Предмет, сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 06:51, лекция

Краткое описание

Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.
Разновидности специальных теорий управления:
1. теория государственного регулирования экономики;
2. региональный и муниципальный менеджмент.
Основные задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет, сущность и содержание теории управления.docx

— 127.25 Кб (Скачать файл)

 Цели и функции менеджмента  в условиях происходящих реформ  требуют от каждой организации  ответа на следующие вопросы: в чем миссия и цель каждой  организации. Под миссией понимается  удовлетворение определенной потребности  общества. Так, Форд определял миссию  автомобилестроительной компании  как "предоставление дешевого  транспорта людям". Если в качестве  миссии организации задана прибыль, то это ведет к ее неэффективной  работе. Цели организации определяются  по подсистемам: производство, маркетинг, научно-технические разработки, финансы, персонал и менеджмент.

 Ключевые цели организации

 Функциональная подсистема- Ключевая цель

 Маркетинг - Выйти на первое место по продаже продукции на рынке

 Производство - Достичь наивысшей производительности труда

 Научно-технические разработки (инновация) - Завоевать лидерские позиции по производству новых видов продукции, используя на НИР процент от реализации

 Финансы - Сохранять и поддерживать на определенном уровне все виды финансовых ресурсов

 Персонал - Развить творческий потенциал, удовлетворенность и заинтересованность в работе

 Менеджмент - Определить критические области управляющего воздействия, приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов

 Функции управленческого  процесса имеют прямое отношение  к ситуационным переменным. Через  процесс управления руководители  создают в реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех организации.

 В процессе планирования  руководство определяет, какими  будут цели организации и как  наилучшим образом они могут  быть достигнуты, основываясь на  оценке потребностей и сдерживающих  факторов внешней среды. Планирование  определяет «место», в котором  компания хотела бы оказаться  в буду¬щем, и ведущий туда маршрут. Планирование — это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов. Недостаточное распространение планирования, а также его недостаточно высокий уровень чреваты низкой эффективностью деятельности организации.

 Вслед за планированием  наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных.

 Мотивация — это  процесс, с помощью которого руководители  делают так, что люди работают  более производительно, стремясь  достигнуть целей организации. Контроль  позволяет руководству увидеть, насколько успешна его работа  по выполнению намеченных планов, а также насколько успешно  были удовлетворены потребности  внешнего мира. Большинство управленческих  решений, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Хорошее управление — это сложный  акт балансирования, предполагающего  намеренные жертвы, когда это  необходимо для общего блага.

 Контроль — четвертая  функция управленческого процесса. Контроль означает наблюдение  за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых коррективов. Новые тенденции наделения властью и повышения степени самостоятельности работников привели к тому, что на смену традиционным формам контроля сверху приходит самомониторинг работников за выполнением рабочих заданий и исправление ими допущенных ошибок, не дожидаясь указаний менеджеров.

 

 Процесс менеджмента  включает четыре этапа:

1. разработку целей менеджмента  в рамках установленных обязанностей;

2. определение круга полномочии и обязанностей всех руководителей предприятия;

3. составление реальных  планов достижения поставленных  целей;

4. контроль, измерение и  оценка работы каждого руководителя.

 Также используется  менеджмент-аудит, позволяющий установить  новые цели организации.

 Значение лидерства  как одной из функций менеджмента  постоянно возрастает. Под лидерством (руководством) понимается использование  влияния менеджера для мотивации  работников к достижению целей  организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Подразумевается, что мотивироваться к решению поставленных задач могут как непосредственно подчиненные менеджеру сотрудники, так и целые отделы и подразделения. В наш век неопределенности, «упрощения» компаний, международной конкуренции и увеличивающейся степени многообразия рабочей силы способность менеджмента сформировать корпоративную культуру, донести до работников цели организации и создать стимулы для достижения этих целей — критически важный фактор успеха бизнеса.

 Менеджмент - это система  методов управления в условиях  рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию  фирмы на спрос и потребности  рынка, постоянное стремление к  повышению эффективности производства  с наименьшими затратами, с целью  получения оптимальных результатов.

 Управление - это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь  целей организации. Суть управления  состоит в оптимальном использовании  ресурсов (земли, труда, капитала) для  достижения поставленных целей.

 Управление представляет  собой реализацию нескольких  взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников  и контроля.

 Планирование. С помощью  этой функции определяются цели  деятельности организации, средства  и наиболее эффективные методы  для достижения этих целей. Важным  элементом этой функции являются  прогнозы возможных направлений  развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна  определить, каких реальных результатов  она может добиться, оценить свои  сильные и слабые стороны, а  также состояние внешней среды (экономические условия в данной  стране, правительственные акты, позиции  профсоюзов, действия конкурирующих  организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие  технологий).

 Организация. Эта функция  управления формирует структуру  организации и обеспечивает ее  всем необходимым (персонал, средства  производства, денежные средства, материалы  и т.д.). То есть на этом этапе  создаются условия для достижения  целей организации. Хорошая организация  работы персонала позволяет добиться  более эффективных результатов.

 Мотивация - это процесс  побуждения других людей к  деятельности для достижения  целей организации. Выполняя эту  функцию, руководитель осуществляет  материальное и моральное стимулирование  работников, и создает наиболее  благоприятные условия для проявления  их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации  персонал организации выполняет  свои обязанности в соответствии  с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

 Контроль. Эта функция  управления предполагает оценку  и анализ эффективности результатов  работы организации. При помощи  контроля производится оценка  степени достижения организацией  своих целей, и необходимая корректировка  намеченных действий. Процесс контроля  включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с  планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

 Перечисленные выше  функции управления являются  также и основными функциями  менеджмента, поэтому сказать, что  менеджмент и управление два  понятия тесно связанные друг  с другом и не отделимые друг от друга.

 

Этапы развития теории и практики менеджмента

1. Основные  этапы развития менеджмента

Рассматривая этапы развития теории и практики менеджмента выделяют несколько основных исторических периодов.

I период - древний. Это наиболее  длительный период, он продолжался  приблизительно с 7-9 тысячелетия  до н.э. и до XVIII века нашей эры.

Вся история человечества - это и история управления. Создание письменности древними шумерами за 3000 лет до нашей эры позволило регистрировать факты - необходимое условие управления. Древние египтяне, а позже - китайцы, не только признали необходимость управления, но и реально осуществляли его основные функции - планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль. У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управления. Они рассматривали управление как особый вид искусства.

Сократ одним из первых дал характеристику управления как особой сферы деятельности, проанализировал различные формы управления на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками

В XVI-XVII столетиях содержание управления организациями уже исследуется по ряду направлений.

II период - индустриальный  период (1776-189гг.). Наибольшая заслуга  в развитии представлений о  государственном управлении в  этот период принадлежит А.Смиту. Он считается специалистом в  области труда, так как сделал  анализ различных форм разделения  труда, дал характеристику обязанностей  государя и государства

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся в настоящее время направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации и управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

III период - период систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении  находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется  научный аппарат. В течении времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на учение сил управления, действующих в их окружении. Искались новые, белее систематизированные подходы к управлению.

Качественные изменения в самих организациях - их структуре, масштабах, а также развитие взаимосвязей с внешней средой явились и рубежом формирования современного менеджмента в его нынешнем понимании.

2. Школы  менеджмента (формирование, развитие, содержание)

Теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. В самом общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон), классическую или административно-функциональную школу управления, (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).

Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности. Таким образом, формируется «Пирамида теории менеджмента» в основании, которой лежит Школа научного управления, а на вершине - Школа спортивных аналогий.

2.1 Школа научного  менеджмента, тейлоризм

Фундамент современного менеджмента был заложен основателями школы научного менеджмента Фредериком Тэйлором (1856--1915), супругами Фрэнком (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилбрет (Gilbreth), Гаррингтоном Эмерсоном (1853-1931).

Школа научного управления (1885-1920). Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора - всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм - это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».

Ф. У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструктивные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Информация о работе Предмет, сущность и содержание теории управления