Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:06, реферат
Цель написания контрольной работы - изучение функции планирования в менеджменте.
Весь
процесс планирования в организации
разделяется на два уровня: стратегический
и оперативный. Стратегическое планирование
- это определение целей и
Разрабатывается миссия организации.
Исходя
из миссии, разрабатываются стратегические
ориентиры или направления
Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
Определяются стратегические альтернативы.
Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".
После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:
тактика,
или как добиться того или иного
результата (ответ на вопрос "как
делать?"). Тактические планы
- политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
- процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
- правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.
Процесс планирования в широком смысле реализуется в несколько этапов.
Разработка общих целей.
Цели организации определяют стратегию, т.е. разработку основных мер и планов достижения намеченных целей. Например, такие цели, как увеличение объема продаж, доли рынка, прибыли, и т.д., могут быть достигнуты различными видами стратегий:
- развития, т.е. устойчивости темпов развития;
- инноваций, т.е. внедрения новых технологий, новых продуктов;
- инвестиций, т.е. увеличение объема выпуска;
- маркетинга, т.е. приспособление организации к условиям рынка.
Разработка и выбор стратегии
из многочисленных альтернатив
составляет основу
Наибольшую проблему в выборе стратегии представляет недостаточность информации, тем более, стратегическое планирование основано не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, которая зависит от таких переменных, как анализ рынка, конкурентов, уровня технологии, персонала, ресурсов будущих периодов.
В этих условиях большое значение приобретает прогнозирование, главной задачей которого является предвидение (вероятностная оценка) возможного будущего развития событий и их влияние на деятельность организации в той или иной прогнозируемой (вероятностной) ситуации.
Определение путей и средств достижения целей.
Базовые
цели дробятся и конкретизируются для
подразделений, служб, участков. На этом
этапе разрабатываются
Определение конкретных детализированных целей на заданный период времени (2,5 лет).
Такие
планы являются тактическими, на основе
которых разрабатываются
Текущее
планирование включает в себя краткосрочные и
Краткосрочные планы (до 1 года) разрабатываются организацией на основе прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых исследований о конъюнктуре рынка, характере конкуренции и т.п. Прогноз сбыта определяет объем производства в плановом периоде, потребности в оборудовании, производственных мощностях, рабочей силе.
На основе данного прогноза создаются производственные программы на срок от нескольких недель до одного года, конкретизируемые для отдельных подразделений. Они могут корректироваться при отклонении спроса или объема производства от запланированного уровня (например, в результате поломок оборудования, сбоев а поставках и т.д.). В разрезе производственных программ формируются текущие сметы расхода ресурсов с учетом их резервов, ожидаемых поставок, запасов готовой продукции, возможности маневра персоналом.
Подразделения
на основе касающихся их части производственной
программы хозяйственной
Оперативно - календарный план в зависимости от характера производимой продукции определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий, а также их партий, по дням недели – маршрутизацию, находящую воплощение в маршрутной технологической карте. Степень детализации оперативно-календарного плана зависит от типа производства.
Оперативно-календарный план используется часто как основной документ для разработки сменно-суточных заданий. В них перечисляются конкретная номенклатура и количество изделий, необходимых для нормального осуществления производственного процесса в данном цехе и смежных с ним или на конкретном рабочем месте.
Специфической формой планов организации в современных условиях является бизнес-план, обычно составляемый или при создании, или в переломные моменты существования (например, при расширении масштабов производства, привлечении инвесторов и т.д.). Часто эти мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней среде и имеют цель предотвратить складывающиеся ситуации.
Целью бизнес-плана является оценка бизнеса и стремление привлечь инвесторов для реализации программ развития.
Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими на всех уровнях.
Процесс планирования охватывает все уровни управления (от высшего до низшего) хозяйственной организации в чем и проявляется «сквозной» характер реализации функции планирования.
Развитие
планирования, как функции управления,
в современном менеджменте
4. Стратегическое планирование.
В
понятие "планирование" входит определение
целей и путей их достижения. На
Западе планирование деятельности предприятий
осуществляется по таким важным направлениям,
как сбыт, финансы, производство и
закупки. При этом, конечно, все частные
планы взаимоувязаны между
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
- разработка общих целей;
-
определение конкретных, детализированных
целей на заданный, сравнительно
короткий период времени (2,5,
- определение путей и средств их достижения;
-
контроль за достижением
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных.
Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые "надбавками безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана.
В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
-
распределение ресурсов, в основном
ограниченных, таких как фонды,
управленческие таланты,
-
адаптация к внешней среде
(все действия стратегического
характера, которые улучшают
-
внутренняя координация (
- оценка и анализ внешней среды.
После
установления своей миссии и целей
руководство предприятия
-
оценка изменений,
-
определение факторов, представляющих
угрозу для текущей стратегии
фирмы; контроль и анализ
-
определение факторов, представляющих
больше возможности для
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.