Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:33, реферат
Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо.
Организация (как процесс) – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление.
1.7.1. Распределение обязанностей и рабочего времени менеджеров высшего, среднего и нижнего звеньев
Каждому иерархическому звену менеджеров соответствуют свои должностные обязанности, которые ранжируются по рабочему месту менеджера в управленческой сетке. Нижеприведенные таблицы (2,3) дают представление об основных обязанностях и распределении рабочего времени менеджеров различного уровня.
Таблица 2
Обязанности и рабочее время менеджера нижнего звена
Ранг |
Обязанность |
Процент времени |
Частота исполнения |
1 |
Контроль |
15 |
Ежедневно |
2 |
Решение проблемы |
12 |
Ежедневно |
3 |
Планирование |
11 |
Ежедневно |
4 |
Неформальное устное общение |
11 |
Ежедневно |
5 |
Общение с высшими персоналом |
11 |
Ежедневно |
6 |
Ответы на запросы подчиненных |
10 |
Ежедневно |
7 |
Обучение подчиненных |
10 |
Ежедневно |
8 |
Написание писем и деловых бумаг |
6 |
Ежедневно |
9 |
Создание и
поддержание мотивационной |
5 |
Ежедневно |
10 |
Распределение времени |
3 |
Ежедневно |
11 |
Посещение заседаний, совещаний |
1 |
Дважды в месяц |
12 |
Чтение и самообразование |
1 |
Еженедельно |
13 |
Деловые консультации с подчиненными |
1 |
Раз в два месяца |
14 |
Представление компании |
1 |
Ежемесячно |
Таблица 3
Обязанности и рабочее время менеджера среднего звена
1 |
Контроль |
21 |
Ежедневно |
2 |
Развитие и обучение подчиненных |
14 |
Ежедневно |
3 |
Планирование |
14 |
Ежедневно |
4 |
Распределение времени |
10 |
Ежедневно |
5 |
Посещение заседаний, совещаний |
8 |
Ежедневно |
6 |
Принятие решений |
5 |
Ежедневно |
7 |
Чтение и самообразование |
5 |
Ежедневно |
8 |
Ответы на запросы подчиненных |
4 |
Ежедневно |
9 |
Написание писем и деловых бумаг |
4 |
Ежедневно |
10 |
Создание мотивационной атмосферы |
3 |
Ежедневно |
11 |
Общение с нижестоящими лицами |
3 |
Ежедневно |
12 |
Деятельность по налаживанию коммуникационных связей |
3 |
Раз в два месяца |
13 |
Общение с внешними лицами |
3 |
Ежедневно |
14 |
Представление компании |
3 |
Ежедневно |
Анализ обязанностей менеджеров нижнего и среднего звеньев позволяет сделать вывод о различии их служебных обязанностей и возможность самостоятельно спроектировать обязанности менеджеров высшего уровня.
Содержание инфраструктуры менеджмента организации определяется внешними и внутренними условиями, а также возможностями сотрудников организации (см. табл. 5.1).
Таблица 5.1 Содержание инфраструктуры менеджмента организации
Научные знания и практические умения людей |
Внутренняя среда (аура организации) |
Внешняя (общественная) среда |
Экономические знания |
Ценности |
Рынок |
Концепция менеджмента |
Традиции |
Профессиональная подготовка менеджеров |
Концепция качества |
Культура |
Образование |
Социологические знания |
Социально-политическая атмосфера |
Система государственного управления |
Знания в области финансов |
Экономическая психология |
Ресурсы |
Психологические знания |
Правовое сознание |
Структура собственности |
Сущность и содержание истории менеджмента.
Современный менеджмент есть классическая теория управления.
С одной стороны, менеджмент является наукой, так как для менеджмента характерна объяснительная функция, системность и упорядоченность знаний, предсказательность, четкая логическая организованность.
С другой стороны, есть все основания считать, что менеджмент является искусством, так как мы живем в очень сложном, быстро меняющемся мире, в котором изменениям подвержены сами закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить наши знания в виде жестких схем и правил неизменно приводят к искажению и упрощению, а значит, к иллюзиям и заблуждениям, а затем к ошибкам. Человек осваивает мир не только с помощью знаний, но и с помощью эмоций, чувств, образов, интуиции и всего того, что не может быть формализовано в терминах и рекомендациях.
Таким образом, менеджмент одновременно является и наукой, и искусством.
В классическом представлении
термин «управление» шире термина «менеджмент»,
так как применяется к
Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» можно определить следующим образом.
Управление – процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.
Современная наука весьма широко трактует содержание понятия «менеджмент»:
1) менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач;
2) менеджмент – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица;
3) менеджмент – управление производством, совокупность прин ципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;
4) менеджмент – а) наука управления, б) система и процесс управления.
Основные виды менеджмента
Рассматривая основные виды менеджмента, прежде всего, следует упомянуть об организационном менеджменте, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизм реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т.п. В итоге складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач.
Тем не менее названные решения являются уже объектом перспективного или текущего менеджмента.
В рамках перспективного менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и, таким образом, обеспечивается ее будущая жизнеспособность.
Текущий менеджмент связан с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
При этом текущий и перспективный менеджмент имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаунтинг).
Производственный менеджмент направлен на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, а также расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.
Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции предполагает организацию заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.
Инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Менеджмент в области маркетинговой деятельности занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнк туры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы.
Кадровый менеджмент решает задачи подбора и расстановки, обучения и повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
В основе финансового менеджмента лежит составление бюджета и финансового плана организации, формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению.
Эккаунтинговый менеджмент связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.
Видный представитель
американского менеджмента
Поскольку одним из объектов менеджмента является процесс управления, необходимо различать функции этого процесса и функциональные назначения.
Под функцией понимается деятельность, работа; назначение – роль, которую выполняет определенный процесс по отношению к целому. В применении к менеджменту это ряд взаимосвязанных частных процессов, таких, как: прогнозирование, планирование, организация, контроль, мотивация, принятие решений, коммуникация.
Функциональные назначения менеджмента представляют собой области функционирования менеджеров, направления их профессиональной управленческой деятельности, такие, как: подготовка производства, собственно производство, логистика (в том числе материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры. Функции и функциональные направления менеджмента взаимосвязаны.
Кроме того, так как менеджмент «подпитывается» научной базой таких дисциплин, как: кибернетика, системотехника, психология, теория принятия решений, теория информации, социология, то и изучение истории менеджмента невозможно без сведений об эволюции названных научных дисциплин.