Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохр.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

В последующем  коренным образом следует изменить принципы оценки и контроля качества. При этом регистрируются отклонения не от эталонных значений индикаторов качества, а от их контрольных пределов. Последние заявляются не на основе общеизвестных значений показателей, а с учетом достигнутых в работе ЛПУ конкретных величин и их прогнозируемого улучшения при имеющихся ресурсах.

Вовлечение  в процесс контроля и оценки всех участников процесса (после обучения сотрудников) является главным элементом  модели непрерывного повышения качества. Целесообразно использовать следующие направления работы персонала в сфере оценки и контроля качества:

1. Четкое понимание  целей и задач организации,  объективная оценка собственной  роли в общей системе управления  качеством и в рамках своего  подразделения.

2. Независимая (от руководителя подразделения, лидера организации и его заместителей) самооценка и самоконтроль каждого из этапов своей деятельности, деятельности своих коллег и оценка процессов в целом на основе понимания значимости важнейших индикаторов качества и структуры процессов.

3. Реакция персонала  в виде корректирующих действий: определение и устранение истинных  причин отклонений самостоятельно, а если это невозможно, то инициация  создания рабочей группы для  усовершенствования процесса.

4. Реакция персонала в виде предупреждающих действий: прогнозирование возможных дефектов в перспективе на основе анализа настоящих результатов.

Каждый из вышеперечисленных  пунктов постоянно доводится  до каждого сотрудника учреждения лидером  организации, его заместителями  и руководителями подразделений.

Таким образом, структура управления качеством  в рамках модели непрерывного повышения  качества, в частности, индустриальной модели, предусматривает переход  от бюрократической (иерархической) системы  к органической (адаптивной), имеющей децентрализованную организацию. Отличительным признаком адаптивной структуры управления является отказ от бюрократических отношений, сокращение числа иерархических уровней, усиление горизонтальных взаимосвязей и улучшение внутренних информационных потоков. Из существующих типов адаптивных управленческих систем лучше всего использовать командную структуру. В ее основе лежат командная работа и индивидуальная ответственность за общий результат. При этом команда формируется для решения определенных задач в зависимости от поставленной цели. В ряде случаев команда образовывается в рамках уже существующих организационных структур по многофункциональному принципу (команды - на всех уровнях). Для решения некоторых задач можно использовать сетевую структуру организации команды, когда число управленческого аппарата сокращается до минимума. Формирование команд для решения текущих и стратегических задач по управлению качеством немыслимо без создания эффективных горизонтальных потоков информации. В основе взаимодействия между членами команды при этом лежат не только налаженные коммуникационные связи, но и обмен информацией с помощью имеющихся компьютерных сетей. Ключевыми вопросами в процессе обмена информацией являются знания (описательные и систематизированные данные), ресурсы учреждения, планируемые и используемые технологии работ.

Следует сразу  отметить, что даже после внедрения  индустриальной модели управления полностью  устранить инспекционный контроль на выходе и на отдельных этапах лечебно-диагностического процесса не удается. С одной стороны, это связано с постоянно существующей экспертизой качества в рамках системы обязательного медицинского страхования. Кроме того, ввиду слишком большой ответственности за конечный исход лечения, инспекционный контроль ключевых этапов лечебно - диагностического процесса со стороны администрации учреждения является необходимым.

Формирование  мотивации к качественному выполнению работы и к активному участию  в процессах управления качеством, равно как и развитие принципов  корпоративной культуры у сотрудников желательно осуществлять следующим образом:

1. Дальнейшее  систематическое обучение сотрудников  вопросам качества и управлению  качеством в медицине.

2. Текущее и  перспективное профессиональное  обучение персонала.

3. Целенаправленная поддержка администрацией ЛПУ новаторства и сотрудничества методами морального и материального стимулирования.

4. Демонстрация  достижений в области качества  на собраниях трудовых коллективов.

Залогом успешного  внедрения модели непрерывного повышения  качества является ответственность руководителя за проводимые преобразования, его одержимость идеей непрерывного повышения качества и подчинение данной политике деятельности всех структурных подразделений учреждения, обеспечение гарантий качественных медицинских услуг пациентам с учетом их явных и скрытых потребностей, удовлетворение сфер интересов, всех заинтересованных в качественных медицинских услугах сторон. Одержимость лидером концепцией непрерывного повышения качества должна демонстрироваться в каждом его действии, в каждом высказывании, в каждом издаваемом им директивном документе. Только в этом случае у сотрудников будет складываться мнение о том, что их деятельность немыслима без постоянного повышения качества медицинской помощи. С этой целью используются не только выступления на общих собраниях трудового коллектива, но и прямые контакты с персоналом каждого из подразделений в форме дискуссионных бесед. Основные решения администрации и основные вопросы рассматриваются исключительно с позиций повышения качества. В структуру текущего и стратегического плана работы учреждения следует включить центральным разделом - "Планирование в области качества". Слово "качество" не должно сходить с уст руководителя, оно должно занимать всю его жизнь, все мысли, все действия. И только тогда персонал может и должен проникнуться данной идеей, поняв, что, подчиняясь ей он делает свою жизнь интересной, полноценной и счастливой. Это неразрывно связано и с постоянным лидером самой организации. Смена руководителя на любом этапе проведения реформ может привести к краху всей модели управления.

Большое внимание следует уделить активному участию  самого больного в процессе управления качеством лечебно-диагностического процесса, что предусматривает следующее:

1. Обучение пациента  персоналом отделения наиболее важным для него вопросам в лечении и диагностике: это информация о возможных исходах, правилах приема лекарств, подготовке к исследованию или лечебной процедуре, поведении после выписки и т.д.

2. Обеспечение  безопасности пациента (мониторирование его важнейших функций, строгое соблюдение технологии обследования и лечения, доверительный контакт с больным для исключения возможности сокрытия новых жалоб).

В приложении 3 представлены разработанные нами и  предлагаемые для работы ИДЦ анкеты для опроса больных. Целью нашего социологического опроса является оценка качества предоставляемых нашим учреждением услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения в системе здравоохранения нашей  страны, происходящие сегодня в связи с рыночными преобразованиями в ее экономике, разрушили сложившуюся десятилетиями традицию бесплатного медицинского обслуживания. Одновременно очень остро встал вопрос об эффективности управления в данной сфере. Наиболее актуальным на сегодняшний день стал программно-целевой метод планирования развития отраслей народного хозяйства, в том числе и здравоохранения. 

Деятельность  ИОДЦ направлена на удовлетворение потребностей жителей в оказании качественных диагностических услуг. Настоящая работа посвящена разработке мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности деятельности Иркутского областного диагностического центра (ИОДЦ). Развитие этой организации не возможно без роста прибыльности. Такой рост, может быть достигнут в случае более полного удовлетворения потребностей населения в оказании качественных диагностических услуг, увеличения их количества и расширению спектра. Обеспечение этих требований делает необходимым разработку критериев оценки качества предоставляемым ИОДЦ услугам и оценку процесса управления.

В свою очередь для того, чтобы успешно планировать работу на ближайшую и отдаленную перспективу, менеджерам ИОДЦ необходимо отчетливо представлять состояние дел в отрасли и регионе, знать, как потребности жителей, так и возможности лечебных учреждений области по их обеспечению. Такую информацию можно получить из годовых отчетов лечебно-профилактических учреждений, предоставляемых ими в Комитет здравоохранения области. А так же руководство лечебных учреждений должно владеть информацией о действующих на территории национальных проектах, федеральных, областных и муниципальных программах развития здравоохранения в целом и отдельных его направлений.

В дипломном  проекте представлен анализ реализации национального проекта «Здоровье», по направлениям. А так же проведен анализ муниципальной программы города Иркутска о развитии муниципального здравоохранения. В качестве практического применения разработаны анкеты опроса больных как способ оценки эффективности деятельности лечебного учреждения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Экономические методы управления подразделе- 
    ниями ЛПУ // Здравоохранение РФ.-1996.-№5. -С.15 - 18.
  2. Анализ и оценка деятельности учреждений здравоохранения, их 
    подразделений и служб.- М.: ГРАНТЪ, 2002.- 504 с.
  3. Калашников В.В.Экономические методы в управлении здраво 
    охранением и в организации мед. помощи // Проблемы соц. гигиены, здраво 
    охранения и истории медицины.-2001.- №2. -С. 24-26.
  4. Канцедалова Е.Е. Анализ опыта управленческой деятельности 
    главной медсестры // Медицинская помощь.- 1999.- №2 - С. 14-16.
  5. Капитоненко   Н.А.   Разграничение   полномочий   в   управлении 
    здравоохранением//Экономика здравоохранения .-2003.-№7. -С. 34-35.
  6. Кларисс М. Менеджер здравоохранения это звучит //Мед.газета.- 
    2001.-№71(12 сент.). -С. 18-19.
  7. Концепция развития системы подготовки кадров для управления 
    здравоохранением // Вопросы организации и информатизации здравоохране- 
    ния.-2000.-№5.-С.74-75.
  8. Концепция развития системы подготовки кадров для управления 
    здравоохранением // Вопросы организации и информатизации здравоохране- 
    ния.-2000.-№5.-С.74-75.
  9. Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М., 1994.
  10. Лучкевич В.С., И.В. Поляков. Основы медицинского страхования в России. Санкт-Петербург, 1995г.
  11. Лучкевич В.С.. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.
  12. Лучкевич В.С.. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.
  13. Лучкевич, В.С.  Поляков И.В.. Основы медицинского страхования в России. Санкт-Петербург, 1995г.
  14. Миняев В.А., Вишняков Н.И. О системе подготовки будущих ру- 
    ководителей в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здраво 
    охранения и истории медицины.-2002.-№2. -С. 34-36.
  15. Мир медицины, №6 за 1997 год, стр.21-23. Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования.
  16. Назаренко Г.И., Принципы «Всеобщего управления качеством» и 
    опыт их использования в медицинском центре ЦБ РФ/ Г.И.Назаренко, А.А. 
    Кишкун //Клиническая лабораторная диагностика.-2001. - №8. .- С. 16
  17. Некоторые итоги применения новых методов управления здраво 
    охранением и его финансирования на территориальном уровне / В.И. Старо- 
    дубов, A.M. Таранов, и др.// Здравоохранение.- 2000
  18. Поляков И.В., Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.
  19. Правовые    основы    здравоохранения    в    России/    Под    ред. 
    Ю.Л.Шевченко.-М.:ГЭОТАР МЕДИЦИНА.-2000.
  20. Процессное управление в социальной сфере // Медицинская газе 
    та.- 2001. - № 87 ( 16 нояб.). -С. 34-35.
  21. Родионова В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях //Экономика и управление здравоохранением /под ред. Ю.П. Лисицына. - М., 1993, с.43-83//.
  22.  Селезнев В.Д., И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 1996г.
  23. Стародубов   В.И.,   Потапчик   Е.Г.   Процесс   децентрализации 
    управления и его влияние на систему здравоохранения. Пути совершенство 
    вания системы управления здравоохранением в федеративном государстве // 
    Вестник обязательного мед. страхования .- 2000.-№3
  24. Стародубов В.И.  О разумном сочетании административных и 
    экономических методов управления здравоохранением // Здравоохранение: 
    Журнал для руководителей и главного бухгалтера.-2000.-№2. -С. 12-16.
  25. Ушаков И.В. Эффективный менеджмент медицинской организа 
    ции/ И.В.Ушаков // Современные управленческие и диагностические техно 
    логии в практическом здравоохранении: Сб. науч. работ.- Иркутск: РИО 
    ИГИУВа, 2004.- С. 3- 8
  26. Шейман И.М. Новая роль органов управления здравоохранением. 
    // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 
    1995.-№6. -С. 36.
  27. Щепин О.П., Овчаров В.К. Управление здравоохранением как 
    наука, специальность и предмет преподавания //Проблемы социальной ги- 
    гиены, здравоохранения и истории медицины.- 1999.-№6. -С. 34-36.
  28. http://www.intensive.ru
  29. http://mzsrrf.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ




Информация о работе Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения