Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие «конкурентоспособность» появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой конкурентоспособности продукции начали заниматься и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР.
Введение 3
1Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия 5
1.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности РПУП завод «Строммашина» 15
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 15
2.2 Конкурентоспособность белорусского машиностроения 16
2.3 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и
их основные конкуренты 19
2.4 Основные показатели работы РПУП «Могилевский завод «Строммашина» 22
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина» 25
3 Основные направления повышение конкурентоспособности 29
Заключение 32
Список используемых источников 33
Приложение А Численность, состав и образовательный уровень работников 34
Приложение Б Реализация продукции на РПУП «Строммашина» 35
Чтобы оценить конкурентоспособность завода «Строммашина» на внешнем рынке сгруппируем данные приведенные в приложении Б и представим их в таблице 7.
Таблица 7 - Конкурентоспособность завода «Строммашина» на внешнем рынке, тыс.дол.
Виды продукции |
RS |
ТС |
Доля рынка субъекта, % |
Оборудование |
10 159,1 |
110598,3 |
9,2 |
Запчасти |
2358,1 |
50369,1 |
4,6 |
ТНП |
3258,5 |
115263,6 |
2,8 |
Оценка конкурентоспособности завода на внутреннем рынке представлена в таблице 8.
Таблица 8 – Конкурентоспособность завода «Строммашина» на внутреннем рынке, млн.руб.
Виды продукции |
RS |
ТС |
Доля рынка субъекта, % |
Оборудование |
28 039,9 |
39614,3 |
70,7 |
Запчасти |
10 766,8 |
25391,2 |
42,4 |
ТНП |
6428,6 |
18659,8 |
34,4 |
Проанализировав полученные данные можно сказать, что завод «Строммашина» является лидером по производству оборудования на внутреннем рынке. Также предприятие имеет среднюю конкурентную позицию на этом рынке по производству запасных частей и ТНП.
Что же касается внешнего рынка то можно сказать, что предприятие находится в аутсайдерах по всем видам выпускаемой продукции.
Все приведенные выше
методы не дают интегральную оценку показателя
конкурентоспособности
Таблица 9 – Расчет коэффициента конкурентоспособности
Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
Значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия (е) |
9 |
8 |
9 |
Значение критерия финансового положения предприятия (f) |
7 |
9 |
8 |
Значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке (s) |
6 |
7 |
8 |
Значение критерия конкурентоспособности продукции (c) |
7 |
6 |
8 |
Коэффициент конкурентоспособности предприятия (C) |
7,07 |
7,4 |
8,15 |
Из расчетов приведенных в таблице 10 следует вывод о том, что показатель конкурентоспособности завода «Строммашина» с каждым годом увеличивается. Это свидетельствует о том, что на заводе ведется работа по повышению конкурентоспособности предприятия в правильном направлении.
3 Основные направления повышения конкурентоспособности РПУП «Строммашина»
Из анализа проведенного в данной работе можно сделать вывод о том, что на конкурентоспособность завода «Строммашина» влияют такие виды деятельности как инфраструктура фирмы, разработка технологий, послепродажное обслуживание и маркетинг. По сравнению с предприятиями конкурентами, завод находится на уровне выше среднего, однако для того чтобы ему достичь уровня эталона необходимо проведение ряда мероприятий. К ним относятся:
1) повышение уровня патентно-правовой работы, которое позволит выпускать продукцию не имеющей аналогов на внутреннем и внешнем рынке;
2) обеспечение технико-экономических и качественных показателей (таких, например как уровень рентабельности, материалоемкости продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции), определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;
3) изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;
4) повышение внимания к надежности продукции, т.е. создание дополнительных программ (процедур, операций), которые оценивали бы надежность выпускаемой продукции;
5) выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и соответствующее использование этих результатов на своем предприятии, что позволит выпускать более конкурентоспособную продукцию на рынке;
6) изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
7) нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой, например поиск новых рынков сбыта.
Все эти мероприятия позволят улучшить показатели качества продукции, что приведет к повышению показателей оценок удовлетворенности покупателей продукцией до уровня эталона. Также это позволит увеличить долю рынка предприятия и на внутреннем, и на внешнем рынках.
К этой группе мероприятий относятся и пути повышения эффективности рекламы. Я считаю, рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства общества и системы предпринимательства. Только поняв условия, в которых возникла и действует сейчас реклама, т. е. ее потенциальные возможности и ограничения, можно выявить ее резервы, реализация которых приведет к повышению конкурентоспособности предприятия. Поэтому необходимо создать более интересную и информативную рекламу, в которой бы говорилось о преимуществах и достоинствах продукции, выпускаемой РПУП «Строммашина», что привлекло бы новых покупателей и инвесторов. Это повысит значения критерия продвижения товара на рынке (s) до более высокого значения.
Большое значение в последнее время приобретают пути повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку эти мероприятия связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями. В связи с этим предприятию «Строммашина» необходимо расширение объема гарантийного и сервисного обслуживания.
Еще одним направлением повышения конкурентоспособности
предприятия «Строммашина» является производственно-
1) обновлению структуры основных фондов;
2) совершенствованию технологии производства;
3) улучшению материально-технического обеспечения производства;
4) инвестиционной
Программы 1), 2), 3) значительно
повысят значения критерия
В условиях нынешних рыночных отношений, особенно в нашей стране, не потеряли своей актуальности и пути использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности. С одной стороны необходим анализ применяемых конкурентами таких форм конкуренции, как скидки с цены, сроки и объемы гарантий, а с другой — выработка собственной стратегии: скидки с договорной цены при предоплате, формы досрочного погашения дебиторской задолженности, факторинг, овердрафт, учет векселей (т.е. улучшение показателя значения критерия финансового положения предприятия (f)).
Несмотря на важность всех вышеперечисленных мероприятий, особую роль при повышении конкурентоспособности на современном этапе развития промышленного производства следует отвести кадровому потенциалу. Этот факт объясняется тем, что технико-экономическое развитие предприятия в современном быстро меняющемся технологическом мире во многом зависит от качества его трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью улучшения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации к новым технологиям. Среди основных элементов данной группы можно выделить:
1) уменьшения потерь рабочего времени (снижение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);
2) повышения квалификации кадров;
3) повышения творческой активности кадров.
Все эти элементы являются
неотъемлемой частью повышения
Заключение
Таким образом, в заключение следует отметить, что уровень конкурентоспособности предприятия зависит от таких факторов, как трудовые ресурсы, физические ресурсы, ресурсы знаний, денежные ресурсы (капитал) и др..
Конкурентоспособность предприятия является важным показателем, от которого зависит эффективность деятельности предприятия и имеет достаточно большую систему показателей. Знание показателей конкурентоспособности предприятия и методик их расчета позволяет грамотно оценить ситуацию, сложившуюся на предприятии, а также сравнить показатели с показателями конкурентов. Помогает принять правильное решение по улучшению данных показателей, а следовательно и работы всего предприятия в целом.
В работе проанализирована деятельность РПУП завод «Строммашина». На основании анализа данного предприятия, который был проведен с помощью различных методов, можно сделать вывод, что в современных рыночных условиях, на фоне других промышленных предприятий РПУП завод «Строммашина» является стабильно развивающимся и конкурентоспособным предприятием, которое работает стабильно и на протяжении достаточно длительного периода времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию. Данное предприятие получает чистую прибыль, достаточную для производственного и социального развития. Также оно является ликвидным и кредитоспособным.
Список используемых источников
1.Эриашвили Н.Д. , Маркетинг: учебник, Москва, 2005г.
2.Бороденя В.А. Маркетинговые исследования: Учеб.пособие./ В.А.Бороденя. – Мн.: БГЭУ, 2003.
3.Воробьева Л.В. Теория конкуренции и современные факторы конкуренции: Учеб. пособие/ Л.В. Воробьева. –Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.
4.Акулич И.Л, Герчиков И.З., Маркетинг: Учеб.пособие – Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003г.
5.Хамчуков Д., Конкурентоспособность белорусского машиностроения: уровень, тенденции, факторы // Маркетинг, реклама, сбыт №1, 2009г.
6.Практикум по теории управления: учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.
7.Производственный менеджмент: учебник / Под ред. В. А. Козловского. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 574 с.
8.Бизнес-план РПУП «
(обязательное)
Таблица 1 - Численность, состав и образовательный уровень работников
Наименование показателя |
Списочная численность работников |
В том числе | |||||
служа-щие |
из них |
рабо-чие | |||||
руководители |
главные специ-алисты |
специалисты |
другие служа-щие | ||||
Всего работников |
2598 |
713 |
294 |
- |
371 |
48 |
1885 |
в том числе имеют образование: - высшее |
442 |
424 |
153 |
- |
271 |
- |
18 |
- среднее специальное |
664 |
234 |
120 |
- |
100 |
14 |
430 |
- профессионально-техническое |
968 |
37 |
13 |
24 |
931 | ||
- среднее |
486 |
18 |
8 |
- |
- |
10 |
468 |
- базовое и начальное |
38 |
- |
- |
- |
- |
- |
38 |
Имеют возраст, лет: - до 16 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
16-24 |
346 |
56 |
17 |
- |
37 |
2 |
290 |
25-29 |
321 |
113 |
31 |
- |
76 |
6 |
208 |
30 |
38 |
16 |
5 |
- |
10 |
1 |
22 |
31 |
37 |
13 |
5 |
- |
6 |
2 |
24 |
32-39 |
449 |
120 |
38 |
- |
64 |
18 |
329 |
40-49 |
834 |
213 |
91 |
- |
104 |
18 |
621 |
50-54 |
319 |
96 |
56 |
- |
39 |
1 |
223 |
55 лет и старше |
254 |
86 |
51 |
- |
35 |
- |
168 |