Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:02, курсовая работа
В этой работе прослеживается параллель предпринимательства с меценатской деятельностью. Жизнь высшего сословия тесно связана с благотворительностью. И это особенно касается купцов-старообрядцев у которых было особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела".
Введение 3
Глава I Общая характеристика культуры России, как формирующая база для предпринимательства и меценатства. 6
1.1. Определения понятий «Предпринимательство», «Меценатство», «Благотворительность», Спонсорство». 9
1.2 Этапы формирования меценатства и благотворительности. 12
1.3 История предпринимательской деятельности в России 15
Глава II Основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей. 23
2.1 Традиции благотворительности и меценатства в России. 28
2.2 Представители русского меценатства 31
Глава III Современное состояние спонсорства в России. 48
Заключение 51
Список использованных источников 52
Большинство купцов и предпринимателей были набожными людьми, и для них характерны пожертвования убогим и на строительство церквей. Купец Трусов построил богадельню в Тюмени, братья Е. И. и В. И. Королевы – богадельню и детский приют в Томске, супруги Баевы пожертвовали 15 тыс.руб. на возведение собора Александра Невского в Новониколаевске и т.д.
Но не все купцы занимались благотворительностью, о чем свидетельствуют, в частности, события в Каинске. 23 сентября 1859 г. чиновники города составили приговор об учреждении местного «учебного для девиц заведения» - одной из первых в Сибири женских школ. В этих целях они решили выделить по 0,5 % из жалованья и по 1 % из денежных вознаграждений. Под этим приговором подписались все служащие вплоть до беднейших фельдшеров, но к ним не присоединился ни один из 68 каинских купцов.
Объектами благотворительности среди крестьянства были переселенцы, голодающие, сироты и престарелые. Государство выделяло минимальные средства со снятием ограничений на переселения, размер средств на социальные нужды возрастал. В период с 1884 по 1893 г. из 7323 семей переселенцев, прошедших через Томскую губернию, ссуду получили 1390 семей (19 %), а из 43094 семей, осевших в Томской губернии, - 3129 (7,3%). Комитет Сибирской железной дороги увеличивал ссудную помощь новоселам. В 1894 – 1901 гг. из 62234 семей, водворившихся в 1013 переселенческих поселках Сибири, такую помощь получили 53605 семей (86%). В начале 80-х гг. правительство переходит, согласно постановлению Комитета Сибирской железной дороги от 7 декабря 1896 г., постоянной выдаче ссуды в размере 30 руб. на семью. К началу ХХ в. ссуды достигли 100 руб., но выдавались частями в течение двух – трех лет. С проведением Транссибирской железнодорожной магистрали правительство ввело единый льготный тариф для переселенцев, составлявший 1/4 стоимости билета III класса [5,c.223].
В оказании благотворительной помощи
активно участвовала и
Таким образом, в благотворительной
деятельности в Сибири второй половины
XIX – начала XX в. можно выделить два
периода:
1) до 1906г. - государство выделяло на благотворительность
минимальные средства, основную роль играли
частные пожертвования и деятельность
органов местного самоуправления в лице
сельских обществ.
2) с 1906по1917гг. - в помощи крестьянам резко
возросла роль государства. Активно подключились
к благотворительной миссии земства и
политические партии.
Также пожертвования давали возможность создать материальную и финансовую базу непроизводительной сферы и обеспечить доступ к образованию наиболее талантливым представителям неимущих слоев населения.
На нужды просвещения в Сибири
вносили средства все слои общества.
Наиболее крупными средствами располагали
купцы и предприниматели. Благотворительную
деятельность предприниматели осуществляли
как в рамках общественных организаций,
так и по собственной инициативе.
Важную роль в этом деле сыграли
общероссийские фонды содействия просвещению
в Сибири. Во главе благотворительных
органов в губерниях ставили
губернаторов и высших сановников,
а их жены возглавляли благотворительные
общества и учреждения. За особо
крупные пожертвования
Самое крупное пожертвование в России сделал Г. Г. Солодовников, завещавший 20 млн руб. на строительство дешевых квартир – очень крупную по тому времени сумму, поскольку рубль был конвертируемой валютой, свободно обменивался на золото и входил в число пяти наиболее устойчивых валют мира. В Сибири самый крупный взнос сделал И. Н. Трапезников – 2 млн 860 тыс. руб. И. И. Базанов в 1882 г. завещал 500 тыс. руб. на учебные заведения Иркутска. М.К. Сидоров израсходовал на всестороннее исследование Севера и Сибири 1,7 млн руб. И. М. Сибиряков только на пособие рабочим пожертвовал 420 тыс. руб., а его брат Александр внес 100 тыс. руб. на строительство Томского университета. В Сибири сложились купеческие и предпринимательские династии, традиционно жертвовавшие деньги на благотворительность: Асташевы, Гадаловы, Сибиряковы, Трапезниковы и др. В то же время в ряде случаев наследники уклонялись от выполнения воли умерших. В 1880 г. купец М. Галкин завещал 15 тыс. руб. на строительство собора в г. Омске, но вдова отказалась передавать деньги консистории. С 1863г. по 1881 г. шла тяжба по поводу крупных пожертвований купца Трапезникова между Иркутским городским обществом и его наследниками А. Портновой и В. Сукачевым [5,c.222 - 223].
Широкую культурно-просветительскую деятельность, благотворительную по своему характеру, проводили городские самодеятельные драматические коллективы, действовавшие в Тобольске, Омске, Томске, Иркутске при обществах попечения о народном образовании и других общественных организациях. Бюджет этих кружков строился из сборов от доходных спектаклей, членских взносов и пособий от губернского комитета трезвости. За 1908 – 1909 гг. члены общества дали более десяти благотворительных спектаклей, сборы от которых использовали для нужд городских библиотек, школ и детского приюта «Ясли». В благотворительности также участвовали и артисты, приезжавшие на гастроли в Сибирь.
Таким образом, российское правительство, местные органы всемерно поддерживали и поощряли развитие благотворительности. Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. В истории меценатства остались имена: Николая Петровича Лихачева, Ильи Семеновича Остроухова, Степана Павловича Рябушинского, Сергея Ивановича Щукина, Алексея Александровича и Алексея Петровича Бахрушиных, Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых, Павла Ивановича Харитоненко, Ивана Егоровича Забелина.
Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения, - все это было обычной статьей расходов российских предпринимателей.
Двусмысленное отношение к меценатству сохраняется и в наши дни. Одна из основных причин этого - тоже двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, очень скромно. При этом ни для кого не секрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современных российских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливость примешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитают вкладывать их в зарубежные футбольные клубы и автомобильные заводы.
Тем не менее, меценатство становится
постепенно все более распространенным.
Создаются частные и
Сегодняшние российские предприниматели
создают скорее капиталы, чем производства,
и далеко не все из них считают
что "богатство обязывает". "Для
многих наших предпринимателей, сделавших
состояния в 90-е годы, Россия - не
родная страна, а всего лишь территория
свободной охоты", - признал Михаил
Ходорковский. Однако, как отмечается
на Интернет-портале "Меценат", "для
оценки современного состояния благотворительности
в России и хула, и похвала равно
неприемлемы. А поиск "меценатов"
по образу и подобию иконных ликов
- занятие бесперспективное. Как
относиться, например, к меценатской
деятельности Бориса Березовского? Еще
недавно премия его Фонда "Триумф"
приравнивалась к "Государственной"
- на церемониях и банкетах "Триумфа"
присутствовала правительственная
верхушка едва ли не в полном составе.
А на последнюю церемонию, где
собралась вся культурная элита,
не пришел даже министр культуры. Нынешний
президент Фонда Игорь
Возможно, современные предприниматели
станут гораздо щедрее к российской
культуре после принятия Госдумой закона
о налоговых льготах для
Но следует немного рассказать о становлении меценатства в постсоветской России.
По последним данным специалисты в этой области разделяют современный этап на 3 периода:
жизни тех лет был и заметен, и важен.
Вместо картин современных молодых художников, банкиры стали покупать проверенное "музейное" искусство. Вместо прозападно ориентированных авангардистов - картины русской реалистической школы. Патриотизм собирателей возрастал по мере роста их капиталов на счетах в офшорных зонах. Работы Шишкина, Айвазовского и Маковского, покупаемые на аукционах за немалые деньги, ввиду возросшего на них спроса, стали непременным атрибутом кабинетов президентов крупных компаний, банков, фирм. В других сферах искусства эта смена ориентации проявилась в щедрой поддержке мега-проектов, вроде концертов на Красной или Соборных площадях. Проходивших, как правило, с царским размахом. Так, в рамках предвыборной компании Бориса Ельцина и при спонсорстве "Союзконтракта" в 1996 году прошла беспрецедентная акция "Майя Плисецкая на Красной площади".
На смену прежним олигархам пришли новые участники. Возможности каждого из них по отдельности уже не столь впечатляющи, но именно они теперь становятся движущей силой процесса возрождения традиций меценатства в России. Какие новые качества они привнесут в этот процесс - покажет время.
В ходе проведенного исследования автор пришел к следующим выводам, что существует довольно обширный материал по данной теме, но цельного источника, где можно было рассмотреть большое количество представителей меценатов, благотворителей, предпринимателей и на чем базировались все эти виды деятельности не существует. Таким образом автором произведена работа: