Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа
В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Ее основу составляют: процессный анализ, ориентация на непрерывное совершенствование обозначенных процессов, вовлечение в управление всего персонала, постепенный отказ от массового инспекционного контроля в пользу контроля технологии работ со стороны исполнителей и стратегическое планирование с учетом будущих потребностей населения в характере и объеме медицинской помощи.
Эффективность индустриальной модели управления связана с минимизацией стоимости медицинских услуг, прогрессивным увеличением клинической результативности лечения и доступности медицинской помощи для населения.
Являясь наиболее
сложной для социального
1. Готовность персонала:
a. большинство сотрудников знает основные модели управления качеством и знакомы с системой оценочных критериев;
b. большая
часть персонала готова к
c. высокий
уровень профессиональной
2. Готовность администрации:
а. администрация знает, как управлять качеством;
b. управление качеством - основная цель работы администрации;
c. независимость
администрации в принятии
3. Готовность организации лечебно - диагностического процесса:
a. разработаны стандарты оказания медицинской помощи по основным нозологическим единицам;
b. определены
основные индикаторы качества
лечебно-диагностического
c. есть специалисты
по качеству в каждом
d. высокие
исходные клиническая результат
4. Готовность материально - технической базы:
a. оснащенность
современным диагностическим
b. наличие
автоматизированной системы
c. наличие
высокотехнологичных методов
Технология и последовательность становления индустриальной модели управления в лечебно - профилактическом учреждении следующая. В каждом случае лидером организации формулируется и излагается на общем собрании трудового коллектива политика учреждения в области качества, которая после обсуждения в подразделениях становится основным принципом работы для всего персонала.
Учитывая приведенные выше критерии готовности, внедрение индустриальной модели управления происходит в несколько этапов:
этап стандартизированного контроля - этап обеспечения качества -
этап непрерывного повышения качества (или собственно индустриальная модель управления).
Основными задачами стандартизированного контроля являются: разработка стандартов оказания медицинской помощи по основным нозологическим формам и унифицированной оценки качества лечения пациентов. Для стандартизации объемов медицинских услуг рекомендуется использовать опыт системы диагностических родственных групп, принятой в США и ряде Европейских стран. При этом медицинский стандарт включает унифицированные эталоны гарантированного объема диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам лечения конкретных заболеваний с учетом категории сложности курации (трудозатрат) и экономических нормативов. Учитывая специфику работы и неравнозначные экономические и медико-социальные условия, отраслевые стандарты оказания медицинской помощи должны являться лишь ориентиром для составления собственных стандартизированных объемов медицинских услуг. То же касается и системы оценки качества лечения. В последнем случае в каждом учреждении должны быть разработаны карты экспертизы качества, учитывающие соответствие сроков лечения, объем медико-диагностических процедур и стоимости лечения, предусмотренным в стандарте. Система оценки качества медицинской помощи должна быть унифицированной как для внутрибольничной, так и для вневедомственной экспертизы и, по возможности, использовать балльную шкалу.
Следующим этапом во внедрении индустриальной модели управления является становление системы обеспечения качества медицинской помощи, которая предусматривает создание надстройки по управлению качеством в каждом подразделении, независимое от внешней экспертизы мониторирование лечебно - диагностического процесса с помощью индикаторов качества, коррекцию политики в области качества с учетом мнения персонала и оценки удовлетворенности пациентов, обучение персонала вопросам управления качеством.
Надстройка по управлению качеством предусматривает выделение ответственного лица по управлению качеством в масштабах всего стационара (обычно заместителя главного врача по клинико- экспертной работе), а в каждом подразделении - специалистов по качеству. В ходе создания надстройки по управлению качеством следует особое внимание уделить конструктивному взаимодействию руководителей клинических кафедр и персонала лечебно-профилактического учреждения. Учитывая большое влияние на медицинский персонал профессиональной школы управления, для повышения эффективности внедрения модели обеспечения качества рекомендуется широко использовать традиционные формы организации лечебно - диагностического процесса: утренние конференции в подразделениях, клинические конференции и разборы, обходы, общебольничные конференции и совещания, заседания балансовой и клинико-экспертной комиссий (КЭК), где вопросы управления качеством должны стать приоритетными. Формирование основных положений политики в области качества лучше всего осуществлять с учетом изучения мнения руководителей клинических кафедр и персонала учреждения методом анонимного независимого анкетирования.
Основным способом
управления качеством лечебно-
В табл.1 представлены индикаторы качества, наиболее объективно отражающие течение лечебно - диагностического процесса и его результаты, рекомендуемые нами к широкому использованию в практической сети, в частности в многопрофильном стационаре.
