Оценка эфективности деятельности органов муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На нынешнем этапе развития Российской Федерации происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием и его роли в подъеме экономики государства. При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации. По этой причине значительно возрастает роль активного участия органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития всей страны в качестве партнеров, имеющих равные с государственной властью права.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.42 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы исследования. На нынешнем этапе развития Российской Федерации происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием и его роли в подъеме экономики государства. При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации. По этой причине значительно возрастает роль активного участия органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития всей страны в качестве партнеров, имеющих равные с государственной властью права.

В тоже время проконтролировать  степень вовлечения органов муниципальной  власти в данный процесс невозможно без разработки и внедрения качественной системы оценки эффективности их деятельности. В настоящее время повышение эффективности муниципального управления – одна из основных задач, стоящих как перед органами местного управления, так и перед Россией в целом. Эта проблема очень актуальна, поскольку уровень жизни и благосостояния общества напрямую зависит от того, насколько эффективно муниципальное управление.

Объектом исследования является оценка эффективности муниципального образования. В качестве предмета исследования выделим управленческие решения муниципальных образований Камчатского края.

Целью данного  исследования является определение  оценки эффективности деятельности органов муниципального управления. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты эффективности муниципального управления; 

- изучить понятия эффективности муниципального управления;

- рассмотреть показатели и критерии оценки эффективности       муниципального управления;

- проанализировать местное  самоуправление Камчатского края;

- провести анализ оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Камчатском крае;

- определить пути совершенствования системы муниципальных образований в Камчатском крае.

В данном исследовании, в  качестве основного, использован экспертно-аналитический  подход. В ходе исследования проанализированы существующие методики оценки эффективности  местного самоуправления, рассмотрены  федеральные и региональные законодательные  акты, регулирующие оценку эффективности  органов муниципального управления.

В виду многомерности объектов государственного управления при оценке эффективности управленческих решений, в исследовании применены методы многомерного статистического анализа, позволяющие не только группировать объекты наблюдения в классы, рассматривать  их в динамике, но и формировать  качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для мониторинга прогресса, отражающего результат управленческого  воздействия.

Кроме этого, для оценки эффективности  управления применен метод сравнений. Данный метод, в рамках исследования, заключается в сравнении показателей  критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления с  плановыми показателями, а также  прошлыми, лучшими и средними показателями критериев за определенный период.

Обоснование хронологических  рамок исследования. Исследование процесса оценки эффективности деятельности муниципального управления, накопленного в рассматриваемые годы, дает возможность раскрыть особенности их работы по повышению эффективности управления муниципальных образований. Все это обусловило хронологические рамки исследовательской работы с 2009 по 2012 гг.

Теоретические вопросы и  вопросы практики эффективности муниципального управления были рассмотрены в трудах таких ученых как Выдрин И.В., Кокотов А.Н., Гричук А.Г., Иванов В.В.и др. [9,10,11].

Работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий, статей периодических изданий и  Интернет-ресурсов.

В соответствии с целью и поставленными задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Теоретические аспекты эффективности

   муниципального управления

1.1Содержание понятия  эффективности муниципального управления

Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства[5,с.38].

Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования (МО) в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения  самодостаточности личности, домашнего  хозяйства, малого бизнеса, посредством  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим  законодательством, решая вопросы  местного значения.

Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и  результативным.

Эффективность решения можно  определить как превышение положительных (желательных) последствий над отрицательными (нежелательными) последствиями при  допустимых затратах.

Если бы лицо, принимающее  решение, не было ограничено в средствах, то при выборе решения оно руководствовалось  бы тем, которое предполагает достижение наивысшего уровня эффекта (т.е. действия) — независимо от затрат на его достижение.

Результат труда человека в процессе производства материальных благ или оказания услуг определяется как его эффект. Применительно к управлению «эффект» представляет действенность управления, то есть способность субъекта управления реально воздействовать на объект управления для достижения поставленных целей (результат управления) в новых, изменившихся условиях[16,с.47].

Эффект характеризует  скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее (для его достижения в широких  масштабах нужны глубокие изменения  в органах власти, наращивание  потенциала либо его перегруппировка  в пользу отдельных элементов), эффективность  характеризует функционирование органов  власти.

Цель управленческой деятельности — получение большего эффекта  с наименьшими затратами. Поэтому  необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых  он получен, т.е. отнести эффект к  затратам, сопоставить одну абсолютную величину — эффект, с другой абсолютной величиной — затраты.

Под эффективностью применительно  к управлению понимается количественно  определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенного к затратам на получение  этого результата. В данном контексте  можно рассматривать эффективность  как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения  по отношению к полученному результату [17,с.9].

Анализируя эффективность  управления, следует:

- во-первых, выяснить, действительно  ли полученный результат возник  как следствие управления, а не  действия каких-либо сторонних  сил, проявления саморегулятивного механизма управляемых объектов;

- во-вторых, понять источники  результата управления. Является  ли это следствием результата  деятельности руководителей, их  организаторского и иного таланта,  или это следствие муниципальных  правовых актов, в содержании которых зафиксированы условия, способствующие развитию личности, домашнего хозяйства, бизнеса и т.п.;

- в-третьих, установить  взаимозависимость между целями, задачами, технологиями реализации  решений, реально полученными результатами;

- в-четвертых, установить  потенциал, которым обладает орган  власти, и как он был использован [10,с.59].

Орган власти не существует в замкнутом пространстве. Соприкасаясь с внешней средой, он обязан быть не только внутренне, но и внешне эффективным. В этом заключается его успешное функционирование. Оценка эффективности  управления в органах власти —  явление достаточно сложное, и связано  это с тем, что субъект управления представляет собой совокупность «субъектов управления», каждый из которых выполняет  строго определенные функции. В органах  местного самоуправления в качестве элементов совокупного субъекта управления выступают: представительный орган, глава МО, глава местной администрации, контрольный орган МО, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом МО и обладающие соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, эффективность  муниципального управления — это  результат управления, точнее, «вмешательства»  в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера, условий, обеспечивающих формирование и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.

1.2 Показатели и критерии  оценки эффективности 

      муниципального  управления

В условиях, когда у местных  органов власти нет возможности  существенно увеличить доходную часть бюджета, а непосредственное сокращение расходов с социальной точки  зрения неприемлемо, для муниципалитетов  остается возможность сокращения расходов за счет повышения эффективности  деятельности. Это сложный путь, требующий много усилий и внимания, результаты часто проявляются не сразу, эффект может носить краткосрочный характер. Однако это важнейшее направление работы местных органов власти, требующее постоянного контроля.

Информация об эффективности  деятельности позволяет муниципальным  служащим, представительным органам  власти, обществу держать под контролем  работу муниципальных служб, оценивать  результаты того, как используются общественные средства. Если эффективность  оценивается в динамике, то пользователь информации может следить за улучшением или ухудшением положения дел  и их текущим состоянием. Оценив эффективность конкретного вида деятельности, руководитель муниципальной  службы поймет, на что необходимо обратить внимание и как действовать, а  затем те же оценки покажут, улучшаются ли результаты благодаря выбранным  мерам.

Необходимость отчитываться за эффективность деятельности служит и для мотивации, особенно если контрольные  показатели устанавливаются заранее  и фактически достигнутые результаты сверяются с ними. Это требует  особенно осторожного подхода к  выбору показателей эффективности  деятельности. Использование некорректного  показателя может привести к тому, что исполнители будут пытаться путем искусственных манипуляций  создавать видимость увеличения производительности работы, хотя на самом  деле эффективность может оставаться на том же уровне или даже ухудшиться. Существует множество характеристик  эффективности. В общем виде все  показатели измерения эффективности  могут быть разделены на технические  и экономические.

Техническая эффективность  обычно определяется с точки зрения достижения целей деятельности. Такой  подход, позволяет формулировать  критерии эффективности и ставить  цели по их достижению. Понятие технической  эффективности для муниципалитетов  предполагает, что критерии оценки должны отражать степень соответствия деятельности муниципальных служб  потребностям населения.

При подобном подходе техническая  эффективность оценивается путем  изучения общественного мнения, которое показывает, насколько удовлетворены муниципальными услугами обслуживаемые слои населения и население в целом. Кроме того, необходимо путем опросов оценивать побочные негативные для общества последствия, т.е. не возникают ли в связи с деятельностью муниципальных служб новые запросы или проблемы. Для сравнительной оценки и анализа важно, чтобы показатели технической эффективности были разделены по районам, типам строений, демографическим признакам обслуживаемого населения (пол, возраст, национальность, доход), характеристикам обслуживаемых юридических лиц и т.п. Это облегчает анализ потребностей и помогает планировать работу в соответствии с нуждами населения.

Использование только количественных технических показателей может  привести к неверным заключениям, если они не отражают качества работы. Основной способ решения проблемы — вместе с количественными показателями технической производительности приводить  соответствующие качественные показатели, показывающие качество услуг, например, число допущенных ошибок. Необходимо использовать контроль качества, гарантирующий, что каждая единица продукции  соответствует существующим стандартам и нормам. Для контроля качества иногда требуется дополнительная информация, которую можно получать путем  выборочных проверок. Одновременное  использование показателей количественной и качественной оценки позволяет  проанализировать, не происходит ли рост эффективности за счет снижения качества работы.

Информация о работе Оценка эфективности деятельности органов муниципальных образований