Особенности принятия решений в процессе муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Структура управленческих решений 6
1.1 Понятие и классификация управленческих решений 6
1.2 Субъекты управленческих решений 10
1.3 Объекты управленческих решений 11
ГЛАВА 2. Управленческое решение в системе муниципального управления 13
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления 13
2.2 Целевая ориентация управленческих решений в муниципальном управлении 18
2.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям 20
ГЛАВА 3. Практическое применение принятия управленческих решений 26
3.1 Процесс принятия управленческих решений 26
3.2 Проблемы при практическом применении управленческих решений 30
3.3 Пример принятия управленческого решения в городе Н. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

Кафедра Государственного и Муниципального Управления

 

 

 

 

Тема: «Особенности принятия решений в процессе муниципального управления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Структура управленческих решений 6

1.1 Понятие и классификация управленческих решений 6

1.2 Субъекты управленческих решений 10

1.3 Объекты управленческих решений 11

ГЛАВА 2. Управленческое решение в системе муниципального управления 13

2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления 13

2.2 Целевая ориентация управленческих решений в муниципальном управлении 18

2.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям 20

ГЛАВА 3. Практическое применение принятия управленческих решений 26

3.1 Процесс принятия управленческих решений 26

3.2 Проблемы при практическом применении управленческих решений 30

3.3 Пример принятия управленческого решения в городе Н. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Не смотря на то, что в последние  годы растет централизация власти, актуальность темы, освещенной в этой работе, благодаря тому, что предпринимаются попытки провести множество реформ и национальных программ (борьба с коррупцией, национальные проекты, диверсификация экономики, снижение зависимости от экспорта сырья и др.), возросла. Роль муниципального управления, без участия которого воплотить все это в жизнь невозможно, видится очень важной. Это управление осуществляется различными субъектами права посредством использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного самоуправления.

Для дальнейшего  исследования приведем следующее определение  муниципального управления - это управленческое воздействие субъекта исполнительной власти на общественные отношения, регулирование которых предусмотрено его компетенцией. Можно с уверенностью сказать, что к специфическим характеристикам муниципального управления относятся: плотность среды, концентрированность ресурсов, сильное взаимное влияние принимаемых решений и взаимозависимость различных процессов. Из этих характеристик следует и основное требование к управлению: целостность и комплексность.

Процесс принятия управленческих решений достаточно сложный и ответственный, так как данные акты в той или иной мере затрагивают права и законные интересы граждан. От их своевременности, точности, целесообразности может зависеть жизнь, здоровье, благосостояние, как отдельных лиц, так и общества в целом. Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей, только тогда можно осуществлять управление любыми объектами. Управленческие решения рассматриваются как средство реагирования на конфликтные ситуации, часть целеполагания и развития. В конечном итоге принимаемыми плановыми, организационными и оперативными решениями определяется качество управления. В нашей стране, к сожалению, на эту сторону управления практически не обращают внимания.

Самое непосредственное значения для эффективности решения  имеют компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего. Здесь  также выявляется проблема подготовки данных субъектов, отсутствия достаточно квалифицированных кадров.

В настоящее  время совершенствование управления – это огромный и мало востребованный резерв повышения эффективности  управленческой деятельности.

При анализе  накопленного опыта в сфере работы с управленческими актами выявлено, что к числу основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные  органы исполнительной власти для обеспечения  своевременных и точных управленческих решений относятся:

1) отсутствие  модельного инструментария подготовки  вариантов управленческих решений,  их сравнения и оценки эффективности;

2) отсутствие  полной, достоверной и своевременной  информации для принятия управленческих  решений;

3) отсутствие  стройной системы обработки и  представления информации для  ее анализа.

Отметим также, что в управлении бывают такие  же устаревшие технологии, как и  в технике. Муниципальные руководители должны отличать старые и современные  технологии управления, отдавать себе отчет в том, что они теряют, доверяясь старым проверенным, но не эффективным методам управления. Конечно во многом та или иная модель, управленческий подход будут приниматься  в зависимости от того, насколько  успешно они будут способствовать решению социальных и экономических  проблем.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и  объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.

Задачи исследования:

  • изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
  • выявить сущность муниципального управления;
  • показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Объектом данной курсовой работы является сфера муниципального управления.

Предмет исследования – управленческие решения как главный компонент  муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке и принятию управленческих решений.

 

ГЛАВА 1. Структура управленческих решений

1.1 Понятие и классификация  управленческих решений

Принятие  решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.

В литературе приводятся различные определения  данного понятия в зависимости  от того, с какой точки зрения автор рассматривает тему.

Для дальнейшего  исследования используем следующее  определение. Управленческое решение  – это сознательный волевой акт  субъекта управления, принятый им в  соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников муниципальной службы на управляемый  объект.

Основные  признаки управленческих решений1:

  1. Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.
  2. Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.
  3. Для принятия управленческого решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.
  4. Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры.
  5. Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.

Классификация управленческих решений.

По значимости цели:

    1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.
    2. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
    3. Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью:
      1. Запрограммированные решения – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью
  1. Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.
  2. Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
  3. Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.
  4. Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.

В зависимости  от способа фиксации:

  1. Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в письменной форме.

По своему функциональному значению служебные  документы делятся на несколько  больших групп:

    1. Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение (например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации, обязательное для исполнения);
    2. Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:
  • постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности управляемого объекта;
  • распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными2;
  • решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных задач;
  • поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта (муниципального образования) и его социально-экономического развития;
    1. Административно – организационные (регламенты, уставы, положения, инструкции);
    2. Организационно – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые соглашения);
    3. Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма – приглашения);
    4. Деловые письма;
    5. Финансовые документы;
    6. Учетные документы.
  1. Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
  1. Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.

Управленческие  решения могут приниматься как  единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации3.

Выделяют  также решения4:

    1. Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
    2. Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

Функции управленческих решений:

  1. Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
  2. Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;
  3. Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

1.2 Субъекты управленческих  решений

Субъектами  управленческих решений выступают  лица, полномочные принимать эти  решения в процессе управленческой деятельности.

Для данного  исследования в качестве основных субъектов  управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица.

К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители муниципальных  органов исполнительной власти; первые заместители и заместители главы  муниципального образования, муниципальных  органов исполнительной власти; заместители  глав муниципальных образований  и руководителей муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами и др.

Информация о работе Особенности принятия решений в процессе муниципального управления