Основы и практика госуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:12, реферат

Краткое описание

Термин «государственное управление» широко используется в
отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым
конституционные основания для выделения данного вида государственной
деятельности.

Содержание

Введение. |3 |
|2 |I. Теоретическая часть. |4 |
|3 |Раздел I. Органы государственной власти РФ. |4 |
|4 |Глава 1. Институт президентской власти в РФ |4 |
|5 |Глава 2. Федеральное Собрание. |13 |
| |Совет Федерации и Государственная Дума. | |
|6 |Глава 3. Правительство РФ. |16 |
|7 |Глава 4. Судебная власть. |21 |
| |Глава 5. Центральная избирательная комиссия. |25 |
|8 |Раздел II. Органы местного самоуправления РФ. |27 |
|9 |Глава 1. Понятие и принципы местного самоуправления в РФ. |27 |
|10 |Глава 2. Структура органов городского самоуправления г. |35 |
| |Череповца. | |
|11 |II. Практическая часть. |40 |
|12 |Глава 1. Управление организационной работы и государственной |40 |
| |службы администрации Владимирской области. | |
|13 |Заключение. |45 |
|14 |Список использованной литературы. |46 |

Вложенные файлы: 1 файл

Основы и практика госуправления.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

      -  голосование   осуществляется  тайно,  контроль  за   волеизъявлением

граждан не  допускается;

      - решение, принятое  на местном референдуме, не  нуждается в утверждении

 какими-либо органами государственной власти, государственными  должностными

 лицами или  органами  местного  самоуправления.  Если  для   его  реализации

требуется    издание   нормативного   правового   акта,    орган    местного

самоуправления, в чью  компетенцию  входит  данный  вопрос,  обязан  принять

такой акт. Принятое на местном   референдуме  решение  и  итоги  голосования

подлежат официальному опубликованию  (обнародованию);

      - решения, принятые  путем прямого волеизъявления  граждан  в  пределах

полномочий   местного  самоуправления,  обязательны  для  исполнения   всеми

расположенными  на   территории  муниципального  образования  предприятиями,

учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых  форм,

а также органами местного  самоуправления  и гражданами;  неисполнение  или

ненадлежащее исполнение таких  решений влечет ответственность  в  соответствии

с законами; данные решения могут  быть обжалованы в суд.

      Предполагается, что  положения по поводу местного  референдума  получат

развитие    законах субъектов Российской  Федерации и,  в соответствии  с

ними, в уставах   муниципальных  образований.  В  них,  в  частности,  должны

найти отражение порядок  назначения и проведения  референдумов,  принятия  и

изменения принятых ими решений,   виды  референдумов  и  случаи,  когда  они

обязательны, гарантии участия в  них  граждан.

      Конституционный  Суд Республики Карелия постановлением  от 14  мая  1996

г.  по  делу   о  проверке  конституционности  республиканского  закона   "О

референдуме в Республике  Карелия" констатировал  важность  закона  субъекта

федерации, определяющего   механизм  реализации  права  граждан  на  местный

референдум, но одновременно  подчеркнул, что осуществление данного права  не

может  ставиться  в  зависимость  от   условий,  не  имеющих   отношения   к

гражданину,  ибо  подобное  приводит  к   нарушению    его   непосредственно

действующего конституционного права  на участие в местном  референдуме.

      Местное самоуправление  осуществляется гражданами и  путем муниципальных

 выборов.  С их помощью   население  непосредственно   выражает  свою  волю  о

составе  представительных органов (депутатах), членах иных выборных  органов

местного     самоуправления,    выборных    должностных    лицах    местного

самоуправления,   дает   им    необходимую   демократическую    легитимацию.

Конституция  Российской  Федерации  закрепляет   право   избирать   и   быть

избранными  в   органы  местного  самоуправления,  а  также  случаи,   когда

граждане лишаются этих  прав  (см.  комментарии  к  ч.  2,  3  ст.  32).  Ее

положения  конкретизируются   Федеральным  законом  "Об  основных  гарантиях

избирательных прав граждан Российской  Федерации" от 6 декабря 1994  г.  (СЗ

РФ, 1994, N 33, ст. 3406), который  распространяется в том числе  на  выборы

органов местного самоуправления (ст. 1).

      Федеральный   закон   "Об   общих   принципах   организации   местного

самоуправления  в   Российской  Федерации"  определяет,  что   муниципальные

выборы осуществляются на  основе всеобщего равного и прямого избирательного

права  при  тайном  голосовании   при   обеспечении  установленных   законом

избирательных прав граждан (ч. 1  ст.  23).   Федеральное  законодательство,

таким   образом,   создает    необходимые    предпосылки     демократической

однородности выборов на всех уровнях, включая местное  самоуправление.

      Субъекты Российской  Федерации принимают законы  о   порядке  проведения

муниципальных выборов. Данный  вопрос  отражается  в  уставе  муниципального

образования. При этом формулируемые в названных  актах  положения  не  могут

противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных  прав

  граждан  Российской   Федерации",   но   в   них   могут   устанавливаться

дополнительные  гарантии избирательных  прав граждан (ст. 1).

      Федеральные органы  государственной  власти  и   органы  государственной

власти  субъектов Российской Федерации  гарантируют проведение  муниципальных

выборов. Это  означает, что названные  органы создают  необходимые  правовые,

материально-технические, финансовые и иные условия  для  таких  выборов,  не

препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан. Именно  с

позиций гарантий  местного  самоуправления  Конституционный  Суд  Российской

Федерации  в  постановлении  от  30  мая  1996  г.  по   делу   о   проверке

конституционности  п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона  "Об  общих

принципах организации  местного самоуправления  в  Российской  Федерации"  с

изменениями от 22 апреля 1996  г.  (Российская  газета,  15  июня  1996  г.)

пришел к выводу о  допустимости  указания   Федеральным  законом  сроков,  в

течение  которых  должны  быть  сформированы  путем  выборов  новые   органы

местного  самоуправления.  При  этом  данная  мера   ограничена   переходным

периодом   и   рассматривается   как   средство,   упорядочивающее   процесс

становления системы местного самоуправления  и  не  допускающее  затягивания

создания ее выборных органов; она  не нарушает права органов  государственной

власти субъектов федерации  и муниципальных образований назначать  конкретную

дату выборов, а лишь  ставит  реализацию  указанного  права  в  определенные

временные рамки.

      Рассматриваемая   часть  статьи   исходит   из   того,   что   граждане

осуществляют  местное  самоуправление  также  путем  "других  форм   прямого

волеизъявления".  К  таковым   Федеральный   закон   "Об   общих   принципах

организации  местного  самоуправления  в   Российской   Федерации"   относит

собрания (сходы) граждан (ст. 24). Они  способствуют выражению  общественного

мнения, позволяют населению публично направлять, контролировать и  оценивать

деятельность органов местного самоуправления. В отдельных  поселениях,  если

подобное предусмотрено уставом  муниципального  образования  и  соответствует

закону  субъекта  Российской  Федерации,  данные  собрания   (сходы)   могут

выполнять полномочия представительных  органов  местного  самоуправления.  В

этом случае они считаются правомочными при  участии  в  них  более  половины

жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

      Порядок созыва  и  проведения  собрания  (схода)  граждан,  принятия  и

изменения его  решения,  пределы  его  компетенции  устанавливаются  уставом

муниципального образования в  соответствии с  законами  субъектов  Российской

Федерации. Федеральный закон закрепляет право населения  на  правотворческую

инициативу  в  вопросах  местного  значения  (ст.  25).  Она  реализуется  в

соответствии с уставом муниципального образования и, если выделить  главное,

заключается в том, что население вносит  в  органы  местного  самоуправления

проекты правовых  актов,  которые  подлежат  обязательному  рассмотрению  на

открытом  заседании  с  участием  представителей  населения,  а   результаты

рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

      Граждане непосредственно  участвуют в  решении  дел   местного  значения

путем  индивидуальных  и  коллективных  обращений,  направляемых  в   органы

местного  самоуправления  и  должностным  лицам   местного   самоуправления.

Федеральным законом установлено (ст. 26),  что  названные  адресаты  обязаны

дать ответ по существу обращений  в  течение  одного  месяца.  За  нарушение

сроков  и  порядка  ответа  на  обращения   граждан   законом   может   быть

предусмотрена административная ответственность.

      Местное самоуправление  осуществляется  через  собственные   органы.  Им

присущ  ряд   черт:   структура   этих   органов   определяется   населением

самостоятельно; они формируются  данным населением  и  его  представительными

органами; обладают полномочиями на решение вопросов местного  значения  и  в

их  пределах  издают  правовые  акты;   являются   юридическими   лицами   в

соответствии с уставом  муниципального  образования;  не  входят  в  систему

органов  государственной  власти.  Федеральный  закон  "Об  общих  принципах

организации местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  исходит  из

разнообразия систем  органов  местного  самоуправления.  При  этом,  однако,

выделяются выборные органы, образуемые в соответствии с  названным  законом,

законами   субъектов   Российской    Федерации,    уставами    муниципальных

образований,  и  другие  органы,  образуемые  в  соответствии   с   уставами

муниципальных образований, а также  признается обязательным наличие  выборных

органов местного самоуправления муниципальных  образований  (ч.  1,  2,  ст.

14).

      Одним  из  видов   выборных  органов  является  представительный  орган

местного  самоуправления. Он состоит  из  депутатов,  избираемых  на  основе

всеобщего равного и прямого  избирательного права при  тайном  голосовании  в

соответствии  с  федеральным  законом  и   законами   субъектов   Российской

Федерации. Ведущее положение этим  органам  придается  выделением  вопросов,

находящихся в их исключительном ведении. К числу таковых  Федеральный  закон

относит:   принятие   общеобязательных   правил   по    предметам    ведения

муниципального   образования,   предусмотренных    уставом    муниципального

образования;  утверждение  местного  бюджета  и  отчета  о  его  исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования,  утверждение

отчетов  об  их  исполнении;  установление   местных   налогов   и   сборов;

установление    порядка    управления    и    распоряжения     муниципальной

собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления  и

должностных   лиц   местного   самоуправления,   предусмотренных    уставами

муниципальных образований.

      Численный состав  представительных  органов  местного  самоуправления,

сроки полномочий депутатов, режим  их работы (на постоянной или иной  основе)

и взаимоотношений с избирателями, полномочия этих органов, порядок  принятия

решений  и  другие  вопросы  организации  и  деятельности   представительных

органов  определяются  уставом  муниципального  образования.  В   структуре

органов местного самоуправления  уставом  муниципального  образования  может

быть предусмотрена должность  главы муниципального  образования  -  выборного

должностного лица, возглавляющего  деятельность  по  осуществлению  местного

самоуправления   на   территории   муниципального   образования.    Согласно

Федеральному закону "Об общих  принципах организации местного  самоуправления

в Российской Федерации" (ст.  16)  данный  глава  (в  установленном  порядке

допускается разное его наименование) избирается гражданами, проживающими  на

территории  муниципального  образования,  на  основе  всеобщего  равного   и

прямого избирательного права при  тайном  голосовании  либо  представительным

органом местного самоуправления из своего состава в  порядке,  установленном

федеральными  законами  и  законами  субъектов  Российской   Федерации.   Он

наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения  в

соответствии с уставом муниципального образования,  а  избранный  населением

глава муниципального  образования  может  быть   наделен  правом  входить  в

состав     представительного      органа      местного       самоуправления,

председательствовать   на   его   заседаниях.    Закреплено,    что    глава

муниципального   образования   подотчетен   непосредственно   населению    и

представительному органу  местного  самоуправления.  Уставом  муниципального

образования могут быть предусмотрены  должности  иных   выборных  должностных

лиц  местного  самоуправления,  а  также  другие  (помимо   представительных

органов  и  выборных  должностных  лиц)  органы   местного    самоуправления

(например, советы или комитеты  микрорайонов, общин и т.п. ).

      Наименование этих  органов  и  должностных   лиц,  порядок  формирования

органов    местного   самоуправления,   компетенция,    сроки    полномочий,

подотчетность,  вопросы   организации  и   деятельности   органов   местного

самоуправления  и  должностных  лиц   местного  самоуправления  определяются

уставами муниципальных образований  в   соответствии  с  законами  субъектов

Российской Федерации.

        Часть  1  ст.  131  фиксирует   территориальные   пределы   местного

самоуправления. Их установление имеет  важное значение, ибо в конечном  счете

  очерчиваются    пространственные   границы   деятельности   муниципального

образования,  его населения  и органов, действия принятых ими  решений.  Одно

Информация о работе Основы и практика госуправления