Повышение конкурентоспособности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности "Консул".
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и обобщить понятия конкуренции и конкурентных сил, представленные в работах современных отечественных и зарубежных авторов;
2) рассмотреть основные типы стратегий и конкурентных преимуществ;
3) рассмотреть методы анализа конкурентоспособности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил
1.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества
1.3 Методы анализа конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ "КОНСУЛ"
2.1 Анализ основных показателей работы предприятия
2.2 Оценка рыночного положения предприятия
2.3 Исследование поведения потребителей
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ "КОНСУЛ"
3.1 Введение новых услуг на предприятии
3.2 Оценка эффективности мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

За 2007 год всего  реализовано 1 255 комплектов мебели предприятия "Консул" при плане в 1 040 комплектов, то есть задание выполнено на 121 %. При этом 1 200 комплектов, или 96% проданы в розницу. Чистая прибыль к распределению за период 2007 года получена в сумме 1 млн. 736 тыс. руб. при задании к контракту 1 млн. 500 тыс. руб. Выполнение задания на 116 % .

Весь валовой  доход предприятия за 2008 год, то есть выручка от реализации товаров за минусом покупной стоимости товаров, составил 49 млн. 795 тыс. руб. Предприятие при реализации мебели в основном ориентировалось на рекомендуемые рыночные цены, насколько это позволяла конъюнктура рынка. Средняя торговая наценка на мебельные комплекты производства "Консул" за 2008 год составила 9,97 %. При этом затраты по предприятию составили 40 347 тыс. руб. За 2008 год предприятием реализовано 2 239 комплектов мебели производства мебельного предприятия "Консул" при задании 1 870 комплектов мебели, таким образом, задание выполнено на 120 %. При этом 1 943 автомобиля, или 87 %, реализованы в розницу. В стоимостном выражении фактический объем реализации всей мебели производства предприятия "Консул" за 2008 год составил 427 млн. 802 тыс. руб. Средняя торговая наценка за год составила 5,91% на мебель производства "Консул". В I квартале - 5,8 %; II квартале - 4,9 %; III квартале - 6,5 %; IV квартале - 7,7 %.

Чистая прибыль  к распределению за период 2008 года получена в сумме 5 млн. 27 тыс. руб. Плановая величина этого показателя утверждена в размере 3 млн. 100 тыс. руб., выполнение на 162%

Общий валовой  доход предприятия за 2008 год, то есть выручка от реализации товаров за минусом покупной стоимости товаров, составил 57 млн. 532 тыс. руб. при плане 52 млн. 821 тыс. руб. - выполнение 109 %. При этом затраты по предприятию составили 47 745 тыс. руб.

Таким образом, несмотря на увеличение затрат 2008г. чистая прибыль по всему предприятию  увеличилась на 3 млн. 291 тыс. руб., в том числе за счет увеличения реализации всех комплектов мебели на 984 шт.

Так же приведем данные отдельных технико-экономических  показателей работы предприятия  за 2009 г. (табл. 2).

Таблица 3 Сравнительный  анализ отдельных технико-экономических показателей за 2010 г.

 

За 2010 год предприятием реализовано 1 974 комплектов мебели производства приедприятия "Консул" при задании 2 096 штук, таким образом, задание  выполнено на 94,2%.

При этом 1 921 комплект, или 97 %, реализованы в розницу. В стоимостном выражении фактический объем реализации мягкой мебели производства предприятия "Консул" за 2010 год составил 416 млн. 887 тыс. руб. Средняя торговая наценка за год составила 7,75% на комплекты мягкой мебели производства предприятия "Консул". В I квартале - 7,95 %; II квартале - 10,7 %; III квартале - 9,59 %; IV квартале - 4,32 %.

Чистая прибыль  к распределению за 2010 год заработана в сумме 3 млн. 339 тыс. руб. Плановая величина этого показателя утверждена в размере 3 млн. 640 тыс. руб., выполнение - 91,7 %.

Общий валовой  доход предприятия за 2010 год, то есть выручка от реализации товаров за минусом покупной стоимости товаров, составил 75 млн. 538 тыс. руб. при плане 74 млн. 208 тыс. руб. - выполнение 101,8 %. При  этом общая сумма затрат по предприятию составила 66 084 тыс. руб.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что  спрос на мягкую мебель производства предприятия "Консул" в 2009г. достиг максимума. В 2010 г. спрос упал в соответствии с этим чистая прибыль по всему  предприятию снизилась на 1 млн. 688 тыс. руб.

Основной доход  мебельного предприятия "Консул" от розничной торговли мягкой мебели, рассмотрим в (табл. 4) валовой доход  от реализации комплектов мебели в  динамике за три года.

Таблица 3 Показатели продаж мебели "Консул" за 2008, 2009, 2010 г.

 

Наименование  подразделения и показатели

План

Факт

% Вып.

План

Факт

% Вып.

План

Факт

% Вып.

 

Предприятие "Консул"

2008г.

   

2009г

   

2010г

     

Объем продаж комплектов мягкой мебели производства предприятия "Консул" в натуральном выражении, 1 комплект мебели - шт.

1 040

1255

120,7%

1 870

2239

120 %

2 096

1974

94,2 %

 

Валовой доход  от продажи комплектов мебели (равен  разнице между продажной и  покупной стоимостью реализ. товаров) (без учета НДС) тыс. руб.

12730

21080

165,6%

21373

22388

104,7 %

30584

28516

93,2%

 
                     

Таблица 4 Динамика валового дохода от реализации автомобилей  производства предприятия "Консул" в 2008, 2009, 2010 годах

 
   

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сентяб

Октяб.

Ноябрь

Декаб.

Год

 

08г.

шт.

68

76

104

125

121

107

113

100

95

120

99

127

1 255

 
 

ВД

970

1 025

1 162

1 609

2 565

2 627

2 763

2 218

1 731

1 624

1 156

1 630

21 080

 

09г.

шт.

112

128

114

254

158

195

271

267

171

233

128

208

2 239

 
 

ВД

1198

1 152

1 285

1 320

1 315

1 329

2 406

2 872

2 522

2 650

1 777

2 562

22 388

 

10г

шт.

151

176

181

202

197

139

150

148

126

228

137

139

1 974

 
 

ВД

2296

2 614

2 728

3 300

3 838

2 690

2 766

2 481

1 428

2 218

1 208

949

28 516

 
                               

Представим  данную динамику в виде графика (рис.12)

Рис. 12 Валовой  доход от реализации комплектов мебели производства предприятия "Консул", тыс. руб.

Среди множества  финансовых показателей есть такие, которые имеют особо большое  значение для определения позиции  фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

Можно выделить три типа наиболее значимых финансовых показателей. Это такие показатели как:

ликвидность (краткосрочная  платежеспособность);

активность (оборачиваемость);

доходность (прибыльность, рентабельность).

Ликвидность - это  способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фирмы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельности. Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способность покрывать долги фирмы. []

Выделяют два  основных вида показателей ликвидности:

общий коэффициент  покрытия;

коэффициент абсолютной ликвидности.

Общий коэффициент  покрытия выражает соотношения между  текущими (оборотными) активами фирмы, в том числе запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей, незавершенного производства и ее текущими (краткосрочными) обязательствами:

ОКП = , (1)

где ОКП - общий коэффициент покрытия;

ОборАкт - текущие (оборотные) активы фирмы;

КраткПассив - текущие (краткосрочные) обязательства фирмы.

Коэффициент текущей  ликвидности (или общий коэффициент  покрытия долгов, или коэффициент  покрытия) характеризует степень  покрытия оборотных активов оборотными пассивами, и применяется для  оценки способности предприятия  выполнить свои краткосрочные обязательства.

Коэффициенты  ликвидности характеризуют платежеспособность предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных обстоятельств.

Ликвидность актива - возможность его продажи и  получения денежных средств, а под степенью ликвидности понимается скорость, с которой можно продать данный актив. Чем быстрее можно продать актив, тем выше его ликвидность.

Ликвидность предприятия - возможность погашения краткосрочных  активов с помощью оборотных  средств.

Обычное значение для коэффициента текущей ликвидности 1,5 - 3. Значение < 1 говорит о возможной утрате платежеспособности, а значение > 3 о недостаточной активности использования заемных средств и как следствие, меньшее значение рентабельности собственного капитала. Но при этом необходимо учитывать, что в зависимости от области деятельности, структуры и качества активов и так далее значение коэффициента может сильно меняться.

Оборотные активы предприятия в начале года составили 43614 тыс. руб., а в конце 56641 тыс. руб. Краткосрочные обязательства соответственно 29759 тыс. руб. и 40904 тыс. руб. Определите изменение коэффициента текущей ликвидности за 2008 год.

Значение коэффициента текущей ликвидности (К) в начале года:

К = 43614 / 29759 = 1,46

Значение коэффициента текущей ликвидности (К) в конце года:

К= 56641 / 40904 = 1,38

Изменение значения коэффициента текущей ликвидности (К):

К = К / К = 1,38/1,46 = 0, 945

Коэффициент текущей  ликвидности уменьшился за год на 5,5 %

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или "быстрооборачиваемые" активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами. []

К= , (2)

где К- коэффициент  абсолютной ликвидности;

Зап - товарно-материальными  запасы отчетного периода.

К= =0,6

По оценкам  экспертов, теоретически приемлемой величиной  считается К не ниже 0,2. В нашем  случае К= 0,6 это означает, что предприятие обладает хорошей структурой оборотных средств в отношении обязательств.

Показатели  активности (оборачиваемости) определяют, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Одним из наиболее употребляемых  показателей является - оборот основных средств известен также как фондоотдача. Коэффициент оборота основных средств рассчитывается по следующей формуле:

(3)

где - коэффициент  фондоотдачи основных средств;

В - выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

А1 - раздел 1 актива баланса на конец отчетного периода.

Данный коэффициент  характеризует эффективность использования  основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величину продаж, приходящихся на 1 единицу стоимости  средств.

Доля собственного капитала в оборотных средствах или коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается как отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств:

(4)

где - коэффициент  обеспеченности собственными средствами;

П1 - раздел 1 пассива  баланса на конец отчетного периода.

=

Данный показатель характеризует соотношение собственных  и заемных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной  деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для её финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец 2010 года составил 0,27. Значение этого показателя считается нормальным, если оно не менее 0,1.

Показатели  прибыльности (доходности, рентабельности) могут иметь различные названия и форму расчета. Вычисление этих показателей это наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы.

При анализе  хозяйственной деятельности предприятия, во время проведения финансового  анализа, для оценки эффективности  хозяйственной деятельности и процессов  ценообразования применяют коэффициент рентабельности продаж:

(5)

где - коэффициент  рентабельности продаж;

- прибыль от  продаж.

Показатель  отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного  организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продукции на один рубль выручки.

Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию  для получения одной денежной единицы прибыли:

 

(6)

где - коэффициент  рентабельности инвестиций;

- прибыль чистая;

- собственный  капитал;

- долгосрочные  обязательства.

=

Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

Анализ основных показателей деятельности предприятия  по повышению его конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования имеющегося потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов и платежеспособности. Таким образом, оценка устойчивости функционирования фирмы также рассматривается как индикатор её конкурентоспособности. Предприятие "Консул" на конец отчетного периода занимает устойчивое финансовое положение, но можно проследить спад продаж комплектов мягкой мебели по сравнению с предыдущим периодом на 265 комплектов. Несмотря на то, что средняя цена реализации одного полного комплекта в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла с 191 068 руб. до 211 189 руб. и торговая наценка увеличилась с 5,91% до 7,75%, а так же вырос валовой доход от реализации автомобилей, затраты по предприятию так же выросли на 38,4%. Соответственно прибыль по предприятию снизилась на 1688 тыс. руб. (5 027 тыс. руб. - 3 339 тыс. руб.) Следует подчеркнуть, что анализ конкурентоспособности предприятия имеет много общего с анализом его хозяйственной деятельности. Дело в том, что при анализе конкурентоспособности невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На основании проведенного анализа основных показателей работы предприятия проведем оценку рыночного положения предприятия "Консул".

2.2 Оценка  рыночного положения предприятия

Оценка рыночного  положения предприятия имеет  свои черты и задачи:

во - первых, оценка конкурентоспособности, т. е. определение  показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики;

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий