Построение конкурентной карты рынка продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемым ими позициям на рынке. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей: занимаемой рыночной доли и динамики рыночной доли.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.44 Кб (Скачать файл)

Темп уменьшения доли считаем по формуле 4: =

АФ=1/2*(0,215-0,202)/0,202*100%=3,22

К1=1/2*(0,143-0,168)/0,168*100%=-7,44

К2=1/2*(0,239-0,194)/0,194*100%=11,60

К3=1/2*(0,136-0,179)/0,179*100%=-12,01

К4=1/2*(0,060-0,036)/0,036*100%=33,33

К5=1/2*(0,207-0,221)/0,221*100%=-3,17


 

Таблица 20. Определение границ рыночных групп за 2011 год.

Производители с долей  рынка

Ниже среднего значения (<0.167)

Выше среднего значения (>0.167)

Конкурент 1

0,143

Анализируемая фирма

0,215

Конкурент 3

0,136

Конкурент 2

0,239

Конкурент 4

0,060

Конкурент 5

0,207


 

Верхние и нижние границы  значений по темпу прироста определяются как средневзвешенная в валовых  объёмах величина положительных  и отрицательных темпов.

«+»

 

«-»

 

 

 

Таблица 21. Конкурентная карта товара У в 2011 году.

   Рыночная

         Доля, %

 

 

Темп

Прироста

Рыночной доли, %

Классификация группы

Лидер рынка

Фирмы сильной конкурентной позиции

Фирмы слабой конкурентной позиции

Аутсайдеры рынка

0,239

0,207-0,238

0,143-0,206

0,060-0,142

Фирмы с быстро улучшающейся конкурентной позицией

>10,2

К2

   

К4

Фирмы с улучшающейся конкурентной позицией

0……10,1

 

АФ

   

Фирмы с ухудшающейся конкурентной позицией

-0.1……-7,3

 

К5

   

Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентной позицией

<-7,4

   

К1

К3


 

На данном этапе лидером  рынка является конкурент 2, так как он снизил цену на товар сохранив при этом ее качество. Анализируемая фирма немного улучшила свои позиции по сравнению с 2010 годом, увеличив свою конкурентоспособность при этом сохраняя долю на рынке. Для того, чтобы занять достойное положение на рынке фирме необходимо нарастить объем производства, внедрить новую технологию производства продукции, что позволит снизить издержки, повысит качество продукции, необходимо также снизить цену на продукцию.

 

Задание 2. Оценка конкурентной позиции фирмы на основании  теории эффективной конкуренции.

Критериями эффективности  функционирования любого товарного  рынка можно считать

1. Наличие соревновательности.

2. Разнообразие потребительского выбора.

3. Стабильность цен в долгосрочном периоде.

4. Барьеры входа.

Соревновательный рынок характеризует:

1) в долгосрочном периоде цена равна средним издержкам;

2) отраслевой выпуск производиться с наименьшими издержками;

3) цена равна предельным издержкам;

4) число предприятий постоянно;

5) отсутствие серьезных барьеров входа.

Условия существования соревновательного рынка:

1) осуществление входа  и выхода предприятия с рынка  без значительных затрат, т. е.  возмещение при выходе с рынка  всех издержек функционирования; в отрасли должны отсутствовать необратимые издержки;

2) время проникновения  и укрепления предприятия на  рынке должно быть меньше времени  ответного действия старых предприятий;

3) крупные предприятия,  действующие в отрасли, должны  обладать технологией, обеспечивающей  возрастающую отдачу от масштаба; с ростом выпуска издержки  на единицу продукции у функционирующих  в отрасли предприятий будут снижаться;

4) должны существовать  потенциальные конкуренты уже  функционирующих в отрасли предприятий,  угроза входа потенциальных конкурентов  для предприятий отрасли должна быть вполне реальной.

Основным критерием эффективности  в рамках общей экономической  теории служит общественное благосостояние. Общественное благосостояние – сумма  выигрыша покупателей и продавцов.

Выигрыш в эффективности, обусловленный конкуренцией достигается за счет:

1) ценовой политики зависящей  от наличия конкурентноспособных заменителей товара (при прочих равных условиях монополизм на рынках продукции производственного назначения гораздо более опасен и сопровождается более высокими потерями благосостояния, чем на рынках потребительских товаров, т. е. власть на рынках средств производственных товаров гораздо сильнее, чем на рынках потребительских), от доли расходов на товар в суммарных расходах покупателя и от эластичности спроса;

2) отдачи от масштаба  производства, показатель которой  отражает пропорцию увеличения  использования ресурсов производителя  и роста выпуска и соотношение роста выпуска и затрат.

Главным критерием являются барьеры входа как наиболее важный фактор определяющий уровень конкуренции  в отрасли.

Для оценки конкурентной позиции  фирмы и тенденций её изменения  за 2009-2011 года воспользуемся данными  таблицы:

 Таблица 22. Показатели конкурентоспособности анализируемой фирмы.

№ п/п

Показатели

Значения показателей

2009

2010

2011

1

Стоимость ОПФ, млн.руб.

13,5

19,2

22,5

2

Коэффициент затоваренности (Кз)

0,06

0,143

0,12

3

Коэффициент автономии (Ка)

0,91

0,83

0,86

4

Объем реализации, млн.руб.

24

32,5

26

5

Численность работающих, чел.

2000

1920

1870

6

Коэффициент текущей ликвидности (Кл)

2,1

2,34

1,9

7

Рентабельность продаж, % (Рп)

8

6

9

8

Рентабельность продукции, % (Рт)

14

10,4

11

9

Себестоимость продукции, млн. руб

18

22,5

22,1

10

Коэффициент платежеспособности (Кп)

6,8

6,76

6,1

11

Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств (Ко)

2,5

3,1

3,4

12

Коэффициент эффективности  рекламы и стимулирования сбыта (Кр)

1,55

1,443

0,96

13

Коэффициент загрузки производственной мощности (Км)

0,7

0,7

0,7

14

Качество продукции (К), %

100

136,5

110

15

Цена продукции (Ц), %

120

115

125


 

Примечание. В  качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность используют соотношение качества и цены. При этом К и Ц могут задаваться в процентах. Если качество определяется как среднерыночное, то К=100%, если качество на 10% выше среднерыночного, то К=110%. Аналогично и с ценой (Ц).

 

Таблица 23. Критерии и показатели конкурентоспособности  фирмы.

 

Критерии и  показатели конкурентоспособности  фирмы

Способ расчёта  показателей

1

Эффективность производственной деятельности фирмы (ЭП)

1.1

Издержки производства на единицу продукции, руб/руб, (И)

 

1.2

Фондоотдача, руб/руб, (Ф)

 

1.3

Рентабельность продукции, %, (Рт)

 

1.4

Производительность труда, (П)

 

2

Финансовое положение  фирмы (ФП)

2.1

Коэффициент автономии (Ка)

 

2.2

Коэффициент платежеспособности (Кп)

 

2.3

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл)

 

2.4

Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств (Ко)

 

3

Эффективность реализации и  продвижения продукции (ЭС)

3.1

Рентабельность продаж (Рп)

 

3.2

Коэффициент затоваренности готовой продукцией (Кз)

 

3.3

Коэффициент загрузки производственной мощности (Км)

 

3.4

Коэффициент эффективности  рекламы и стимулирования реализации (Кр)

 

4

Конкурентоспособность продукции (Кт)

4.1

Качество продукции (К)

Комплексный метод

4.2

Цена продукции (Ц)

Комплексный метод


 

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность  управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия  расплачиваться по своим долгам, возможность  стабильного развития предприятия  в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление  об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности  товара: качество товара и его цена.

Чтобы рассчитать Коэффициент конкурентоспособности  предприятия(1) необходимо рассчитать ряд критериев конкурентоспособности предприятия(2-5)

 

Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33*Кт                                                       (1)

ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П                                                               (2)

ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15*Ко                                                         (3)

ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14*Кр                                                          (4)

Кт = К/Ц                                                                                                                 (5)

 

Расчёты:

  1. Дополнительные данные:       2009                        2010                       2011

- Фондоотдача

Ф=Объем выпуска продукции/Среднегод. Стоимость ОПФ

=24/13,5

=1,78

=32,5/19,2

=1,69

=26/22,5

=1,16

- Производительность

П=Объем выпуска продукции/Среднесписочная численность

=24/2000

=0,012

=32,5/1920

=0,169

=26/1870

=0,0139


 

2009

2010

Кт = К/Ц  

Кт=0,83                                                                                                             

Кт = К/Ц  

Кт=0,77                                                                                                             

ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14*Кр 

ЭС=0,36*8+0,29*0,06+0,21*0,7+0,14*1,55=2,64+0,0174+0,147+0,217=3,0214                                                       

ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14*Кр  

ЭС = 0,36*6+0,29*0,143+0,21*0,7+0,14*1,443=2,16+0,041+0,147+0,202=2,55                                                      

ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15*Ко  

ФП = 0,29*0,91+0,2*6,8+0,36*2,1+0,15*2,5=0,264+1,36+0,756+0,375=2,755                                       

ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15*Ко

ФП = 0,29*0,83+0,2*6,76+0,36*2,34+0,15*3,1=0,241+1,352+0,842+0,465=2,9                                                        

ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П

ЭП = 0,31*18+0,19*1,78+0,4*14+0,1*0,012=5,58+0,3382+5,6+0,012  =11,5194                                                          

ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П   

ЭП = 0,31*0,692+0,19*1,693+0,4*10,4+0,1*0,017=0,215+0,322+4,16+0,002=4,699                                                         

Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33*Кт

Ккп = 0,15*11,5194+0,29*2,755+0,23*3,0214+0,33*0,83= 1,728+0,799+0,695+0,274=3,496                                                  

Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33*Кт          

Ккп = 0,15*4,699+0,29*2,9+0,23*2,55+0,33*0,77 = 0,705+0,841+0,587+0,254=2,387                                           

2011

Кт = К/Ц     

Кт = 110/125=0,88                                                                                                          

ЭС = 0,36*Рп+0,29*Кз+,021*Км+0,14*Кр    

ЭС = 0,36*9+0,29*0,12+0,21*0,7+0,14*0,96=3,24+0,0348+0,147+0,1344=3,556                                                    

ФП = 0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15*Ко        

ФП = 0,29*0,86+0,2*6,1+0,36*1,9+0,15*3,4=0,2494+1,22+0,684+0,51=2,6634                                               

ЭП = 0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П  

ЭП = 0,31*22,1+0,19*1,16+0,4*11+0,1*0,0139 = 6,851+0,2204+4,4+0,0014=11,473                                                           

Ккп = 0,15*ЭП+0,29*ФП+0,23*ЭС+0,33*Кт              

Ккп = 0,15*11,473+0,29*2,6634+0,23*3,556+0,33*0,88=1,721+0,772+0,818+0,290

=3,601                                       

Информация о работе Построение конкурентной карты рынка продукции