Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохр.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших  направлений работы амбулаторно-поликлинических  учреждений здравоохранения является диспансеризация населения, направленная на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний на основе непрерывного наблюдения за больными, условиями их жизни и труда, активное выявление болезней на ранних стадиях, своевременное их лечение.

Под диспансерным наблюдением в муниципальных  поликлиниках в 2005 году состояло 233126 больных, из них 39135 детей, 15078 подростков, 178913 взрослых.

Охват диспансерным наблюдением всех больных составил 22,3%, в том числе детей с хронической  патологией - 16,8%, подростков - 23,9%, взрослых 23,8%, что соответствует существующим нормативам. Но при таких заболеваниях, как сахарный диабет, бронхиальная астма, злокачественные новообразования, туберкулез, инфаркт миокарда, острые нарушения мозгового кровообращения, охват диспансерным наблюдением составляет 100%.

Диспансерным  наблюдением в 100% охвачены также дети, женщины во время беременности, работники вредных производств, инвалиды, ветераны.

Однако недостаточно еще поставлена работа по осуществлению  диспансерного наблюдения больных  трудоспособного возраста, в том  числе работников бюджетной сферы.

Одной из проблем  амбулаторно-поликлинического звена  вследствие дефицита кадров является очередность к врачам-специалистам.

С этой целью  Концепцией предусмотрены: интенсификация и упорядочение работы специалистов и дальнейшее внедрение общеврачебных  практик.

Планируется привлечение  для работы в поликлиниках врачей-совместителей  из стационаров и кафедральных работников для консультаций.

Особое внимание в Концепции уделено проблеме управления качеством медицинской  помощи в первичном звене городского здравоохранения.

Путями этапного решения данной проблемы определены: повсеместное внедрение стандартов оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и постоянный контроль за их выполнением, подготовка и повышение квалификации медицинских работников, анализ качества работы медицинских кадров поликлиник, в том числе по результатам анкетирования населения и непосредственных встреч и телефонных обращений населения к руководству поликлиник.

В рамках реализации Концепции предусмотрен постоянный мониторинг укомплектованности участковыми  врачами и медицинскими сестрами.

Укрепление  материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений будет осуществляться за счет средств бюджета города Иркутска в рамках выделенного финансирования на эти цели, а также за счет средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

С целью профилактики негативных тенденций развития эпидемического процесса по отдельным инфекциям и осложнений санитарно-эпидемиологической обстановки необходимо предусмотреть продолжение иммунизации подростков и лиц из других групп риска против вирусного гепатита B, которое позволит перевести это заболевание в группу управляемых инфекций с соответствующим показателем менее 10 на 100 тыс. населения, или на 30% меньше показателя 2004 г. (13,2); проведение иммунизации против гриппа лиц из числа контингентов высокого риска неблагоприятных последствий данного заболевания для уменьшения уровня осложнений. Необходимо также предусмотреть комплекс противоэпидемических мер по распространению брюшного тифа, в том числе обязательное фагирование контактных и вакцинацию групп риска недопущения повторных случаев в очагах; проведение медицинского осмотра и санитарной обработки и вакцинации лиц без определенного места жительства.

 

Скорая и  неотложная медицинская помощь

 

Медико-социальная значимость проблемы оказания скорой и неотложной медицинской помощи сохраняет свою актуальность. С целью  повышения качества оказания скорой медицинской помощи начиная с 1999 года в г. Иркутске действуют муниципальные  программы "Совершенствование организации скорой медицинской помощи населению г. Иркутска". В рамках реализации программ проводилось оснащение бригад скорой помощи наркозно-дыхательной аппаратурой, электрокардиографами, аппаратами искусственной вентиляции легких, спецодеждой, автотранспортом и другим оборудованием.

В результате наметилась тенденция к снижению числа вызовов  населения, снижение времени прибытия бригад к месту вызова. Так, число  вызовов на 1 жителя в год снизилось  с 0,41 в 2003 году до 0,39 в 2005 году, своевременность доезда увеличилось до 96,8% (в 2004 г. - 93,7%).

Существующими проблемами службы скорой медицинской  помощи в настоящее время являются недостаточное количество выездных специализированных бригад и их оснащение  медицинским оборудованием. Остается достаточно высоким износ автомобильного транспорта и средств связи. Все это оказывает влияние на своевременность и качество оказания неотложной помощи.

Совершенствование службы скорой и неотложной медицинской  помощи предусматривает:

- модернизацию  и развитие системы связи;

- приобретение  санитарного автотранспорта;

- улучшение  материально-технического состояния  зданий и сооружений подстанций "скорой";

- приобретение  медицинского оборудования для  дооснащения линейных и специализированных  бригад;

- подготовку  и переподготовку кадров.

Укрепление  материально-технической базы городской  службы скорой и неотложной медицинской  помощи будет осуществляться за счет средств бюджета города Иркутска в рамках выделенного финансирования на эти цели, а также за счет средств  федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (приобретение санитарного автотранспорта).

Реализация  указанных мероприятий будет  способствовать оптимизации медицинского обеспечения населения скорой медицинской  помощью за счет повышения оперативности и качества работы выездных бригад, организационных преобразований и автоматизации процесса управления.

 

Охрана здоровья матери и ребенка

 

Охрана здоровья матери и ребенка является одним  из приоритетных направлений деятельности муниципального здравоохранения.

В рамках муниципальных  программ "Охрана репродуктивного  здоровья", "Здоровый ребенок" был выполнен ряд организационных  мероприятий, укрепление материально-технической  базы муниципальных учреждений, позволившие  улучшить основные индикаторные показатели службы "Охрана материнства и детства".

В муниципальных  учреждениях родовспоможения увеличилось  количество родов на 9,2% по сравнению  с 2003 годом, снизилась перинатальная  смертность с 11,0 в 2003 году до 6,9 в 2005 году, младенческая смертность с 10,3 на 1000 родившихся в 2003 году до 9,6 в 2005 году, что ниже показателей младенческой смертности по Сибирскому федеральному округу (12,2), Иркутской области (12,1) и Российской Федерации (11,0).

В акушерских стационарах  города организовано несколько палат совместного пребывания матери и ребенка, что позволило в 3 раза сократить гнойно-септические осложнения для новорожденных.

До 46% гинекологических операций проводится лапароскопическим  методом. В случаях с внематочной  беременностью до 30% проводятся органосохраняющие операции, сохраняющие репродуктивное здоровье женщин.

В городе организована служба детской и подростковой гинекологии.

Внедрение современных  методов лечения и выхаживания  глубоко недоношенных, маловесных детей  позволило в 2005 году выжить 50% детей с экстремально низкой массой тела.

В целях повышения  результативности профилактической работы проводится ежегодная диспансеризация  детей. В 2005 году свыше 105 тысяч детей  осмотрено педиатром и узкими специалистами, что составляет 98,2% от всех детей, подлежащих осмотру.

Результатом проводимой диспансеризации детского населения  явилось снижение как общей заболеваемости детей за последние 3 года (2003 г. - 265713 на 100 тыс. детского населения; 2005 г. - 252882 на 100 тыс. детского населения), так и заболеваемости по основным нозологическим формам. Существенно снизилась и заболеваемость детей первого года жизни - с 287228 на 100 тыс. детей первого года жизни в 2003 г. до 266534 в 2005 г.

Наряду с  этим заболеваемость детей и подростков остается на достаточно высоком уровне, наметилось увеличение детской инвалидности, отмечается рост отклонений в состоянии здоровья детей школьного возраста, вырос показатель школьного травматизма. В группе новорожденных детей значительный процент заболеваний возникает вследствие внутриутробной инфекции и гипоксии в период беременности и родов. Сохраняется высокий уровень экстрагенитальной патологии беременных женщин.

Существующими проблемами службы охраны материнства  и детства являются неполное обеспечение отделений интенсивной терапии новорожденных дыхательной и следящей аппаратурой, акушерские стационары недостаточно обеспечены медикаментами для выхаживания маловесных детей.

Женские консультации поликлиник недостаточно обеспечены аппаратами ультразвуковой диагностики, что не позволяет добиться 100% УЗИ-скрининга беременных.

Реализация  программных мероприятий в рамках настоящей Концепции позволит решить вопросы:

- повышения  качества лечебно-диагностического  процесса в учреждениях детства  и родовспоможения;

- сохранения  и укрепления здоровья детей  и подростков на всех этапах  их развития;

- сохранения  и укрепления здоровья женщин, в том числе беременных, и репродуктивного  здоровья населения;

- проведения  санитарно-гигиенического обучения  женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;

- снижения показателей  материнской, младенческой и детской  заболеваемости и смертности;

- предупреждения  инвалидности у детей;

- совершенствования оказания стационарной помощи при гинекологических заболеваниях.

Медицина в  школе

 

По состоянию  на 01.01.2005 под медицинским наблюдением  городских лечебно-профилактических учреждений находится 92432 ребенка в  возрасте с 0 до 14 лет включительно, из которых 87876 человек (95,1%) обучаются в муниципальных образовательных учреждениях.

В составе детских  поликлиник 12 отделений организации  медицинской помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях  осуществляют медицинское обслуживание 117 дошкольных и 70 школьных учреждений. В 2005 году укомплектованность штатных должностей в образовательных учреждениях составляла по врачам-педиатрам 69,1%, по средним медицинским работникам - 49,2%.

За последние  годы в рамках реализации мероприятий  целевой муниципальной программы "Здоровый ребенок" все медицинские кабинеты школ переоснащены необходимым медицинским оборудованием, в школьные стоматологические кабинеты приобретены современные стоматологические установки.

В настоящее  время практически все поликлиники города имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах школ в каждом образовательном учреждении.

Существующая  система организации оказания амбулаторно-поликлинической  помощи детям позволяет осуществлять многопрофильную, квалифицированную и, в первую очередь, профилактическую помощь учащимся образовательных учреждений. Медицинскими работниками осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся детей и подростков с проведением ежегодных профилактических осмотров, мониторинга физического развития и диспансерного наблюдения за детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Несмотря на то, что достигнуты очевидные успехи в деле поддержания здоровья школьников, требуется постоянная оптимизация  и модернизация подходов к деятельности школьной медицины, в том числе по совершенствованию существующей системы повышения профессионального уровня медицинских работников и педагогов по вопросам школьной медицины. В этом плане актуально создание учебно-методического пособия для врачей по проблемам школьной медицины.

Программные мероприятия  позволят качественно повысить уровень  профессиональной деятельности школьных врачей и привлечь новые кадры.

 

Лечебно-профилактическое и реабилитационное обеспечение  ветеранов

 

Совершенствованию медицинского обеспечения ветеранов  и инвалидов Великой Отечественной  войны уделяется особое внимание.

Под наблюдением  муниципальных лечебно-профилактических учреждений в 2005 г. состоял 551 инвалид  и 1946 участников Великой Отечественной войны, 152 воина-интернационалиста.

Ежегодно диспансерными  осмотрами охвачено до 98% участников и инвалидов войны.

Во всех поликлиниках города создан регистр льготных категорий, что дает возможность обеспечивать адресной медицинской и лекарственной  помощью каждого инвалида и участника Великой Отечественной войны. В амбулаторно-поликлинических учреждениях организован внеочередной прием инвалидов войн в день обращения, выделены специальные диспансерные дни для ветеранов, что позволяет исключить очереди для ветеранов к врачам-специалистам.

Диспансеризация инвалидов и участников Великой  Отечественной войны проводится также в период прохождения ими  стационарного лечения.

Стационарное  лечение в 2005 г. получили 878 инвалидов  и участников войны, из них 700 человек - в госпитале для ветеранов войн.

Проводится  целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы госпиталя  для ветеранов войн и городских  стационаров, имеющих в своем  составе отделения по предоставлению медицинской помощи ветеранам. Госпиталь и специализированные отделения городских стационаров оснащены необходимым оборудованием, позволяющим проводить весь объем лечебно-диагностических манипуляций.

Вместе с  тем при оказании медицинской  помощи инвалидам и участникам Великой  Отечественной войны имеют место отдельные недостатки. В ряде городских лечебно-профилактических учреждений имеются расхождения данных о количестве инвалидов и участников Великой Отечественной войны с городским регистром. Не всегда информация о внеочередном приеме инвалидов Великой Отечественной войны выделена из общего списка льготных категорий. В ряде случаев не полностью соблюдается комплексность осмотров, сохраняются отдельные недостатки и в лекарственном обеспечении ветеранов.

Информация о работе Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения