Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:20, отчет по практике
Целями организационно-управленческой практики являются:
- получение практических навыков по выполнению профессиональных функций;
- изучение и анализ производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности организации;
- изучение системы управления производством;
- закрепление теоретических знаний по управленческим дисциплинам.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ЩОМЫСЛИЦА»………………...……..4
1.1 Название, профиль и местоположение хозяйства……………………………..4
1.2 Отраслевая структура и специализация хозяйства……………………………5
1.3 Уровень экономического развития СПК «Щомыслица»……....……………..6
2 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПК «ЩОМЫСЛИЦА»… ………………………………………………………..……. 10
2.1 Земельные ресурсы и эффективность их использования……………………10
2.2 Основные и оборотные фонды организации, их состав, динамика, структура и эффективность использования…………………………………………………..12
2.3 Трудовые ресурсы организации, их потенциал, обеспеченность и эффективность использования…………………………………………………….14
3 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПК «Щомыслица»…………….17
3.1 Экономика формирования и использования энергоресурсов и электрификация производства…………………………………………………….17
3.2 Машинотракторный и автомобильный парк организации и эффективность его использования…….……….….…….…….……….……….…….…….….……18
4. ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «ЩОМЫСЛИЦА»…………………………………………………………………20
4.1 Характеристика товарной политики кооператива…………………………20
4.2 Характеристика ценовой политики кооператива…………………………..21
4.3 Характеристика коммуникативной политики кооператива………………..21
5 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ………………………………….23
5.1 Производство продукции растениеводства……………………….…………23
5.2 Производство продукции животноводства…….…………………………….26
6 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРЕСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ ………………………………………………………………………....31
7 ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДАХ И ПОЛУЧАЕМОЙ ПРИБЫЛИ…........32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………34
Приложение А Организационная структура……………………………………..36
Данные таблицы говорят о том, что энергетические мощности хозяйства в 2011 г. достигли своего наименьшего значения за весь рассматриваемый период. Такая ситуация связана с выбытием некоторой сельхозтехники, что естественно, так как её устаревшие виды не эффективно использовать на предприятии. Необходимо постоянно обновлять базу сельской техники с учётом создания новых видов тракторов, зерноуборочных машин и т.д.
Основными показателями энергетических ресурсов являются энергооснащенность (среднегодовые энергетические мощности на единицу земельной площади) и энерговооруженность (среднегодовые энергетические мощности на одного среднегодового работника). Из таблицы 16 видно, что данные показатели в связи с сокращением общего количества энергетических мощностей в 2011 г. также уменьшились (на 30,8 % и 24,6 % соответственно).
Производство валовой продукции и валового дохода сельского хозяйства на 1 л. с. в течение трех последних лет увеличивалось, что говорит об эффективности использования энергетических мощностей.
3.2 Машинотракторный и автомобильный парк организации и эффективность его использования
Сельскохозяйственная техника, составляющая структуру машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий, является одним из основных факторов сельскохозяйственного производства.
Машинно-тракторный парк СПК «Щомыслица» содержит трактора, комбайны, грузовые автомобили и другие сельскохозяйственные машины и оборудования, которые обеспечивают своевременное и качественное выполнение всех хозяйственных работ и процессов.
Грузовых автомобилей – 20 единиц.
Ремонт сельскохозяйственной техники осуществляется в типовой ремонтной мастерской.
В таблице 14 приведен состав машинно-тракторного парка СПК «Щомыслица».
Таблица 15 – Энерговооруженность машинно-тракторного парка в СПК «Щомыслица» на начало 2011 года
Наименование трактора |
Количество, шт. |
Наименование комбайна |
Количество, шт. |
К-701 |
2 |
Зерноуборочные комбайны: |
9 |
МТЗ-80/82/100/892/920/852/1021 |
19 |
КЗС-10К |
1 |
Беларус-3022 |
2 |
КЗР-10 |
1 |
Беларус-2522 |
1 |
Лида-1300 |
2 |
Беларус-1220/1221 |
11 |
Дон-1500А/1500Б |
1 |
Импортные |
1 |
Импортные |
4 |
Картофелеуборочные комбайны |
2 | ||
Кормоуборочные комбайны |
2 | ||
Итого тракторов |
36 |
Итого комбайнов |
13 |
Примечание – Источник: данные хозяйства.
Как показывают данные таблицы 15, в хозяйстве имеются в наличии 36 тракторов и 13 зерноуборочных комбайнов. Наиболее широко в машинно-тракторном парке представлены зерноуборочные комбайны в количестве 9 единиц и трактора МТЗ в количестве 19 единиц.
Далее в таблице 16 рассмотрим нагрузку на 1 комбайн и 1 трактор в СПК «Щомыслица», которые служат показателями эффективности использования машинотракторного парка.
Таблица 16 – Эффективность использования машинотракторного парка СПК «Щомыслица»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Нагрузка на один комбайн, га |
166 |
218 |
217 |
Нагрузка на 1 трактор, га |
69 |
78 |
76 |
Примечание – Источник: данные хозяйства.
Можно сделать вывод, что эффективность использования машинотракторного парка в 2011 г. снизилась и превысила средний показатель нагрузки на 1 комбайн по республике, равный 150,6 га.
Важным для СПК «Щомыслица» является приобретение в 2012 году агрегата «Раса», который используется для подкормки озимых. Его применение позволяет раньше выйти в поле, произвести подкормку за счёт имеющегося GPS-навигатора с картой поля.
Так же на территории СПК в 2009 году был построен второй доильный зал, где применяются новейшие техники по надою и улучшению качества полученного молока.
Первый доильный зал,
В растениеводстве
4 ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПК «ЩОМЫСЛИЦА»
4.1 Характеристика товарной политики кооператива
Основными задачами кооператива являются
предпринимательская
Но, не смотря на широкое разнообразие видов деятельности, осуществляемых кооперативом, основным производственным направлением хозяйства является мясомолочное скотоводство и выращивание зерновых культур. Товарными отраслями растениеводства являются производство зерна, картофеля, сахарной свеклы, рапса и овощей. В животноводстве хозяйство отдает предпочтение выращиванию крупного рогатого скота мясомолочного направления использования.
Для определения фактической
Анализируя данные таблицы 17, можно отметить, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции составляет продукция животноводства –62,4%. Наибольший удельный вес в этой категории продукции составляет молочный подкомплекс –49,23%, на мясо (говядину) приходится 12,67%. Растениеводческая продукция в структуре товарной продукции составляет 31,76%. Наибольший удельный вес в этой категории продукции приходится на зерновые и зернобобовые –12,54%;картофель – 3,67%.
Таблица 17 – Специализация сельскохозяйственного предприятия
на конец 2011 г.
Виды продукции |
Выручка от реализации – всего | |
млн р. |
% к итогу | |
Зерновые и зернобобовые – всего в т.ч.: |
2 612 |
12,54 |
пшеница |
1 500 |
7,2 |
тритикале |
610 |
2,93 |
Ячмень |
341 |
1,64 |
Овес |
1 |
0,01 |
Рапс |
685 |
3,29 |
картофель |
765 |
3,67 |
другая продукция растениеводст |
10 |
0,48 |
Итого по растениеводству: |
6524 |
31,76 |
Молоко |
10 259 |
49,23 |
КРС: |
||
на мясо |
2 640 |
12,67 |
на племенные цели |
93 |
0,43 |
Мед |
14 |
0,06 |
Другая продукция |
3 |
0,01 |
Итого по животноводству: |
13009 |
62,4 |
Прочие ТМЦ, основные средства и активы |
1 016 |
4,87 |
Работы и услуги на сторону |
292 |
0,97 |
Всего по предприятию: |
20841 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных хозяйства.
Таким образом, руководство кооператива
считает необходимым
Следует отметить, что основным товаром для СПК «Щомыслица» является сырьё. Это обусловлено, в первую очередь, выгодным месторасположением. Имеются гарантированные рынки сбыта.
4.2 Характеристика ценовой политики кооператива
Для достижения устойчивого положения на рынке и необходимого уровня рентабельности ценообразование должно стать неотъемлемой частью комплексной маркетинговой стратегии. Совместное участие в этой стратегии маркетологов, сбытовиков и финансистов необходимо для достижения общей цели – получения прибыли через стратегическое ценообразование. Себестоимость продукции СПК «Щомыслица» указаны в следующем разделе.
4.3 Характеристика коммуникативной политики кооператива
Коммуникативная политика фирмы призвана решить, вероятнее всего, самую трудную в маркетинговой деятельности задачу по формированию и стимулированию спроса на выпускаемую продукцию. Выделяют ряд средств коммуникации для рынка товаров промышленного назначения и рынка потребительских товаров – личная продажа, стимулирование сбыта, реклама, пропаганда. Основной задачей деятельности СПК «Щомыслица» является обеспечение республики продуктами питания, сельскохозяйственным сырьем и иными товарами. На первое место среди основных средств коммуникации кооператив выделяет усилия по стимулированию сбыта, логическим завершением которых при благоприятном исходе становятся личные продажи. Наиболее значимым средством стимулирования сбыта для сельскохозяйственных предприятий, в том числе и для СПК «Щомыслица» являются специализированные сельскохозяйственные выставки и ярмарки. Участие в сельскохозяйственных ярмарках на местном региональном уровне предоставляет возможность в достаточном объеме реализовать населению свою продукцию. На сельскохозяйственных выставках, одновременно с работой на стенде кооператив проводит представительские мероприятия (семинары, конференции), что позволяет знакомить с предприятием и его продукцией широкий круг потенциальных потребителей. При завязывании контактов на выставках, представительских мероприятиях для успешного продолжения отношений кооператив налаживает деловую переписку. Необходимо отметить, что представительские мероприятия иногда приносят кооперативу даже большую пользу, чем участие в крупной аграрной выставке. Кооператив также использует такое средство стимулирования сбыта, как распространение образцов различным сельскохозяйственным предприятиям и учреждениям, проявившие интерес предприятия делают заказы на уже испытанный ими материал. Из средств распространения рекламы предпочтение отдается специализированным отраслевым журналам сельскохозяйственной направленности, а также специалисты службы маркетинга кооператива прибегают к рекламным объявлениям в местные газеты, которые распространяются среди населения, периодически используют рекламу по радиовещанию.
Основными видами деятельности СПК «Щомыслица» является производство молока и выращивание зерновых культур. Отрасль растениеводства представлена в хозяйстве такими культурами как:
- озимая пшеница;
- озимое тритикале;
- ячмень;
- яровая пшеница;
- кукуруза на зерно;
- картофель;
- рапс;
- однолетние травы.
Озимая пшеница, тритикале, ячмень, яровая пшеница, кукуруза на зерно при рассмотрении экономической эффективности будут объединены в группу «Зерновые и зернобобовые».
Для анализа эффективности работы хозяйства важным является такой показатель как рентабельность.
Таблица 18 – Рентабельность отдельных видов продукции за 2011 г
Продукция |
Себестоимость |
Прибыль |
Рентабельность,% |
Зерновые и зернобобовые – всего, в т.ч.: |
1 735 |
− |
− |
гречиха |
69 |
76 |
110,1 |
рапс |
344 |
168 |
48,8 |
картофель |
827 |
156 |
18,9 |
пшеница |
804 |
696 |
86,6 |
ячмень |
580 |
75 |
12,9 |
тритикале |
1 258 |
32 |
2,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных хозяйства.
Данные, приведенные в таблице 18, свидетельствуют, что продукция растениеводства рентабельна. Это говорит о том, что была уменьшена себестоимость продукции растениеводства, путем оптимизации затрат, а именно снижения затрат на посев и выращивание.
Одним из этапов анализа себестоимости продукции является изучение состава, структуры затрат на производство и изменения себестоимости за отчетный период по отдельным элементам затрат. Рассмотрим структуру себестоимости растениеводческой продукции в таблице 19.