Правовое регулирование трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 96.81 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что численность персонала администрации растет, как и численность по группам должностей.

 

Таблица 6 – Возрастная структура персонала, %

 

Возраст работников

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение 2012 г. от 2010г., +,-

Моложе 20 лет

-

-

-

-

21-30 лет

20

41

40

200

31-40 лет

42

48

52

123

41-50 лет

37

40

47

127

51-60 лет

10

15

20

200

Старше 60 лет

-

-

-

-


 

Из таблицы 6 видно, что возрастная структура персонала предприятия неоднородна. На возрастную группу от 31 до 40 лет приходится наибольшая процентная доля –от 42 до 52%, что показывает рост сотрудников в этом возрасте. меньший процент приходится на возраст 51-60 лет – от 10 до 20%. Сотрудников моложе 20 лет и старше 60 – нет. 
Таким образом, в качестве проблемы можно выделить нехватку в составе руководителей молодых работников.

Таблица 7 – Образовательная структура персонала, %

 

Уровень образования

2010 г.

2011 г.

2012г.

Абсолютное отклонение 2012 г. от 2011 г., +,-

Среднее

11

11

12

109

Среднеспециальное

22

13

15

68

Незаконченное высшее

16

11

17

106

Высшее

20

18

25

125

Кандидат или доктор наук

6

8

10

166


 

Ранжируя образовательную структуру персонала, можно отметить, что наибольший процент выпадает на работников с высшим образованием – от 20 до 25 %, далее со незаконченным высшим образованием– от 16 до 17%. В целом, уровень образования достаточно высокий.  
Таким образом, преобладающее большинство составляют работники с высшим образованием.

Таблица 8 – Структура персонала по продолжительности работы, %

Стаж работы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение 2012 г. от 2010 г., +,-

Менее 1 года

12

17

20

166

1-3 года

10

12

17

170

3-5 лет

9

10

12

133

5-10 лет

10

15

12

10

10-20 лет

9

12

14

155

Свыше 20 лет

8

10

8

100


 

Сокращается доля работников, проработавших в организации наибольшее количество лет.

 

    1. Анализ процесса регулирования трудовых отношений

Проведенное исследование права на труд с позиции приоритета прав и свобод человека и гражданина над интересами государства, раскрытие на данной основе конституционных основ регулирования трудовых отношений, принципов реализации права на труд, выделение особенностей государственного управления и нормативно-правового регулирования в сфере трудовых отношений, послужили основой для следующих выводов:

Во-первых, конституционные основы регулирования трудовых отношений являются сложносоставной категорией, которая включает положения статей 1, 2, 4, 7, 8 Конституции Российской Федерации, относящиеся к основам конституционного строя, а также статей 37, 39 Конституции Российской Федерации, регламентирующих непосредственно трудовые отношения и обеспечивающих реализацию названных основ конституционного строя.

Во-вторых, основополагающим конституционным принципом регулирования трудовых отношений является свобода труда, которая носит межотраслевой характер, поскольку реализуется посредством вступления гражданина в отношения, регламентируемые различными отраслями права: трудовым (работа), административным (служба), гражданским (предпринимательство). Соответственно, трудоправовые отношения не охватывают все возможные варианты реализации конституционной свободы труда.

Учитывая необходимость активного участия государства в регулировании трудовых отношений, конституционная свобода труда (мера возможного самостоятельного поведения человека), воплощается в конституционное право человека на труд (возможность, гарантируемую государством).

В-третьих, задачами при регулировании трудовых отношений выступают:

- определение режима трудоправового регулирования в качестве базового режима правового регулирования общественных отношений, в рамках которых реализуется свобода труда.

- формирование требований, предъявляемых к нормам действующего законодательства;

- разработка межотраслевых  связей, путем включения в которые  трудовое право раскрывает содержание  конституционных установок, определяющих  сферу отношений и иные ключевые  параметры функционирования трудового и иных отраслей права;

- определение критериев  разграничения компетенции органов  государственной власти Российской  Федерации и органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также установление  принципов разграничения предметов  ведения и полномочий в сфере  трудовых отношений;

- определение гарантий  обеспечения прав граждан в трудовом законодательстве.

В-четвертых, особым звеном регулирования трудовых отношений выступает воздействие на межотраслевые связи трудового права, путем включения в которые трудовое право раскрывает содержание права на труд и иных основ регулирования трудовых отношений.

С общенаучной точки зрения исследование межотраслевых связей трудового права будет способствовать формированию целостного представления о системе трудоправовых явлений, включающей, кроме того, и соответствующие взаимосвязи.

Также они послужат основой для формирования нового комплексного научного направления - исследования межотраслевых связей трудового права. Одним из его потенциальных результатов выступает формирование концепции оптимизации межотраслевых связей трудового права, которая приведет к решению ряда актуальных научных вопросов, включая сущность межотраслевых связей трудового права; их соотношение со смежными правовыми явлениями; их систему и формы проявления; направления совершенствования системы межотраслевых связей трудового права.

В пятых, первоочередная задача органов государственной власти заключается в создании на уровне действующего законодательства системы, обеспечивающей реализацию конституционных и международно-правовых установок в сфере трудовых отношений, в закреплении гарантий их доступности для каждого, а также в формировании эффективной системы, обеспечивающей реализацию прав человека в сфере трудовых отношений.

В шестых, для эффективной результативности разграничения полномочий в ходе разработки нормативных актов по предметам совместного ведения (включая, трудовое законодательство) необходимо закрепить на законодательном уровне следующие согласительные процедуры: обязательное предварительное согласование внесенных в Государственную Думу законопроектов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов с законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации; информирование и предварительное обсуждение проектов нормативно-правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации с уполномоченными органами субъектов Российской Федерации; формирование в качестве постоянного государственно-общественного органа Согласительной комиссии (с участием представителей профсоюзных и иных общественных организаций, федеральных и региональных объединений работодателей), ведущей координационную работу по решению вопросов в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов; переговоры уполномоченных федеральных и региональных органов государственной власти.

В-седьмых, необходимо законодательное закрепление права работников на участие в управлении организацией, которое будет способствовать участию работников в принятии управленческих решений, эффективной защите законных прав и предотвращению трудовых споров, и в итоге повысит эффективность трудовой деятельности.

Сложная проблема возникает с заёмным трудом (аутсорсинг, аутстаффинг). В Трудовом кодексе Российской Федерации, иных российских законах об этой форме привлечения к труду вообще ничего не говорится, хотя она в последнее время приобретает все большее распространение. Следует либо узаконить отношения по заемному труду, включив соответствующий раздел в Трудовой кодекс Российской Федерации, либо признать такую форму труда противоречащей закону и влекущую ответственность за нарушение законодательства о труде.

В Трудовом кодексе практически отсутствуют нормы, регулирующие труд иностранных граждан, кроме непонятного основания для прекращения трудового договора по обстоятельствам независящим от воли сторон , и общего принципа, что иностранные граждане пользуются теми же трудовыми правами, что и граждане Российской Федерации , если иное не предусмотрено федеральными законами.

В этом случае возникает проблема регулирования трудовой миграции, что ставит новые задачи перед российскими властями всех уровней. Ошибочные или корыстные решения в этой сфере приводят к экономическим потерям и бытовым конфликтам на национальной почве. Для того, чтобы избежать этого, необходимо активное участие гражданского общества в выработке управленческих решений. Но не всегда общественность и профессионалы-эксперты оказываются в состоянии повлиять на принимаемые решения. В связи с этим возникает необходимость введения в Трудовой кодекс отдельной главы, регулирующей особенности использования труда иностранных граждан.

Одной из главных проблем в сфере труда является невыплата заработной платы. Масштабы невыплаченной заработной платы огромны. 
Таким образом, можно констатировать целую массу нерешённых проблем в отечественном трудовом законодательстве, что даёт почву для новых исследований в этой сфере.

В последнее время во многих высших учебных заведениях все большее внимание уделяется вопросам труда и охраны трудовых прав, потому что, сразу после окончания обучение вчерашние студенты, не имеют полноценных знаний о своих, гарантированных законом правах.

Возникает необходимость более глубокого анализа, возникающих проблем. В связи с чем, в программу обучения вводятся предметы, отражающие современные проблемы трудового законодательства. Только благодаря такому обучению, будущие работники смогут быть полноправными участниками трудовых отношений.

О проблемах трудового законодательства можно говорить бесконечно. Главная его беда в том, что в нынешнем виде оно является чуть ли не главным тормозом не только для модернизации страны, но и просто нормальной жизнедеятельности десятков миллионов граждан. 
Сегодня перед нашей страной стоит задача, быть может, не столь амбициозная с моральной точки зрения, но не менее важная с точки зрения эффективности государства и обеспечения его суверенитета. Речь идет о приведении трудового права в соответствие с современным состоянием социально-экономических отношений, запросов и потребностей работников и работодателей.

Большое внимание уделяется проблемам, связанным с ущемлением прав работников, хотя и права работодателя тоже не безграничны. Зачастую работники сами нарушают установленные законодательством нормы. Разрешение назревших проблем, возможно только при совместном принятии решений, взаимном уважении друг к другу, к правам каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование регулирования трудовых отношений

Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений