Понимание межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, которые стремились обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….….3
1. Коллектив. Управление коллективом………………...................................6
1. 1. Виды и этапы развития коллектива…………………………..…….….....6
1. 2. Социометрическая методика………………………..…..………..…...…..9
1. 3. Социально- психологический климат в коллективе ………….….........12
1. 4. Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива…………………………………………………………………..….14
1. 5. Межличностное взаимодействие…………………………………….….14
2. Понятие о малых группах. Феномен малой группы………..…………….18
2. 1. Виды групп………………………………………………………………..18
2. 2. Нормы поведения………………………………………..…………..……22
2. 3. Виды воздействия группы на индивида…………………..………..…....26
2. 4. Феномен малой группы……………………………………..….….……...28
3. Понимание межличностных отношений…………………………………..29
3. 1. Проблема межличностных отношений в организации…………..…......31
3. 2. Современное состояние проблемы……………………………………....34
3. 3. Конфликт в коллективе и его преодоление……………………………..36
3. 4. Разработка предложений по совершенствованию построения организационных отношений……………………………………………..…..49
Заключение………………………………………………………………….….51
Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Теория менеджмента.docx

— 88.54 Кб (Скачать файл)

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно  использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного  именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самим себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется  ложными мотивами и целями, теряя  нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и примитивность  чувств, апатия и скука к жизни, контроль над собой и своей  жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Сравнение императивной и  манипулятивной форм общения, позволяет  выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно охарактеризовать как различные виды монологического  общения. Человек, рассматривая другого  как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного  собеседника, игнорируя его.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое  общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по обобщению. Диалог - это равноправное субъектное общение, имеющее целью  взаимное познание, самопознание и  саморазвитие партнеров по общению.

Диалог строиться на принципиально  других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных  правил взаимоотношений.

1. Психологический настрой  на актуальное состояние собеседника  и собственное актуальное психологическое  состояние. В данном случае  речь идет об общении по  принципу здесь и сейчас, с  учетом тех чувств, желаний и  физического состояния, которые  партнеры испытывают в данный  момент.

2. Безоценочное восприятие  личности партнера, априорное доверие  к его намерениям.

3. Восприятие партнера  как равного, имеющего право  на собственное мнение и собственное  решение.

4. Содержанием общения  должны являться не прописные  истины и догмы, а проблемы  и нерешенные вопросы (проблематизация  содержания общения).

5. Персонификация общения  - разговор от своего имени,  без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств  и желаний.

Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей  жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

Характеристика стратегий  межличностного взаимодействия.

В различных исследованиях  выявлено несколько важнейших видов  социальных мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1. Мотив максимизации  общего выигрыша (иначе мотив  кооперации).

2. Мотив максимизации  собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации  относительного выигрыша (конкуренция).

4. Мотив максимизации  выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша  другого (агрессия).

6. Мотив минимизации различий  в выигрышах (равенство).

В рамки этой схемы могут  быть в общем виде отнесены все  возможные побуждения, детерминирующие  социальное взаимодействие людей. Естественно, что характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов. Можно также выделить те мотивы, которые с большой вероятностью будут приводить к “проигрышным” с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою очередь активизирует, вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

В целом можно выделить стратегии взаимодействия, исходя из особенностей мотивации, определяющей выбор стратегии.

В соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий  их поведения в процессе взаимодействия:

1) соответствует мотиву  максимизации собственного выигрыша  и стратегии поведения, получившей  название “противодействие”. В  данном случае индивид демонстрирует  полную ориентацию на свои  цели без учета целей партнеров  по общению.

2) стратегия “избегания”  - соответствует мотиву минимизации  выигрыша другого. Смысл стратегии  избегания - в уходе от контакта, истинного взаимодействия, потеря  собственных целей ради исключения  выигрыша другого.

3) стратегия “уступчивости”, ориентированная на реализацию  мотива альтруизма. В этом случае  человек жертвует собственными  целями ради достижения цели  партнером.

4) стратегия “компромисса”,  позволяющая реализовать мотив  минимизации различий в выигрышах.  Суть данной стратегии в неполном  достижении целей партнерами  ради условного равенства.

5) стратегия “сотрудничества”, направленная на полное удовлетворение  участниками взаимодействия своих  социальных потребностей. Данная  стратегия позволяет реализовать  один из двух мотивов социального  поведения человека - мотива кооперации  или мотива конкуренции.

Последняя из названных стратегий  может быть рассмотрена как наиболее продуктивная с точки зрения эффективности  взаимодействия и как наиболее успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотношений. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров  по общению значительных психологических  усилий по созданию позитивного климата, разрешению возникающих противоречащий в духе взаимопонимания, уважения к  интересам другого.

 

2. Понятие О  Малых Группах. Феномены Малых  Групп. Управление Малыми Группами.

2.1. Виды групп

 

Малая группа может быть определена как набор из двух или  более индивидуумов, которые взаимодействуют  друг с другом таким образом, что  каждый из них оказывает влияние  и сам подвергается влиянию каждого  другого. Численность малых групп  составляет, как правило, от трех до восьми человек, хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать. Но группы с численностью более двадцати человек  обычно не определяются как малые. Причина  этого состоит в том, что непосредственное взаимодействие (взаимодействие лицом  к лицу) членов группы и личное воздействие, которые являются отличительными чертами  малой группы, проявляются со значительно  меньшей вероятностью, когда взаимодействуют  более двадцати человек. Малые группы обычно существуют довольно продолжительный  период времени, их члены встречаются  на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте. И  хотя отдельные члены группы могут  приходить и уходить, группа остается. Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в  ней .существует четкое разграничение  ролей. И, наконец, группа обладает некоторой  самодостаточностью, которая позволяет  ей приспособиться к изменяющемуся  окружению. Из этого следует, что  далеко не все объединения численностью не более двадцати человек подпадают  под определение малой группы.

Один очевидный вопрос, на который необходимо ответить состоит  в том, почему вообще люди в организациях объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе? С теоретической  точки зрения этот вопрос касается того, как работа групп отличается от работы индивидуумов, с практической - является ли работа в группах более  эффективной, чем индивидуальная? В  основном, как показали исследования, решение вопроса о том, какая  форма работы, групповая или индивидуальная является более эффективной, зависит  как от самой выполняемой работы, так и от ряда личностных и ситуационных факторов. Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности в:

- достижении целей;

- усилении власти;

- обеспечении безопасности;

- самоуважении;

- общении;

- получении определенного  статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее  перед лицом трудностей и препятствии. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в  обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность  в самоуважении Объединение в  группы может также увеличивать  власть ее членов, то, чего подчас трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Именно поэтому  люди объединяются в союзы, коалиции с тем, чтобы усилить свою власть для достижения поставленных целей. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу  несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные союзы, работники одновременно могут  удовлетворять свои потребности  в защите прав и социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей, таких, как улучшение  условий труда на предприятии, а  также потребности в самоуважении и общении.

В организациях существует множество делении малых групп. Одним из наиболее важных является деление на группы формальные и неформальные. Формальные группы - это обычно те группы, существование которых предусмотрено  организацией. Люди в таких группах  занимают четко предписанные положения. Среди формальных групп можно  выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например менеджер и те, кто ему непосредственно  подчиняются, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач. Примером временной  группы может служить группа студентов, объединившихся для совместной работы на время подготовки коллективного  доклада и его презентации.

Неформальные группы возникают  в организациях на основе общих интересов  людей, дружеских связей или других общественных нужд. Неформальные группы не содержатся в штатном расписании организации. Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, группа коллег, объединившихся для совместного проведения отпуска, для участия в спортивных соревнованиях и т.п. В них существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

Межличностные отношения  между людьми складываются в процессе длительного взаимодействия между  собой и зависят от некоторых  признаков той социальной группы, которой человек принадлежит.

Следует различать понятия  малой группы или коллектива.

Малые группы классифицируются на:

1. условные или реальные  малые группы,

2. формальные или спонтанно  созданные группы,

3. созданные под влиянием  общей деятельности или под  влиянием естественных обстоятельств.

Характерные признаки малых  групп:

- небольшое количество  членов группы ( от 2 до 5 человек ),

- наличие общих интересов,  симпатий и привязанностей друг  к другу ( т.е. психологическая  совместимость членов этой группы ),

- как правило, условное  и нестатичное существование.

Руководитель должен знать, что малую группу выявить трудно, но ещё труднее - ею управлять, так  как малая группа имеет неформальную структуру.

Формальная структура  в группе четко разграничивает обязанности  каждого ее члена, ответственность, значимость в связи с востребованными  в этой группе качествами.

Неформальная структура  группы определяет психологический  и личный статус человека в ней  в зависимости от его отношения  к людям и проявления душевных и нравственных качеств.

У каждой малой группы складывается своя идеология и психология.

Идеология группы - совокупность взглядов и мнений большинства членов этой группы на осуществление общей  коллективной деятельности.

ЦОЕ - ценностно-ориентационное единство группы, которое показывает совпадение мнений людей относительно общественных проблем, ценностей и  т.д. Чем выше ЦОЕ, тем более дружная  и сплоченная группа. В такой группе, как правило, благоприятный психологический  климат.

Психология группы - совокупность протекающих социально-психологических  явлений, возникающих по мере функционирования группы и психологические «притирки» людей друг к другу.

На психологию группы оказывают  влияние:

- неформальный лидер,  который всегда присутствует  в малой группе;

- нормы поведения и  общения, принимаемые большинством.

По отношению к отдельно взятой личности малые группы подразделяют на следующие типы:

1. Референтная - та группа, которую человек принимает, считает  лучшей, гордится ею.

2. Нереферентная - человек  такую группу не принимает  до конца, к делам группы  он проявляет безразличие, равнодушие, но подчиняется обстоятельствам.

Информация о работе Понимание межличностных отношений