Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема

7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе


7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.



38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей



49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов



50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Никонова А. С..docx

— 134.34 Кб (Скачать файл)

В рамках функционирующей школы потребность  в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного  решения педагогических задач, совместного  управления развитием школы через  систему методической, научно-методической, инновационной деятельности. Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей  формой деятельности. Коллективные формы  деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях школы обладают рядом  преимуществ перед индивидуальными. Они состоят: в обеспечении обратной связи с реальной педагогической практикой; в адресности и оперативности; в увеличении продолжительности  процесса повышения квалификации; в  возможности освоения универсальных  способов деятельности посредством  соединения в систему научно-методической, методической, педагогической и управленческой деятельности; в возможности сотрудничества и согласования индивидуальных целей  с социальными в совместной деятельности; в создании условий для развития деятельности отдельных педагогов, школы, педагогического коллектива.

 

 

Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном  учреждении

 

 

2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей

 

 

В практике работы школы формирование и стимулирование развития профессиональных компетенций осуществляются через следующие направления деятельности: практическая педагогическая деятельность (подготовка, осуществление и анализ педагогического процесса); система внутришкольного управления качеством образования (внутришкольный контроль, аттестация педагогических кадров); методическая деятельность; научно-методическая деятельность; экспериментальная и инновационная деятельность.

Проблема  обеспечения эффективности управления базовыми процессами повышения квалификации в условиях школы состоит в  разработке организационной модели, позволяющей согласовать все  направления деятельности школы  по основанию реализации целей этих процессов.

Построение  системы управления становлением как специальных, так и инновационных профессиональных компетенций педагогов требует оценки уровня сформированности этих качеств, изучения и оценки личностных и социальных потребностей в новой компетентности. Потребность в новой квалификации обусловлена комплексом факторов: состоянием и тенденциями развития государственного образовательного заказа, региональной образовательной практики, потребностями школьных коллективов (педагогов и руководителей, учащихся и их родителей).

В сфере  образования можно зафиксировать  два типа процессов, которые представляют собой целостный процесс административно-общественной деятельности по реформированию образовательной  практики. Регулятивами процессов реформирования, с одной стороны, являются нормативные  документы (концепции, программы, стандарты, научные разработки и рекомендации), которые составляют базу государственной  политики в этой области, с другой стороны, образцы инновационной  практики, связанной с изменением содержания и форм учебного процесса, методов управленческой и педагогической деятельности, освоением и созданием  педагогических концепций, моделей, технологий образования, воспитания и обучения, авторских образовательных систем и другие.

Процессы, идущие как в направлении оптимизации  учебной деятельности, так и в  направлении создания условий для  возникновения новых гуманитарных форм личностно-ориентированной образовательной  практики, предусматривают решение  задач наращивания как специальной (психолого-педагогической), так и  инновационной (полипредметной) профессиональных компетенций педагогических работников.

Методическое  сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональной компетентности учителей представлены в Приложении 1.

 

 

2.2. Проблемный и SWOT-анализ состояния  образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов

 

 

Особенностями микрорайона, в котором расположена  школа, являются преобладание малообеспеченного  населения, недостаток культурно-просветительных учреждений, сложная криминогенная обстановка в связи с близостью гаражного кооператива, удаленность от исторического центра города, отсутствием близко расположенных дошкольных образовательных учреждений. Анализ контингента показывает, что в школе обучаются дети, существенно отличающиеся друг от друга по своему социальному статусу, интеллектуальному и физическому развитию.

Социальный заказ и ожидаемые  результаты развития школы

Социальный  заказ мы понимаем как спрогнозированный  комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания  им школы.

Изучая  социальные ожидания по отношению к  школе, мы выделили субъекты, участвующие  в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

  • государство;
  • родители учащихся (законные представители);
  • учащиеся;
  • педагогическое сообщество.

С точки  зрения государства, «…главными результатами школьного образования должно стать  его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать  в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские  проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они  научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь  принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и  осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности  и отличия в организации начальной, основной и старшей школы» (НОИ  «Наша новая школа»).

Национальная  образовательная инициатива «Наша  новая школа» в качестве приоритетных, определяет следующие направления  модернизации школьного образования.

  1. Обновление образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
  2. Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, семинаров учащихся, формирования ученических портфолио.
  3. Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.
  4. Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями все социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочие.
  5. Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся.

Анализ перечисленных  выше направлений показывает, что  они являются актуальными и востребованными  участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное  учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

  • возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
  • качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
  • начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы;
  • внеурочную деятельность детей;

а также создавала условия для:

- удовлетворения  интересов и развития разнообразных  способностей школьников;

- формирование  информационной грамотности и  овладения современными информационными  технологиями;

- сохранения  и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;
  • имелись комфортные условия для успешной учебы, общения, самореализации;
  • была возможность получить качественное среднее образование и профессиональную подготовку;
  • имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учитывая  государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к  школе, нами выявлены те потенциальные  результаты, к достижению которых  должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления  ее развития. Таковыми являются:

  • модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
  • создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
  • создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
  • внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Исходя  из этого, школа ставит перед собой  следующую цель: создание воспитательно-образовательной  среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

  • Разработка и внедрение нового содержания образования;
  • Реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся именно те сферы деятельности, которые необходимы для его развития;
  • поиск новых форм наполнения содержанием базового учебного плана;
  • определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система самоуправления);
  • активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
  • обеспечение прав ребенка на качественное образование;
  • построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, району, городу, России;
  • совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса (ученик, учитель, родители или лица, их заменяющие);
  • совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного и адекватно ориентированного отношения к своему здоровью;
  • развитие органов школьного самоуправления. В основу образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

- гуманизация  образования, предполагающая индивидуализацию  и дифференциацию учебного процесса  при осознании развития личности  как основного смысла образования;

- целостность  образования, основанная на единстве  процессов развития, обучения и  воспитания;

- непрерывность,  предполагающая создание целостной  образовательной системы и преемственность  в обучении, т.е. динамическое  расширение и обогащение изучаемого  материала;

- развитие  творческой мыслительной деятельности  и самообразования, оптимизация  умственной деятельности педагога  и ученика;

Информация о работе Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного