Понимание межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, которые стремились обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….….3
1. Коллектив. Управление коллективом………………...................................6
1. 1. Виды и этапы развития коллектива…………………………..…….….....6
1. 2. Социометрическая методика………………………..…..………..…...…..9
1. 3. Социально- психологический климат в коллективе ………….….........12
1. 4. Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива…………………………………………………………………..….14
1. 5. Межличностное взаимодействие…………………………………….….14
2. Понятие о малых группах. Феномен малой группы………..…………….18
2. 1. Виды групп………………………………………………………………..18
2. 2. Нормы поведения………………………………………..…………..……22
2. 3. Виды воздействия группы на индивида…………………..………..…....26
2. 4. Феномен малой группы……………………………………..….….……...28
3. Понимание межличностных отношений…………………………………..29
3. 1. Проблема межличностных отношений в организации…………..…......31
3. 2. Современное состояние проблемы……………………………………....34
3. 3. Конфликт в коллективе и его преодоление……………………………..36
3. 4. Разработка предложений по совершенствованию построения организационных отношений……………………………………………..…..49
Заключение………………………………………………………………….….51
Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Теория менеджмента.docx

— 88.54 Кб (Скачать файл)

3. Антиреферентная - человек  не просто не принимает группу, а отвергает её, самоизолируется  от контактов с группой.

Взаимодействие членов группы проявляется в складывающихся между  ними межличностных отношениях.

 

2. 2. Нормы поведения

 

В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые  закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили название общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми членами группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведении. Отличие норм от ролей заключается в том, что роли разделяют людей, заставляют их действовать отлично одного от другого, тогда как нормы, наоборот, объединяют членов группы, показывая, как члены группы поступают одинаково .

В самом определении норм даны две их важных характеристики. Во-первых, нормы включают в себя достаточно четкие представления о  том, какое поведение является приемлемым. Во-вторых, существует некие соглашения между членами группы, касающиеся этих представлений. Кроме этих двух характеристик могут быть выделены еще несколько свойств норм. Первое из них заключается в том, что  нормы, в основном, включают в себя элемент долженствования, то есть описания того, как кто-то "должен" себя вести. Во-вторых, нормы являются более  очевидными и более легко распознаваемыми  людьми, что является очень важным для группы. В-третьих, нормы приводятся в жизнь самой группой. Многие виды рабочего поведения устанавливаются  и контролируются самой организацией, тогда как номы регулируются внутри групп. В-четвертых, существует большой  разброс в принятие норм группой  и в степени, в которой считается  допустимым отклоняющееся от норм поведение.

Приведенное выше последнее  свойство норм требует дополнительных пояснений. Важно отметить, что существует некоторый разброс в нормах, то есть нормы задают не точные параметры  поведения, а лишь диапазон допустимых значений. Второй аспект заключается  в том, что разные нормы (например, время прихода на работу и время  самой работы) имеют неодинаковую важность для членов группы.

Этот метод анализа  групп привел к раскрытию структуры  общественных норм. В частности, он дает возможность узнать о том, что  группа считает наиболее самым подходящим поведением, какой существует допустимый разброс в поведении, какое существует отношение к спецодежде и степень  согласия или консенсуса, существующая между членами группы.

Нормы чаще всего развиваются  медленно и в течение длительного  промежутка времени, хотя некоторые  могут утвердиться довольно быстро. Фельдман предположил, что нормы  развиваются одним или другим из четырех следующих способов. Первый способ - это развитие через явные  утверждения, делаемые членами группы. Нормы также могут возникать  в результате каких-либо критических  событий в истории группы. Третий путь для развития норм по Фельдману - это первенство. Первенство заключается  в том, что первый шаблон, возникший  в поведении группы, часто становится нормой. Наконец, нормы могут переноситься из прошлых ситуаций. Например, группа, переведенная из одного отдела в другой, сохраняет свои старые нормы, даже если теперь их стало труднее соблюдать.

Как мы предположили ранее, нормы проводит в жизнь группа, а не организация. И представляется маловероятным, что группа будет  проводить в жизнь какие-то нормы, если эти нормы не полезны в  чем-то для ее членов. Нормы также  могут быть вводимы, если они упрощают или делают более предсказуемым  поведение, возникающее в группе. Еще одна область, где нормы будут  весьма кстати, это помощь группе в  избежание стесняющих или дискомфортных  межличностных проблем. И, наконец, нормы могут пригодиться и  поэтому внедряются в жизнь, если они выражают центральные ценности группы и выявляют характерные черты  группы.

Функции, выполняемые группой, помогают понять, почему группа внедряет их в жизнь, но они не дают никакой  информации о том, как это делается. В основном, нормы заучиваются  членами группы и принимаются  всей группой через процесс инструментального  обучения и обучения на чужих ошибках. Инструментальное обучение возникает  тогда, когда человек получает поощрения (события, увеличивающие вероятность  повторения определенного стиля  поведения) или наказания (события  уменьшающие вероятность повторения определенного стиля поведения), ведя себя тем или иным образом. Обучение на чужих ошибках происходит тогда, когда человек наблюдает за поощрениями  или наказаниями других людей, ведших себя, так или иначе. Для поощрения  в группе существует масса способов. Во-первых, вас могут похвалить. Во-вторых, вас могут подключить к некоторым  видам общественных занятий и  функций. В-третьих, о вас могут  рассказать остальным, как вы хорошо работаете. Не меньшим количеством  способов вас могут и наказать. Наказание может принять форму  взгляда, едкого комментария, или сердитого  публичного обвинения. Индивидуум, может  быть, подвергнут остракизму или оставлен в одиночестве. Первое, что случается, когда появляется индивидуум, не желающий идти "в ногу" с остальными, это попытка убедить отклонившегося в том, что его (ее) поведение ошибочно. Окружающие будут пытаться изменить его мнение по предмету путем возросшего общения. Взаимодействие будет все  более частым, более прямым и более  явным с ходом времени. Чем  яснее и важнее норма, чем сплоченнее группа, тем сильнее будет давление. В конце концов, отклонившийся  должен будет изменить поведение  или быть отвергнутым группой. Если все-таки произойдет отторжение, то может  произойти ряд интересных вещей. Хотя отклонившийся и отторгается  группой, он, тем не менее, может быть все еще нужен группе для выполнения ее задания. Если его некем заменить, то по отношению к нему вырабатывается некое соглашение, по которому с ним поддерживаются рабочие отношения, но исключен изо всех остальных видов деятельности группы.

Помимо того, что группы заставляют подчиняться своим требованиям, важно отметить, что члены группы и безо всякого принуждения подчиняются  ее большинству. В проводившихся  Соломоном Эшем экспериментах было выявлено, что большинству группы удается подчинить себе мнение отдельного индивидуума, даже в том случае, когда  мнение большинства является заведомо неверным. Приверженность нормам во многом зависит от таких факторов, как  характеристики задания, характеристики группы и характеристики индивидуальных членов группы, поведение которых  является предметом изучения.

Приверженность нормам может  иметь как положительные, так  и отрицательные последствия. Как  было отмечено ранее, нормы приносят группам какую-то пользу, таким образом, чем выше будет приверженность нормам, тем лучше для группы. Для индивидуумов выгода от приверженности групповым  нормам заключается в том, что  люди, обладающие такой приверженностью  в высокой степени, будут вести  себя очень похоже, таким образом, возрастет сплоченность группы (но здесь могут быть и отрицательные  стороны, например, человек, слишком  ревностно придерживающийся норм, может  прослыть конформистом). Наконец, с  организационной точки зрения, приверженность нормам может быть как хороша, так  и плоха, это зависит от нормы, ее соответствия целям организации.

Признавая, что групповые  нормы приносят пользу, как самой  группе, так и отдельным ее членам, мы не можем не задаться вопросом, почему же члены групп иногда отклоняются  от общепринятого поведения, не желают идти "в ногу" с большинством группы. Здесь можно отметить два  момента.

Во-первых, мы отклоняемся  от групповых норм потому, что они  вступают в конфликт с нормами  других важных групп, к которым мы принадлежим или с которыми себя отождествляем. Эти группы называются эталонными группами.

Во-вторых, группы могут делать нечто, что будет поощрять отклоняющееся  поведение некоторых их членов. Степень терпимости, с которой группа будет относиться к нарушителю, будет зависеть от его прошлых заслуг перед группой. Исследования показывают, что индивидуум, заслуживший высокое доверия в группе может демонстрировать отклоняющееся поведение, и тем самым не только не заслужить никакого наказания, но и вызвать схожие изменения в поведении остальных членов группы.

 

2. 3. Виды воздействия  группы на индивида

 

Группа может влиять на индивидуума различными способами. Например, одним своим присутствием группа может иногда изменить производительность человека. Этот процесс называется общественной помощью. При этом во всех случаях, за одним главным исключением, присутствие посторонних увеличивает  производительность. При этом вовсе  не обязательно должен присутствовать элемент состязательности между  участниками. Исключение же возникает  тогда, когда выполняемая работа является незнакомой или малознакомой. Присутствие других людей подстегивает производительность только в тех  случаях, когда предмет хорошо изучен. Это происходит потому, что в окружении  других людей у человека возникает  беспокойство по поводу того, как будет  воспринята его работа.

Группы могут оказывать  воздействие противоположное по характеру общественной помощи. К  примеру, они могут вносить сильный  дисбаланс в пропорциональность вклада в общую работу. В группе, состоящей из нескольких человек, одни могут вносить гораздо больший  вклад, чем другие, которые будут  просто присутствовать. Однако люди, которые  больше всех работают, не всегда являются самыми эффективными работниками, и  такое дифференцирование нагрузок может вызвать проблемы в функционировании группы. Этот феномен называется общественное бездельничанье. Получается что, когда  люди работают в группах, в которых  индивидуальные вклады не могут быть оценены, они работают менее усердно, чем работали бы индивидуально. Это  явление было впервые показано Рингманом. Он нашел, что когда размер группы увеличивается, производительность каждого  из ее участников, наоборот, снижается. В увеличивающихся группах люди перестают чувствовать связь  между своими личными усилиями и  ответной реакцией организации, и многие начинают становиться "вольными всадниками".

Другой вопрос заключается  в том, является ли группа лучшим генератором  идей, чем отдельные люди. Не ко всем в группе одинаково прислушиваются, и мнение некоторых людей может  преобладать над мнением остальных. Но, с другой стороны, у членов группы существует тенденция взвешивать все  мнения по мере их возникновения, а  этот процесс может привести к  свободному потоку идей.

С другой стороны мы знаем, что иногда идея, высказанная кем-то, может дать толчок созданию вашей  собственной идеи. Задача здесь заключается  в том, чтобы преодолеть враждебность к спонтанности (доминирование нескольких человек, раннюю критику) и увеличить  возможности для творчества. Одна из таких процедур получила название "мозговая атака". Ее смысл состоит  в том, что создается такая  атмосфера, при которой высказываемые  идеи не критикуются, и каждый может  использовать идею другого для стимуляции своего собственного мышления. Любая  оценка идей откладывается до тех  пор, пока процесс их выработки не будет окончен.

Последний изученный вид  воздействия организаций на своих  членов известен под названием "поляризация  идей". После принятия участия  в групповом обсуждении, люди занимают, как правило, более крайние позиции, чем перед началом дискуссии.

Для этого правила существует ряд объяснений. Если перед началом  дискуссии большинство ее участников склонялось к тому, чтобы поддержать какую-то идею, то во время дискуссии  будет выдвинуто гораздо больше аргументов в пользу этой идеи, что, однако не означает, что существует действительно больше аргументов "за", нежели "против".

Последствия этого понятны. При таком положении вещей  остается возможность для того что:

-важные моменты, касающиеся  принятия решения не будут  рассмотрены;

-дискуссия будет повторять  ошибочные предварительные мнения  и позиции;

-результаты дискуссии  будут гораздо худшего качества, чем они могли бы быть.

Поведение и функционирование людей в группе представляет из себя сложный феномен. Часть этой сложности  вытекает из того факта, что группы являются открытыми системами. И  как открытые системы, они подвергаются воздействию входных переменных, и сами, в свою очередь, оказывают воздействие на выходные переменные. Выходные потоки служат входными потоками, которые будут оказывать влияние на функционирование организации в будущем. Таким образом, мы видим, что и организации и малые группы являются открытыми системами. И в этом смысле организации можно считать системами систем, поскольку малые группы - это маленькие открытые системы, функционирующие внутри большой системы - организации. Но и индивидуумы, входящие в состав групп, являются открытыми системами, таким образом, организации представляют собой системы систем! Существует четкое иерархическое разграничение между этими тремя уровнями систем, и когда мы говорим о входных и выходных потоках системы, мы должны четко оговаривать тот уровень анализа, на котором мы находимся.

 

2. 4. Феномены малых  групп

 

Механизм психологического влияния.

Этот механизм срабатывает  при длительном взаимодействии людей  друг с другом, когда есть возможность  общаться, продемонстрировать свою позицию, точку зрения.

Проявляется в уникальных социальных явлениях, называемых феноменами малых групп.

Самыми распространенными  феноменами являются:

1. Феномен группового  давления: это явление обеспечивает  согласие и единство людей,  позволяет оказать давление на  отдельных людей, если они проявляют  несогласие с большинством.

2. Феномен группового  принуждения - это социальное  явление является средством группового  контроля за поведением отдельных  членов группы, следованию принятых  групповых традиций, норм с целью  дисциплинирования, коррекции поведения  и даже игнорирования, наказания.

Самый сильный способ принуждения - публичное осуждение человека.

3. Феномен группового  подражания - это явление связано  с неосознанным желанием человека  копировать, перенимать чужой опыт, чужие образцы поведения, искать  для себя объект для подражания.

Информация о работе Понимание межличностных отношений