Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 11:21, курсовая работа
Основная цель работы состоит в решении задачи по выработке практических рекомендаций в области развития предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта как стратегического ресурса и внутреннего источника их развития и как одного из основных условий обеспечения их конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Проанализировать изменение социальной и экономической роли спорта, обусловленное интересами представителей органов государственной власти, спортивных организаций и делового сообщества.
2.Выявить объективные предпосылки развития частно-государственного партнерства в индустрии спорта.
3.Проанализировать особенности планирования, организации и ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
4.Оценить роль спортивного сооружения в предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
5.Разработать систему показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Формирование и развитие индустрии спорта как новой сферы предпринимательской деятельности……………………………………………6
Глава 2. Особенности предпринимательской деятельности в спорте……...16
1.Предпринимательская деятельность субъектов индустрии спорта………………………………………………………………………16
2.Спортивное сооружение как важнейший элемент инфраструктуры и инструмент предпринимательства в спорте……………………………..20
Глава 3. Разработка системы показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта…………27
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Таблица 2
Матрица связей при движении продуктов в индустрии спорта.
Продукты |
Государство |
СМИ |
Федерации и ассоциации |
Клубы и общества |
Спортсмены |
Зрители |
Общественность |
Агенты |
Орг., оказ. спорт, услуги |
Орг., оказ. услуги спорту |
Коммерческие партнеры |
Производители экипировки |
Государство |
||||||||||||
СМИ |
1 |
1 |
||||||||||
Федерации и ассоциации |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Клубы и общества |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Спортсмены |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Зрители |
||||||||||||
Общественность |
||||||||||||
Агенты |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Орг., оказ. спорт, услуги |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Орг., оказ. услуги спорту |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
Коммерческие партнеры |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Производители экипировки |
1 |
1 |
1 |
1 |
Для дальнейшего исследования предпринимательской
деятельности различных субъектов
индустрии спорта необходимо уточнить
определение «спортивной
Футбол намного опережает
Таблица 3
Европейские спортивные предпочтения в 2001 году.
(в % от взрослого населения)
Смотрят по ТВ |
Читают в СМИ |
Сумма | |
Футбол |
29,5 |
18,5 |
48 |
Автомобильные гонки |
20,7 |
6,5 |
27,2 |
Крикет |
18,1 |
9,1 |
27,2 |
Легкая атлетика |
20,4 |
6,4 |
26,8 |
Бильярд (Снукер) |
22 |
4 |
26 |
Рэгби (Европейский чемпионат) |
17,3 |
6,8 |
24,1 |
Теннис |
16,7 |
5,1 |
21,8 |
Гольф |
14,2 |
6 |
20,2 |
Бокс |
12 |
5,3 |
17,3 |
Рэгби (Британская лига) |
12,4 |
4,2 |
16,6 |
Мотоспорт |
10,9 |
3 |
13,9 |
Моторалли |
9,8 |
2,9 |
12,7 |
Дартс |
10,7 |
1,6 |
12,3 |
Фигурное катание |
10 |
1,3 |
11,3 |
Лыжный спорт |
9,3 |
1,7 |
11 |
В нашей стране 38% населения имеют постоянный и устойчивый интерес к футболу. Общеизвестно, что сегодня футбол — самый популярный и наиболее коммерциализированный вид спорта в мире. Говоря об «индустрии футбола» как одной из подсистем индустрии спорта, важно понимать, что данная система повторяет общие черты и закономерности развития индустрии спорта вообще с той лишь разницей, что в деле коммерциализации и развития предпринимательства футбол - «впереди планеты всей». Следовательно, и в нашей стране, и в мире вообще данный вид спорта находится в состоянии, более напоминающем полноценную индустрию, нежели другие виды.
На сегодняшний день футбол как социальное явление - это один из факторов развития общества в России8. Этим объясняется преобладание конкретных примеров для иллюстрации положений исследования, а также финансовых и статистических показателей, взятых именно из практики деятельности организаций, работа которых непосредственно связана с данным видом спорта.
Общественная популярность спорта делает процесс управления спортивной индустрией более динамичным, а прогрессивное развитие более вероятным.
Необходимо отметить, что при прочих равных условиях, разные субъекты индустрии априори в разной степени оказывают влияние на процесс управления и развития ИС. Оценка общего управленческого потенциала всех основных субъектов российской индустрии спорта вынесена в Приложения.
Ввиду своей особой роли в национальной экономике и в обществе, наибольшим управленческим потенциалом относительно ИС обладает государство. Очевидно, бюджетная политика, расстановка приоритетов в реализации государственных проектов, реализация специальных программ, выделение дополнительных средств, изменение законодательства и другие инструменты воздействия на состояние и развитие ИС находятся в ведении государства.
Вообще во взаимоотношениях государства,
спорта и бизнеса как в полноценном
социально-экономическом
Рис. 2. Частно-государственное партнерство в индустрии спорта
Государство должно создавать благоприятные
условия для плодотворного
Важная роль в управлении ИС отводится также, ассоциациям, федерациям по различным видам спорта, а также объединениям спортивных клубов и обществ. Это объясняется тем, что перечисленные организации отвечают за развитие своих видов спорта на всех уровнях: от районных и муниципальных образований до национальных масштабов. Объединения клубов, в свою очередь,, контролируют проведение соревнований, то есть сам процесс предоставления зрителям созданного спортивного продукта - зрелища.
Немаловажную роль в управлении ИС играют средства массовой информации. Ведь именно от них зависит, как будет воспринято обществом то или иное спортивное событие, мероприятие. СМИ могут как основательно повысить качество спортивного продукта, так и понизить его. Развитие и популяризация многих видов спорта неразрывно связана с освещением в СМИ. А с развитием новых технологий, таких как, например, 1Р-телевидение, трансляция видео на мобильные телефоны, роль СМИ будет возрастать.
В современном мире, с развитием рыночных отношений в спортивной сфере большинства развитых стран, доля коммерческих партнеров в финансировании разнообразных спортивных организаций становится весьма ощутимой, а во многих случаях и превышает долю поступлений от продажи прав на телетрансляцию соревнований. Поэтому роль коммерческих партнеров в управлении и развитии индустрии также достаточно высока.
Одна из основных задач для привлечения частных инвестиций в спортивную индустрию — законодательное обеспечение развития спортивной индустрии, создание государством основных «правил игры» внутри союза государство-спорт-бизнес.
Для того чтобы добиться эффективности инвестиций, необходимы:
Также необходимо отметить важную роль побед нашей страны в борьбе за проведение спортивных соревнований самого высокого уровня. И большинство этих побед в последнее время приходят, в том числе и благодаря мощнейшей государственной поддержке.
По словам В.В. Путина «Эффективное развитие физической культуры, воспитание подрастающего поколения в духе лучших отечественных спортивных традиций имеет важное значение для благополучия и процветания России».10
Гармоничное развитие индустрии спорта
возможно только при взаимовыгодном
сотрудничестве, партнерстве государства
и бизнеса. В настоящее время
сложились объективные
При максимально эффективном
В настоящее время российская спортивная сфера находится в состоянии формирования полноценной индустрии спорта. Этот сложный и противоречивый процесс занимает достаточно длительный промежуток времени. Все последние события позволяют констатировать, что сейчас очень благоприятный период для динамичного развития взаимоотношений субъектов индустрии спорта. Очень многое сегодня зависит от того, смогут ли представители бизнес-структур и государственных органов управлении в полной мере развить предпосылки частно-государственного партнерства, научиться взаимовыгодно сотрудничать, понимая и уважая интересы друг друга.
Глава 2. Особенности предпринимательской деятельности в спорте
2.1. Предпринимательская
В настоящее время в Российской федерации идет процесс формирования рынка в спортивной сфере. Для успешной деятельности и обеспечения финансовой стабильности в средне- и долгосрочной перспективах предпринимательской деятельностью должны заниматься как коммерческие спортивные предприятия, так и некоммерческие.
Достаточно сложно провести четкую границу между профессиональным и любительским спортом, прибыльным и убыточным. В среди физкультурно-оздоровительных организаций есть как коммерческие, так и некоммерческие. Такая же ситуация прослеживается среди профессиональных спортивных клубов и лиг.
По оценкам специалистов, в физкультурно-спортивных организациях страны трудится более 270 тысяч специалистов; тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников.