значительные капитальные затраты.
Поэтому основной задачей в механизации полеводства и животноводства является перевооружение и переход хозяйств на новые машины, работающие по ресурсосберегающей технологии, требующие меньших затрат на обслуживание, ремонт. Одним из ведущих предприятий является АСПП "Коелгинское", известное своими производственными показателями по всей Челябинской области. В 2009 году Еткульский район принял участие в областной универсальной выставке-ярмарке "АГРО-2009", по итогам которой получил серебряную награду.
Промышленность района имеет положительный прирост на 110% в 2009 году. Ведущая роль принадлежит мрамородобывающему предприятию ЗАО "Коелгамрамор", которое осваивает новые виды технологий.
Работа по привлечению инвесторов с целью восстановления предприятия Уральский машиностроительный завод принесла результат в том, что удалось не только сохранить основное направление- ремонт машин, но за небольшой срок освоить новое производство-машиностроение по 4 модификациям тракторов.
Выполнены заказы для Министерства обороны, для Московской железной дороги, завоевывается рынок сбыта.
Связь органов местного самоуправления с малым предпринимательством растет.Об этом говорит тот факт, что расширяется перечень услуг, оказываемый населению района и соответственно объем платных услуг ( 117,1%), увеличивается оборот розничной торговли (107,2%).
В 2009 году сдано в эксплуатацию 3 новых стационарных объекта торговли и обслуживания частными предпринимателями, в том числе 1 - по общественному питанию. На долевом участии отремонтированы фасады торговых зданий в центре с. Еткуль.
По малому предпринимательству в 2009 году проведено 124 консультации информационно-
Проведено три совещания-семинара по проблемам малого бизнеса, соблюдения правил торговли, санитарных и экологических требований.
Проведено три заседания координационного совета, на которых были рассмотрены вопросы по ценообразованию, аренде помещений, изменениях по Единому налогу на вменённый доход, вопросы соблюдения санитарно-гигиенических условий в работе предприятий торговли и проблемах общественного питания.
В течение года распространено 43 комплекта методической литературы для субъектов малого предпринимательства. Проведена работа по упорядочению дислокации объектов розничной торговой сети, общественного питания, бытовых услуг.
Два малых предприятия приняли участие в выставке "АГРО-2009", одно из которых - ООО"Ореол" получило золотую медаль за выпускаемую продукцию сырных изделий. КФХ "Ефименко" явилось дипломантом конкурса на лучший проект в сфере женского и семейного предпринимательства.
На территории Еткульского муниципального района расположено 7 сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве молока, мяса, зерна, овощей и картофеля: СПК "Коелгинское", ООО "Сельхозпром", ЗАО "Золотой улей", ООО "Урожай", ООО "Белоносовское", ООО "Каратабанское" и ООО "Прогрессивные технологии".
На встрече в Еткульском районе руководитель СПК «Коелгинское» обозначил три важные проблемы: обновление парка сельскохозяйственной техники, жилищный и кадровый вопросы.
Жилищная проблема уже решается – в ближайшее время работники хозяйства переселятся в 15 новых домов.
В «Коелгинском» внедряют передовые технологии в животноводстве. Полным ходом идет строительство коровника на 1200 мест. Здесь весной будущего года будет запущена первая в Челябинской области доильная установка «Карусель», рассчитанная одновременно на обработку 38 голов. По словам директора хозяйства, процесс дойки будет полностью автоматизирован. Это позволит разгрузить работников и увеличить производительность труда, а значит - сэкономить. СПК «Коелгинское» является абсолютным лидером по выращиванию молодняка: в хозяйстве обеспечиваются стабильные привесы свыше 700 граммов в сутки.
Еткульский сырзавод "Ореол" производит сыр и сметану, хлебозавод "Арго"- хлебобулочные изделия. Существенна в районе и роль крестьянско-фермерских хозяйств. Специализируются на производстве зерна, кормов, молока и мяса.
Некоторые выращивают овощи и картофель, занимаются пчеловодством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Промышленность представлена добычей и переработкой строительных материалов (ЗАО "Коелгамрамор"), добычей золота ("Еткульзолото"), машиностроительным предприятием (Уральский машиностроительный завод) - специализирующийся на изготовлении и ремонте тяжелой дорожной и строительной техники. На базе Еманжелинского ДРСУ производят черный щебень, горячую асфальтобетонную смесь, битумную эмульсию. Несколько предприятий автосервиса, ОАО "Саланг".
ЗАО «Коелгамрамор» — крупнейшее в России предприятие по добыче, обработке мрамора и производства различных видов продукции на основе мрамора (микропорошок, микрокальцит и т. д.). Мрамор нашего происхождения по своим декоративным качествам является аналогом итальянского мрамора месторождения «Бьянка-Каррара», но по механическим и физико-химическим свойствам мрамор «Коелга» более устойчив в условиях российской климатической зоны.
Коллектив и руководство предприятия постоянно нацелено на перспективное развитие технологий, ассортимента продукции, строгий контроль за качеством продукции.
В формировании доходной части бюджета Еткульского муниципального района реально участвует малый бизнес. В настоящее время началась реализация второй государственной программы поддержки и развития малого предпринимательства. Объем произведенной малыми предприятиями продукции составил почти 24 миллиона рублей, а доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет области превысила 10 процентов.
Всего в малом бизнесе занято более 9 тысяч жителей Еткульского муниципального района. Число малых предприятий и работающих в них увеличилось, хотя в целом по стране эти показатели поползли вниз. Создана 1 тысяча новых рабочих мест.
В текущем году будет продолжена работа по ликвидации формально-бюрократических, административных барьеров и созданию единых центров по принципу "одно окно". Намерены создать каталог проектов для привлечения инвестиций и механизм предоставления государственных гарантий. Продолжится оказание бюджетной поддержки в части компенсации процентов за полученные кредиты и разработки муниципальных программ по развитию малого предпринимательства и бизнеса.
Таким образом, на территории Еткульского муниципального образования имеется достаточно большое количество организаций и предприятий, которые являются вполне конкурентными на рынке продукции и услуг не только Челябинской области, но и всего Уральского Федерального округа.
3.1 Методы регулирования
Полученные в 2004 г. результаты мониторинга, проводимого с 1998 г., содержат информацию для органов власти и делового сообщества о состоянии и тенденциях развития рынков товаров и услуг, играющих существенную роль в региональной экономике. Это рынки наиболее социально значимых товаров - хлебопродуктов, мясных и молочных продуктов, лекарственных средств, жилищно-эксплуатационных услуг, «социальных» и «коммерческих» автобусных перевозок, рынки в инфраструктурных отраслях с естественной монополией (электро- и теплоснабжение, телефонная связь), а также рынки в других отраслях, обеспечивающих условия развития экономики Еткульского муниципального образования. Впервые в мониторинг включен рынок гостиничных услуг.
Информация по каждому рынку включает: состав основных участников, их доли на рынке, состояние и характер конкуренции, степень концентрации рынка и его сегментов, выявленные случаи и потенциальные угрозы монополистических злоупотреблений, динамика цен, условия ведения бизнеса, административные барьеры, механизмы и результаты государственного регулирования, проблемы и тенденции развития рынка.
На основе мониторинга разработана система мер по развитию конкуренции и совершенствованию государственного регулирования, устранению препятствий для предпринимательской активности. Эта система мер составляет обновленный проект . Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Еткульского муниципального образования входит в проект региональной программы демонополизации, который не пребрел своего официального документа. Очевидно влияние его ежегодно обновляемых версий на решения и инициативы областных властей. Важное значение имеет само наличие собранной воедино информации и конкретных предложений по улучшению конкурентной среды и предпринимательского климата. Результаты мониторинга и программа демонополизации использовались при составлении и оценке выполнения раздела «Хозяйственный климат» стратегического плана Еткульского муниципального образования.
Разработка и реализация программ демонополизации экономики и развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 191 от 9.03.94 и № 239 от 21.02.98 была возложена на органы исполнительной власти субъектов федерации при методологическом руководстве со стороны территориальных антимонопольных органов.
Среди результатов мониторинга в 2004 г. особого внимания заслуживает анализ состояния тех рынков и сфер, где городские власти сталкиваются с проблемами и критическими ситуациями, а также тех, где происходят быстрые изменения, которые нужно учитывать в региональной социально-экономической политике.
Методы регулирования отдельных проблемных мест в региональной социально – экономической политике представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Методы регулирования отдельных проблемных мест в региональной социально – экономической политике
Проблемные места |
Методы регулирования |
1 |
2 |
Рынок хлебопродуктов |
Обусловленность роста цен вертикальными связями части производителей с поставщиками сырья, требующими дополнительного изучения. |
Рынок жилищно – эксплуатационных услуг |
Рекомендация по отделению функции собственника государственного жилищного фонда от функции хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию домов. Это даст возможность конкурсного размещения государственного заказа и развития конкуренции на рынке профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. |
Продолжение таблицы 3.1
1 |
2 |
Рынок пассажирских автомобильных перевозок |
Замена льгот денежными компенсациями окончательно объединит рынок и потребует по-новому ставить вопрос о равенстве условий доступа и работы на нем организаций-перевозчиков разных размеров и форм собственности |
Рынок услуг проводной телефонной связи |
в условиях быстрого роста мобильной связи и альтернативных операторов проводной связи частично утрачивает естественно-монопольный характер. Однако приобретают особую актуальность условия и равенство доступа новых операторов к традиционным сетям связи. В рамках мониторинга проведен анализ оптового (сетевого) сегмента рынка услуг телефонной связи и даны рекомендации по его регулированию. |
Так, в связи с тенденцией роста цен на хлеб анализ рынка хлебопродуктов проведен с учетом состояния рынков зерна и муки, сделан вывод об обусловленности роста цен вертикальными связями части производителей с поставщиками сырья, требующими дополнительного изучения.