Таблица 3.1
Индикаторы качества лечебно – диагностического процесса в многопрофильном стационаре
Средний койко - день (сут.) |
|
Частота длительных госпитализаций (> 30 суток) % |
|
Оборот койки (чел.) |
|
Средний койко - день до операции (сут.) |
|
Средний койко - день после операции (сут.) |
|
Хирургическая активность (%) |
|
Общая частота внутрибольничной инфекции (ВБИ) в % |
|
Частота внутрибольничной инфекции после операций (%) |
|
Частота незапланированных возвратов в операционную (%) |
|
Частота незапланированных ранних регоспитализаций (%) |
|
Частота переводов на лечение в другие ЛПУ (%) | |
|
Положительный исход лечения (%) |
|
Отрицательный (не смертельный) исход лечения (%) |
|
Госпитальная летальность (%) |
|
Послеоперационная летальность (%) |
|
Расхождение до- и интраоперационного диагнозов (%) |
|
Полная удовлетворенность
пациента качеством лечебно- |
|
Желание повторно лечиться в том же ЛПУ (%) |
Эталонные значения индикаторов качества для всего лечебно- профилактического учреждения устанавливаются с учетом аналогичных показателей ведущих Российских клиник, а также местных возможностей учреждения. Для подразделений определение эталонных значений индикаторов производится в следующем порядке. Прежде всего, рассчитывается среднее количество пролеченных больных с конкретной нозологической формой в течение определенного промежутка времени (месяц, квартал, год). Для каждой из нозологических форм устанавливаются эталонные значения индикаторов качества. Затем вычисляются суммарные эталонные значения с учетом удельного веса нозологической единицы и ассоциированных с ней значений индикаторов качества лечебно - диагностического процесса. Журналы внутренней экспертизы качества являются основной формой независимого объективного анализа работы подразделений ЛПУ.
Необходимость
в журналах внутренней
Таблица 3.2
Структура журнала внутреннего контроля качества медицинской помощи в подразделении ЛПУ
Индикатор качества |
Эталон |
Значение за мес. |
Отклонение от эталона (+/-) |
Причина отклонения от эталона в лучшую сторону (достижения) |
Причина отклонения от эталона в худшую сторону (дефекты) |
Анализ дефектов и достижений |
Анализ мнения
пациентов о качестве оказываемых
медицинских услуг
Кроме того, обязательным в оценке является ежеквартальный анализ мнения пациентов и его смещение при переменах в организации лечебно - диагностического процесса. Главным способом формирования необходимого уровня мотивации у сотрудников к качественной работе на этапе обеспечения качества является их материальное стимулирование. В условиях крайнего дефицита бюджетного финансирования предлагается единственно реально возможный путь решения этого вопроса - оказание платных высокотехнологичных медицинских услуг населению. С этой целью необходимо создать рабочую группу из заместителей главного врача и заведующих профильными отделениями. Рабочей группе в максимально короткие сроки следует разработать перечень платных услуг. При этом операции, манипуляции и диагностические процедуры, входящие в предлагаемый перечень, должны отвечать следующим требованиям: иметь альтернативную замену с такой же клинической результативностью, содержать элементы высокой технологичности и характеризоваться результатами, которые не уступают общероссийским.
Непосредственное внедрение индустриальной модели проводится в двух направлениях: социальном и медико - технологическом.
Мы рассмотрим социальное направление предусматривает определение политики в области качества как основного принципа работы; формирование динамических контрольных пределов индикаторов качества; переход от инспекционного контроля к самоконтролю; моральное и материальное стимулирование сотрудников; обучение пациента.
Прежде всего, лидером (руководителем) организации должны быть изложены основные принципы политики индустриального управления качеством на общем собрании трудового коллектива. В данном случае политика в области качества включает следующие направления:
1. Непрерывное повышение качества лечебно – диагностического процесса с учетом настоящих и будущих потребностей пациентов.
2. Вовлечение всего персонала в процесс управления качеством лечебно - диагностического процесса.
3. Постепенный
переход от массового
4. Определение
ведущей роли системного
5. Измерение
и статистический анализ
6. Широкая поддержка
руководством достижений в
Каждый из пунктов политики в области качества должен быть подробно освящен руководителем. После выступления лидера на расширенном собрании трудового коллектива программу в области качества необходимо распространить в подразделениях лечебно- профилактического учреждения. Затем на местах рекомендуется провести обсуждение ее основных пунктов.