Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 06:51, лекция
Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.
Разновидности специальных теорий управления:
1. теория государственного регулирования экономики;
2. региональный и муниципальный менеджмент.
Основные задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
Цели и функции менеджмента
в условиях происходящих
Ключевые цели организации
Функциональная подсистема- Ключевая цель
Маркетинг - Выйти на первое место по продаже продукции на рынке
Производство - Достичь наивысшей производительности труда
Научно-технические разработки (инновация) - Завоевать лидерские позиции по производству новых видов продукции, используя на НИР процент от реализации
Финансы - Сохранять и поддерживать на определенном уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал - Развить творческий потенциал, удовлетворенность и заинтересованность в работе
Менеджмент - Определить критические области управляющего воздействия, приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов
Функции управленческого
процесса имеют прямое
В процессе планирования
руководство определяет, какими
будут цели организации и как
наилучшим образом они могут
быть достигнуты, основываясь на
оценке потребностей и
Вслед за планированием наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных.
Мотивация — это
процесс, с помощью которого
Контроль — четвертая
функция управленческого
Процесс менеджмента включает четыре этапа:
1. разработку целей менеджмента
в рамках установленных
2. определение круга полномочии и обязанностей всех руководителей предприятия;
3. составление реальных
планов достижения
4. контроль, измерение и
оценка работы каждого
Также используется менеджмент-аудит, позволяющий установить новые цели организации.
Значение лидерства
как одной из функций
Менеджмент - это система
методов управления в условиях
рынка или рыночной экономики,
которые предполагают
Управление - это процесс
планирования, организации, мотивации
и контроля, необходимый для того,
чтобы сформулировать и
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
Планирование. С помощью
этой функции определяются
Организация. Эта функция
управления формирует
Мотивация - это процесс
побуждения других людей к
деятельности для достижения
целей организации. Выполняя эту
функцию, руководитель осуществляет
материальное и моральное
Контроль. Эта функция
управления предполагает
Перечисленные выше функции управления являются также и основными функциями менеджмента, поэтому сказать, что менеджмент и управление два понятия тесно связанные друг с другом и не отделимые друг от друга.
Этапы развития теории и практики менеджмента
1. Основные этапы развития менеджмента
Рассматривая этапы развития теории и практики менеджмента выделяют несколько основных исторических периодов.
I период - древний. Это наиболее длительный период, он продолжался приблизительно с 7-9 тысячелетия до н.э. и до XVIII века нашей эры.
Вся история человечества - это и история управления. Создание письменности древними шумерами за 3000 лет до нашей эры позволило регистрировать факты - необходимое условие управления. Древние египтяне, а позже - китайцы, не только признали необходимость управления, но и реально осуществляли его основные функции - планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль. У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управления. Они рассматривали управление как особый вид искусства.
Сократ одним из первых дал характеристику управления как особой сферы деятельности, проанализировал различные формы управления на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками
В XVI-XVII столетиях содержание управления организациями уже исследуется по ряду направлений.
II период - индустриальный
период (1776-189гг.). Наибольшая заслуга
в развитии представлений о
государственном управлении в
этот период принадлежит А.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся в настоящее время направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации и управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
III период - период систематизации
(1856-1960гг.). Наука об управлении
находится в постоянном
Качественные изменения в самих организациях - их структуре, масштабах, а также развитие взаимосвязей с внешней средой явились и рубежом формирования современного менеджмента в его нынешнем понимании.
2. Школы менеджмента (формирование, развитие, содержание)
Теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. В самом общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон), классическую или административно-функциональную школу управления, (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).
Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности. Таким образом, формируется «Пирамида теории менеджмента» в основании, которой лежит Школа научного управления, а на вершине - Школа спортивных аналогий.
2.1 Школа научного менеджмента, тейлоризм
Фундамент современного менеджмента был заложен основателями школы научного менеджмента Фредериком Тэйлором (1856--1915), супругами Фрэнком (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилбрет (Gilbreth), Гаррингтоном Эмерсоном (1853-1931).
Школа научного управления (1885-1920). Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора - всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм - это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».
Ф. У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструктивные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
Информация о работе Предмет, сущность и содержание теории управления