Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема

7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе


7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.



38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей



49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов



50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Никонова А. С..docx

— 134.34 Кб (Скачать файл)

- демократизация  управления школой и взаимоотношений  учительского и ученического  коллективов.

Проблемы школы и способы  их решения

Изучая  возможности реализации основных направлений  развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения

Проблемы

Способы решения

1. Модернизация содержательной и  технологической сторон образовательного  процесса

Недостаточная осведомленность педагогов  об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информированного пространства в школе, которое будет  способствовать повышению не только информированности педагогов, но и  их профессиональной компетентности

Приоритет традиционных форм и методов  организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования  инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных  образовательных технологий

2. Создание условий, обеспечивающих  личностный рост всех субъектов  образовательного процесса

Личностный  рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Недостаточная осведомленность части  о результатах современных исследований в области педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов  в процессе их включения в научно-исследовательскую  и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов

Неготовность некоторых учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничеств

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских  инициатив

Унификация как содержания, так  и формы деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика 

Внедрение технологий дифференцированного  обучения, развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации  учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения

Подход к содержанию образования  и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенции и личностных качеств, приобретенных школьниками

Затруднение свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы 

Внедрение вариативных программ, технологий, расширение спектра образовательных  услуг

Недостаточное внимание к субъектному  опыту ученика 

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

3. Создание в рамках школы открытого  информационного образовательного  пространства

Недостаточная готовность учителей к  использованию в образовательном  процессе информационных технологий

Прохождений учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального  компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Слабая необходимая материально-техническая  база для использования ИКТ на уроках

Укрепление материально-технической  базы школы

Низкий уровень информационной культуры родителей 

Пропаганда преимуществ современных  информационных технологий

4. Внедрение технологий здоровьесбережения  и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического  сопровождения учащихся

Отсутствие специфических критериев  оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев  и показателей качества медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся


SWOT – АНАЛИЗ

Сильные и слабые стороны  школы:

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Руководство

Директор может инициировать масштабные изменения.

Постоянное совершенствование  групповой работы.

В коллективе присутствуют стабильные уважительные отношения.

Планирование работы школы

Умение администрации  работать в команде.

Согласованность в работе учителя, методического объединения, методического совета, педсовета.

Для разных видов деятельности установлены разные критерии оценивания результата.

Необходимый постоянный контроль. 

2.Руководство персоналом.

Приток молодых специалистов.

Система повышения квалификации учителей.

Стабильный коллектив  учителей.

Используются разные способы  поощрения работников.

Отсутствует план удовлетворения будущих  потребностей в человеческих ресурсах.

Низкая мотивация сотрудников  к труду.

3.Сотрудничество с заинтересованными  группами.

Школа сотрудничает с различными группами: педагогический совет, методические объединения, Совет ОУ, члены администрации.

Взаимодействие педагогических групп.  

4. Управление ресурсами.

Составление бюджета происходит исходя из анализа рисков и предписаний  организаций, контролирующих деятельность школы.

Проект бюджета одобряется Попечительским советом.

При составлении бюджета не учитывается  мнение всех работников.

Нет системной работы в  составлении отчетов по бюджету, по согласованию расходов по экономическим  статьям.

Недостаточное использование  всех возможных ресурсов для привлечения  дополнительного финансирования.

5.Учебно-воспитательный процесс.

Мобильность и креативность в выполнении функциональных обязанностей педагогического  коллектива.

Оптимизация организационно-педагогических условий способствующих развитию гражданской активности и сознательности учащихся.

Модернизация контрольно-оценочной  системы учащихся.

Преимущества в области  достижения образовательных результатов  учащимися, расширение спектра получаемых результатов. 

Итоги учебной работы: не все ученики  выходят на уровень требований государственного стандарта.

Медленное обновление материально-технической базы школы.

Низкая мотивация учащихся.

Недостаточное использование  информационных технологий в организации  самостоятельной работы учащихся (в  том числе домашней работы)

Недостаточное включение  педагогов в реализацию прогрессивных  образовательных проектов.


Возможности и угрозы для школы:

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Лидерство и руководство.

Новая форма управления (АУ).

Возможная смена членов администрации.

2. Руководство персоналом.

Приток молодых специалистов.

Адресное повышение квалификации педагогических кадров.

Изменение статуса школы.

3. Сотрудничество с заинтересованными  группами.

Привлечение групп инвесторов.

Заключение партнерских  соглашений с СМИ. 

Отказ от сотрудничества партнеров, необходимых школе.

Негативные отзывы учителей и родителей о деятельности школы.

4. Управление ресурсами.

Эффективное планирование бюджета.

Совершенствование материально-технической  базы.

Снижение численности учащихся.

Непродуманное финансирование системы образования.

5. Учебно-воспитательный процесс.

Создание воспитательной системы  школы и разработка подпрограмм  «Будь здоров!», «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся», целевых программ «Предпрофессиональная  подготовка», «Одарённые дети»; расширение спектра платных и бесплатных образовательных услуг.

Сложившаяся система традиционных мероприятий.

Отсутствие у некоторых  учителей осознания воспитательной функции урока.

Согласие с низким результатом.

Отдаленность здания школы  от инфраструктуры в области спорта и культуры

Уход сильных детей  в другие профильные школы.

Неучастие родителей в  воспитании детей.


 

 

Сопоставление сильных  и слабых сторон школы с возможностями  и угрозами:

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Создание воспитательной системы  школы и разработка целевых программ и подпрограмм «Здоровый образ  жизни», «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся», «Профессионал», «Одарённые дети»; расширение спектра  платных и бесплатных образовательных  услуг.

За счет чего можно снизить угрозы?

Подробное разъяснение работникам школы основных моментов в школьной жизни.

Составление обоснованного  бюджета.

Создание гибкой системы  поддержки ученика.

Слабые стороны

Что может помешать воспользоваться  возможностями?

Низкая мотивация сотрудников.

Низкая мотивация учащихся.

Непродуктивная работа администрации.

Самые большие опасности для школы:

снижение численности  учащихся,

непродуманное финансирование системы образования,

негативные отзывы учителей, учащихся и их родителей о деятельности школы,

изменение статуса школы;

появление новых конкурентов; активизация реальных конкурентов; изменение потребительского спроса


Любая практика разворачивается в определенной социокультурной ситуации, а ее характер зависит от социальных потребностей, мотивов, установок людей, входящих в нее.

В 2011-2012 учебном году в школе была разработана программа педагогической и психологической диагностики с целью определения направлений и перспектив профессионального роста педагогов школы, укрепления адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я-концепции и психологической защищенности учителя.

Программа включала три раздела:

  • изучение личности учителя и определение стиля педагогического общения;
  • самодиагностика и диагностика педагогической деятельности, направленная на выявление резервных возможностей и инновационного потенциала коллектива школы;
  • педагогическая диагностика учащихся.

Общие сведения о педагогах школы: возраст – 41,4 года; образование – 100%- высшее; педстаж: до 10 лет – 20%, до 20 лет – 50%, более 25 лет- 30%; категория:без категории -24,2%; вторая – 16,13%; первая- 26,83%; высшая – 32,83%.

На основе оценки и самооценки можно подвести итоги:

- Коллектив  школы обладает средним уровнем  информационной культуры(100%).

- Оценка  коммуникативного контроля учителей:

23% - имеет  коммуникативный контроль: поведение  устойчиво, независимо от ситуации, прямолинейны;

77% - имеют  средний коммуникативный контроль, искренни, но сдержанны в своих  эмоциональных проявлениях.

- 95% педагогов  школы – люди ответственные,  серьезно и ответственно относятся  к работе.

На основе самооценки знаний, умений и личностных качеств учителя был определен  уровень методологической культуры:

15% - чуть  ниже среднего;

32% - средний;

26% - выше  среднего;

27% - высокий.

Самооценка  личностных качеств позволяют охарактеризовать уровень развития творческого потенциала педагогов:

16% -чуть  ниже среднего;

30% - средний;

30% - чуть  выше среднего;

24% - очень  высокий.

Диагностика способности к волевым усилиям  и саморегуляции в прцессе  трудовой педагогической деятельности позволила определить уровни потребности  в достижениях цели педагогов  школы:

48% - ниже  среднего;

16% - средний;

16% - выше  среднего;

20% - высокий.

Выявить стратегию и тактику коллективного  общения в школе удалось через  оценку делового, творческого и нравственного, соответственно, климата в коллективе (от 1 до 9 баллов):

- 6,85 балла  – уровень выше среднего;

- 6,53 балла  – уровень выше среднего;

- 7,55 балла  – выше среднего.

Безусловно, все оценки, конечно же, относительны, но тем не менее, результаты позволяют задуматься коллектив школы, сделать соответствующие выводы, наметить пути и направления дальнейшей педагогической деятельности и общения.

Была  проведена самодиагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности педагогов школы. Анализ результатов (Приложение 2) показал, что ни один из педагогов школы не имеет критический ( до 0,3 балла) уровень общей профессиональной подготовки. Педагоги имеют допустимый (до 0,6 баллов) – 15%, оптимальный ( до 0,8 балла) – 70% и выше оптимального – 15% -уровень профессиональной подготовки к педагогической деятельности на сегодняшний день:

С целью  корректировки плана работы учителя  по самообразованию была проведена  самооценка реализации потребностей педагогов  школы в развитии и саморазвитии.

Работая в школе, 100% педагогов активно  реализуют свои потребности в  саморазвитии. Коэффициент развития педагогов школы определяется интервалом от 0,61 до 0,81: 0,62 – 20%; 0,75% - 20%; 0,81 – 60%.

Основные  профессиональные знания и умения, которые должны присутствовать в  работе учителя, были представлены в  « Листах экспертной оценки» для  экспресс- диагностики профессиональных компетенций учителя и заполнялась учителем.

Сгруппировано 5 блоков в соответствии с профессиональными  компетенциями учителя:

  • педагогическая деятельность;
  • педагогическое общение;
  • личностные особенности;
  • обученность школьников;
  • воспитанность школьников.

При обработке  оценочных листов анализировался каждый блок профессиональных компетентций, определялся общий балл по каждому из них и итоговый балл по всем блокам. Затем определялась общая сумма баллов всех анкет и общая самооценка.

Величина  средней общей оценки по школе по результатам самооценки:

20% - 120 баллов, т.е. высокая оценка, позволяющая  учителю претендовать на 2 категорию;

30% - 181 балл, т.е. достаточно высокая оценка, позволяющая учителю претендовать  на 1 категорию.

Информация о работе Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного