Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, курсовая работа
Целью данного исследования является установление связи между стилем руководства и эффективностью деятельности организации, как в теоретическом плане, так и в практике управления на примере деятельности директора салона красоты.
Реализация поставленной цели потребовала решения в теоретической части работы следующих задач: изучение элементов руководства - власти и влияния; рассмотрение источников и форм власти; изучение понятия лидерства, а также освещение результатов многочисленных исследований стилей управления, их квалификации. В практической части исследования, поставлена задача, определения результатов применения стиля руководства и его влияния на эффективность управления, в реально действующем предприятии – салоне красоты «Краса России».
Введение 3
1. Основы руководства организацией 5
1.1. Элементы руководства: власть и влияние. Лидер и его стиль 5
1.2. Источники власти в организации 14
1.3. Формы и методы влияния 18
2. Характеристика лидера предприятия 26
2.1.Стиль лидерства: характеристика и анализ 26
2.2. Влияние лидера 32
2.3. Оценка эффективности работы лидера 36
Заключение 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Под руководством нового директора Павловой, салон вышел из кризисного состояния к концу третьего месяца, по многим показателям, на тот уровень, когда руководство осуществлялось собственником салона. В дальнейшем, в течение полугода, в среднем доходы салона увеличились на 30-40 процентов, это без учета продажи продукции другим салонам и парикмахерским. При этом реальная заработная плата каждого сотрудника увеличилась в среднем на 38-40%. В данный момент в салоне не осталось ни одной ученицы, т.к. они все значительно повысили свою квалификацию.
При характеристике
эффективности работы
К социально-психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя, можно отнести такие как: совпадение формального и неформального лидера, сплоченность (психологическая совместимость) коллектива, психологический климат. В данный момент Павлова пользуется заслуженным авторитетом у собственника салона.
Как было показано в ходе теоретического исследования разновидностью власти, является личная власть – степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчиненных, поэтому личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Так вот, в салоне красоты сложилась ситуация, когда руководитель заслуженно обладает и должностью, и личной властью, в коллективе хороший психологический климат, люди сплочены вокруг общей цели. Поэтому факт совпадения формального и неформального лидера, в личности Павловой никто не оспаривает. Теперь она не новый директор, - а Наш Директор, и все с большой буквы!
Следующий показатель - умение улучшать функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчинённых. Он старается не привлекать слабых подчинённых к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. В данный момент коллектив в сменах сгруппирован таким образом, что позволяет усиливать достоинства каждого, и в то же время подтягивать слабеньких мастеров, до уровня профессионалов. При этом учтены и факторы психологической совместимости.
Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом, руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях. И на примере руководства салоном Ивановой мы смогли увидеть, что быть руководителем и быть лидером в организации – это не одно и то же. Как показали теоретическое и практическое исследование, руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и в построении отношений с ними, прежде всего, полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Но для эффективного руководства менеджеру необходимо не только развивать власть, но и обладать необходимыми лидерскими качествами т.к. в современных организациях практически никто не будет полностью подчиняться ему, только потому, что он начальник.
На примере деятельности директора салона Павловой, мы убедились в том, что эффективность управленческой деятельности зависит, не в последнюю очередь, от лидерских способностей руководителя, которыми она в полной мере обладает и от выбранного ею стиля руководства. В обращении с подчиненными она предпочитает авторитарно-согласовательный стиль управления (в зависимости от ситуации – также и консультативно-демократический стиль). Использование данного стиля, позволило ей справится с кризисной ситуацией, наладить психологический климат в коллективе, объединить сотрудников в движении к намеченным целям. В итоге, данные цели были достигнуты.
В целом оценить руководство салоном красоты «Краса России» директором Павловой, можно как «весьма эффективное».
По результатам исследования, можно прийти к следующим выводам.
Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять – необходимо иметь основу власти. Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью.
Для того чтобы обладать реальной властью, руководитель должен иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от менеджера и заставит его действовать так, как он пожелает. Это «что-то» есть у всех. Страх, вознаграждение, традиция, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям.
Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, определенным стилем управления. Стиль лидерства это способ воздействия руководителя на подчинённых. От того, каким стилем управления пользуются менеджеры, от умения выбирать этот стиль, зависит их авторитет среди подчиненных, а в целом и результат деятельности всей организации.
Существуют различные формы классификации стилей управления, поэтому говорить о каком-то одном-единственном стиле свойственном тому или иному менеджеру, невозможно. Можно фиксировать применительно к каждому конкретному менеджеру только лишь какую-то определенную комбинацию стилей управления.
В ходе практического анализа, мы на примере директора салона Павловой, убедились в том, что эффективность управленческой деятельности зависит, от лидерских способностей руководителя, и от выбранного стиля руководства.
Практика и проведенное исследование показывают, что эффективность функционирования организаций обычно низка там, где применяется либеральный или демократический стиль управления. Те же самые утверждения исходят и от подчиненных – им больше по душе устраивающие их по многим позициям авторитарный, а еще лучше – согласовательный стили управления.
Именно авторитарно-согласовательный стиль управления в обращении с подчиненными предпочитает директор салона красоты (в зависимости от ситуации – также и консультативно-демократический стиль), при этом она оказывает влияние, совмещая дозированные, своевременные поощрения и наказания. Данный стиль представляет собой стремление менеджера в большей степени вовлечь своих подчиненных в процесс разработки и принятия управленческого решения и учесть их мнения при принятии решения. Однако при всем при этом решение принимается только директором салона, понимающим, что тем самым она принимает на себя и всю полноту ответственности за принимаемое решение
Использование данного стиля, позволило директору справиться с кризисной ситуацией, сложившейся в салоне накануне ее прихода в организацию, наладить психологический климат в коллективе, объединить сотрудников в движении к намеченным целям. В итоге, данные цели были достигнуты.
Однако следует подчеркнуть, что в процессе анализа были выявлен ряд недостатков.
В целом оценить руководство салоном красоты «Краса России» директором Павловой, можно как «весьма эффективное».
1 В современном русском языке под руководством подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Поэтому часто синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
2 Вудкок М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991. с. 187
3 Примечание: Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем люди (чаще дети, молодежь) хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.
4 См: Толковый словарь по управлению. – М.: изд-во «Аланс», 1994.
5 См: Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления М.: Издательство «Экономика» 1994.
6 Бусыгин А.В. эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Финпресс» 2000 с. 420
7 См: Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. - “Основы менеджмента”, - М., 1992 г. с. 488
8 Бусыгин А.В. Указ соч.С. 422
9 Некоторые ученые различают три типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный.
10 Автократический – от греч «aytos» - сам и «krateia» - власть. Под автократической понимают систему управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.
11 Либеральный – «liberalis» - свободный (лат). Здесь: вредное попустительство, либерал-управляющий – менеджер, которому свойственно проявление попустительства в профессиональной деятельности.
12См: Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. – М.: «Дело» 1987.
13 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999. с. 404
14 Дэйвид Кипнис «Брокеры власти» М.: Интерэксперт, 1995. С. 56
15 Так как многие сведения реально действующей фирмы составляют коммерческую тайну, название фирмы и фамилии сотрудников изменены.
16 в частности, не могли записаться на оказываемую услугу в течение длительного срока, либо приходили в назначенное время к конкретному мастеру, а обслуживал их мастер более низкой квалификации
17 т.к. она умеет располагать к себе собеседника, приходится выслушивать много излишней информации, тактично и вовремя прервать человека у нее не всегда получается
18 Стоит отметить, что большинство мастеров так же оказывали парикмахерские услуги постоянным клиентам в свободное от работы время, т.к. это позволял график работы.
19 но не всех, были и дисциплинированные сотрудники, которые, вынуждены были выполнять помимо своих, еще услуги нерадивых коллег, соответственно они выполняли больший объем работы, и получали довольно приличную зарплату.
20 этот выбор определялся, прежде всего, экономией средств, т.к. ''ученицам'' устанавливался низкий % оплаты труда.
21 а также влияние неформального лидера, и недовольство (финансовой стороной дела – понижение зарплаты) Ивановой
22 По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности – это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. // Леонтьев А.Н. Психология руководителя. – М.: Издание «Наука» 1996.
23 (план устанавливался для каждого мастера, в зависимости от уровня квалификации).
24 Общему делу – именно так теперь многие мастера расценивали свою работу. В случае внезапно возникших обстоятельств, необходимо было предупредить администратора, либо директора о своем невыходе на работу, чтобы это позволило оперативно произвести замену.