Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:38, контрольная работа
По мнению специалистов, в сегодняшней России могли бы укорениться и другие, не менее эффективные, трудовые и социальные технологии из Японии, тем более что методы решения проблем занятости, социального обеспечения, подготовки кадров, заимствуемые у западных стран, не всегда отвечают нашим традициям и экономическим реалиям.
Цели исследования:
Рассмотреть новые и устоявшиеся тенденции системы управления в Японии.
Проанализировать, с помощью каких методов, благодаря каким подходам японские управляющие обеспечивают производство качественной продукции и услуг.
Разобраться в особенностях оплаты труда, стимулировании трудовых усилий, профессиональной переподготовке кадров внутри предприятия.
Введение……………………………………………………………………………………………………………..2
Часть I. Специфика японской системы управления на предприятии
1.1. Философия японского менеджмента…………………………………………………………………………………………3
1.2. Психология японского менеджмента…………………………………………………………………………………………4
1.3. Управленческое поведение…………………………………………………………………………………………………………7
1.4. Основные признаки японского управления…………………………………………………………………………….11
Часть II. Использование опыта японского управления в мире
2.1. Методы управления характерные для Японии и применимые в России………………………………13
2.2. Использование японских методов управления в других странах…………………………………………14
2.3. Использование японских методов управления в России
на примере АО «Первомайская заря»………………………………………………………………………………………16
Часть III. Инновационные технологии в японском управлении………………………………23
Заключение………………………………………………………………………
Городская научная конференция учащихся «Успех моей будущей профессии»
СЕКЦИЯ «Государственное и муниципальное управление»
Особенности японского менеджмента
Исследовательская работа
Выполнила:
студентка КЭИ УлГТУ
Сырачетдинова Рената
Научный руководитель:
Захарова Инна Владимировна
г. Ульяновск, 2007 год
Введение…………………………………………………………
Часть I. Специфика японской системы управления на предприятии
1.1. Философия японского менеджмента…………………………………………………
1.2. Психология японского менеджмента…………………………………………………
1.3. Управленческое поведение………………………………………………………
1.4. Основные признаки японского
управления……………………………………………………
Часть II. Использование опыта японского управления в мире
2.1. Методы управления характерные для Японии и применимые в России………………………………13
2.2. Использование японских методов управления в других странах…………………………………………14
2.3. Использование японских методов управления в России
на примере АО «Первомайская
заря»…………………………………………………………………
Часть III. Инновационные технологии в японском управлении………………………………23
Заключение……………………………………………………
Японский опыт все более привлекает к себе внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе этого интереса лежит идея о тесной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в своем социально-экономическом развитии.
Японские методы организации труда широко используются за пределами Японии, в совершенно иных социально-экономических условиях. При правильном подборе этих методов в соответствии с устоями, принципами и обычаями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.
Встает вопрос и об участии России в данной области. Попытки пересадить на российскую почву ростки японского опыта в сфере труда и управления производством предпринимались не раз и не два. К сожалению, позитивных результатов было немного – социалистическая экономика отторгала с порога почти все, не отвечающие её идеологии новации.
По мнению специалистов, в сегодняшней России могли бы укорениться и другие, не менее эффективные, трудовые и социальные технологии из Японии, тем более что методы решения проблем занятости, социального обеспечения, подготовки кадров, заимствуемые у западных стран, не всегда отвечают нашим традициям и экономическим реалиям.
Цели исследования:
Часть I. Специфика японской системы управления на предприятии
Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.
Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сперва применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.
Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:
«Тот,
кто является руководителем
Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы. Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.
Описанные выше представления были важны для подготовки изменений в японской стратегии управления и стиле руководства, а также для структурной перестройки отдельных предприятий и экономической системы в целом. Стержнем новых концепций стало признание социальной ответственности, лежащей на управляющих.
В 1947 году предприниматель, один из основателей компании «Panasonic» И. Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для исследования новых управленческих решений. В одним из первых трудов этой лаборатории господин Мацусита отмечает:
«Каждая
компания, вне зависимости от
ее размеров, должна иметь определенные
цели, отличные от получения прибыли,
Эта же идея выражена в документе, опубликованном в 1956 году:
«Действия управляющего в современной корпорации выходят далеко за рамки извлечения прибыли. Как с нравственной, так и с практической точки зрения жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества. Несомненно, что ответственность управляющего перед обществом является важным рычагом, развивающим систему управления в направлении поставленных целей».
Таким образом, современное японское управление приобрело дух открытости, который позволил подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.
Исследуя источники японской философии менеджмента, необходимо упомянуть об эре Токугавы, когда японская культура после продолжительного процесса ассимиляции китайских традиций достигла, наконец, своего классического выражения. Например, Ситеи Ямомото в книге «Дух японского капитализма» обратился к личности Сойзана Судзуки, дзенского философа, одного из тех теоретиков того времени, влияние идей которых обнаруживается и в современной управленческой мысли. Все учение Судзуки было направлено на разрешение конфликтных ситуаций, с которыми сталкивались крестьяне и ремесленники в повседневной жизни. Его знаменитый афоризм переводится приблизительно так: «Когда мы втягиваемся в мирские дела, мы продолжаем придерживаться религиозных обычаев». Его учение, отражающее лучшие традиции дзен-буддизма, до сих пор сохраняется в сознании японца. А. Йосино отмечает: «Эра Токугавы завещала современной Японии как способность быстрых преобразований, так и дисциплину и порядок в неизменном движении по пути совершенствования». Ведь дзэн-буддизм, по словам Д.Суздзуки, - «это кристаллизация всей философии, религии и самой дальней жизни Дальнего Востока, и в особенности Японии».
Смысл дзэн – интуитивное проникновение в природу вещей, то есть сатори. Его первое условие – «прозрение в познании собственной природы», позволяющее человеку определить направление своего движения, точки концентрации своих усилий. «Дзен, - пишет швейцарский психолог К.Г. Юнг, требует ума и силы воли, как все великое и все, чему должно осуществиться». Бесконечная вера в способность человека проникнуть в самые основы жизни, в глубины вещей и составлять суть дзэн.
Для японского
общества на протяжении столетий характерен
своего рода культ труда, превращение
работы и службы, не рассчитанных на
рекламу и похвалу, в религиозный
идеал. И разве не находка для
менеджера тот комплекс приемов,
с помощью которых воспитываетс
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично — вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично — как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны. Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам. Эта система признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха — умение работать с людьми.
В Японии предприятия, по крайней мере крупные, призваны быть скорее социальными существами, институтами для создания благосостояния всего общества, нежели инструментом личного обогащения их владельцев и менеджеров. В Японии во многих случаях владельцы (собственники) предприятия как будто обезличены, их прямое влияние на его руководство нередко весьма ограниченно, а управляющие фактически являются просто-напросто старшими сотрудниками данного предприятия. К тому же налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуго прогрессивно-фискальньгм механизмом, что в известной степени деморализует сверхамбициозных бизнесменов.