Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа
В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Одним из важнейших направлений работы амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения является диспансеризация населения, направленная на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний на основе непрерывного наблюдения за больными, условиями их жизни и труда, активное выявление болезней на ранних стадиях, своевременное их лечение.
Под диспансерным наблюдением в муниципальных поликлиниках в 2005 году состояло 233126 больных, из них 39135 детей, 15078 подростков, 178913 взрослых.
Охват диспансерным
наблюдением всех больных составил
22,3%, в том числе детей с
Диспансерным наблюдением в 100% охвачены также дети, женщины во время беременности, работники вредных производств, инвалиды, ветераны.
Однако недостаточно еще поставлена работа по осуществлению диспансерного наблюдения больных трудоспособного возраста, в том числе работников бюджетной сферы.
Одной из проблем
амбулаторно-поликлинического звена
вследствие дефицита кадров является
очередность к врачам-
С этой целью Концепцией предусмотрены: интенсификация и упорядочение работы специалистов и дальнейшее внедрение общеврачебных практик.
Планируется привлечение для работы в поликлиниках врачей-совместителей из стационаров и кафедральных работников для консультаций.
Особое внимание в Концепции уделено проблеме управления качеством медицинской помощи в первичном звене городского здравоохранения.
Путями этапного решения данной проблемы определены: повсеместное внедрение стандартов оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и постоянный контроль за их выполнением, подготовка и повышение квалификации медицинских работников, анализ качества работы медицинских кадров поликлиник, в том числе по результатам анкетирования населения и непосредственных встреч и телефонных обращений населения к руководству поликлиник.
В рамках реализации Концепции предусмотрен постоянный мониторинг укомплектованности участковыми врачами и медицинскими сестрами.
Укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений будет осуществляться за счет средств бюджета города Иркутска в рамках выделенного финансирования на эти цели, а также за счет средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
С целью профилактики негативных тенденций развития эпидемического процесса по отдельным инфекциям и осложнений санитарно-эпидемиологической обстановки необходимо предусмотреть продолжение иммунизации подростков и лиц из других групп риска против вирусного гепатита B, которое позволит перевести это заболевание в группу управляемых инфекций с соответствующим показателем менее 10 на 100 тыс. населения, или на 30% меньше показателя 2004 г. (13,2); проведение иммунизации против гриппа лиц из числа контингентов высокого риска неблагоприятных последствий данного заболевания для уменьшения уровня осложнений. Необходимо также предусмотреть комплекс противоэпидемических мер по распространению брюшного тифа, в том числе обязательное фагирование контактных и вакцинацию групп риска недопущения повторных случаев в очагах; проведение медицинского осмотра и санитарной обработки и вакцинации лиц без определенного места жительства.
Скорая и неотложная медицинская помощь
Медико-социальная значимость проблемы оказания скорой и неотложной медицинской помощи сохраняет свою актуальность. С целью повышения качества оказания скорой медицинской помощи начиная с 1999 года в г. Иркутске действуют муниципальные программы "Совершенствование организации скорой медицинской помощи населению г. Иркутска". В рамках реализации программ проводилось оснащение бригад скорой помощи наркозно-дыхательной аппаратурой, электрокардиографами, аппаратами искусственной вентиляции легких, спецодеждой, автотранспортом и другим оборудованием.
В результате наметилась тенденция к снижению числа вызовов населения, снижение времени прибытия бригад к месту вызова. Так, число вызовов на 1 жителя в год снизилось с 0,41 в 2003 году до 0,39 в 2005 году, своевременность доезда увеличилось до 96,8% (в 2004 г. - 93,7%).
Существующими проблемами службы скорой медицинской помощи в настоящее время являются недостаточное количество выездных специализированных бригад и их оснащение медицинским оборудованием. Остается достаточно высоким износ автомобильного транспорта и средств связи. Все это оказывает влияние на своевременность и качество оказания неотложной помощи.
Совершенствование службы скорой и неотложной медицинской помощи предусматривает:
- модернизацию и развитие системы связи;
- приобретение санитарного автотранспорта;
- улучшение
материально-технического
- приобретение
медицинского оборудования для
дооснащения линейных и
- подготовку и переподготовку кадров.
Укрепление материально-технической базы городской службы скорой и неотложной медицинской помощи будет осуществляться за счет средств бюджета города Иркутска в рамках выделенного финансирования на эти цели, а также за счет средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (приобретение санитарного автотранспорта).
Реализация указанных мероприятий будет способствовать оптимизации медицинского обеспечения населения скорой медицинской помощью за счет повышения оперативности и качества работы выездных бригад, организационных преобразований и автоматизации процесса управления.
Охрана здоровья матери и ребенка
Охрана здоровья матери и ребенка является одним из приоритетных направлений деятельности муниципального здравоохранения.
В рамках муниципальных программ "Охрана репродуктивного здоровья", "Здоровый ребенок" был выполнен ряд организационных мероприятий, укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений, позволившие улучшить основные индикаторные показатели службы "Охрана материнства и детства".
В муниципальных
учреждениях родовспоможения
В акушерских стационарах города организовано несколько палат совместного пребывания матери и ребенка, что позволило в 3 раза сократить гнойно-септические осложнения для новорожденных.
До 46% гинекологических операций проводится лапароскопическим методом. В случаях с внематочной беременностью до 30% проводятся органосохраняющие операции, сохраняющие репродуктивное здоровье женщин.
В городе организована служба детской и подростковой гинекологии.
Внедрение современных методов лечения и выхаживания глубоко недоношенных, маловесных детей позволило в 2005 году выжить 50% детей с экстремально низкой массой тела.
В целях повышения результативности профилактической работы проводится ежегодная диспансеризация детей. В 2005 году свыше 105 тысяч детей осмотрено педиатром и узкими специалистами, что составляет 98,2% от всех детей, подлежащих осмотру.
Результатом проводимой диспансеризации детского населения явилось снижение как общей заболеваемости детей за последние 3 года (2003 г. - 265713 на 100 тыс. детского населения; 2005 г. - 252882 на 100 тыс. детского населения), так и заболеваемости по основным нозологическим формам. Существенно снизилась и заболеваемость детей первого года жизни - с 287228 на 100 тыс. детей первого года жизни в 2003 г. до 266534 в 2005 г.
Наряду с этим заболеваемость детей и подростков остается на достаточно высоком уровне, наметилось увеличение детской инвалидности, отмечается рост отклонений в состоянии здоровья детей школьного возраста, вырос показатель школьного травматизма. В группе новорожденных детей значительный процент заболеваний возникает вследствие внутриутробной инфекции и гипоксии в период беременности и родов. Сохраняется высокий уровень экстрагенитальной патологии беременных женщин.
Существующими проблемами службы охраны материнства и детства являются неполное обеспечение отделений интенсивной терапии новорожденных дыхательной и следящей аппаратурой, акушерские стационары недостаточно обеспечены медикаментами для выхаживания маловесных детей.
Женские консультации поликлиник недостаточно обеспечены аппаратами ультразвуковой диагностики, что не позволяет добиться 100% УЗИ-скрининга беременных.
Реализация
программных мероприятий в
- повышения
качества лечебно-
- сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на всех этапах их развития;
- сохранения и укрепления здоровья женщин, в том числе беременных, и репродуктивного здоровья населения;
- проведения
санитарно-гигиенического
- снижения показателей
материнской, младенческой и
- предупреждения инвалидности у детей;
- совершенствования оказания стационарной помощи при гинекологических заболеваниях.
Медицина в школе
По состоянию
на 01.01.2005 под медицинским наблюдением
городских лечебно-
В составе детских
поликлиник 12 отделений организации
медицинской помощи детям и подросткам
в общеобразовательных
За последние годы в рамках реализации мероприятий целевой муниципальной программы "Здоровый ребенок" все медицинские кабинеты школ переоснащены необходимым медицинским оборудованием, в школьные стоматологические кабинеты приобретены современные стоматологические установки.
В настоящее
время практически все поликлин
Существующая система организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям позволяет осуществлять многопрофильную, квалифицированную и, в первую очередь, профилактическую помощь учащимся образовательных учреждений. Медицинскими работниками осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся детей и подростков с проведением ежегодных профилактических осмотров, мониторинга физического развития и диспансерного наблюдения за детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Несмотря на то, что достигнуты очевидные успехи в деле поддержания здоровья школьников, требуется постоянная оптимизация и модернизация подходов к деятельности школьной медицины, в том числе по совершенствованию существующей системы повышения профессионального уровня медицинских работников и педагогов по вопросам школьной медицины. В этом плане актуально создание учебно-методического пособия для врачей по проблемам школьной медицины.
Программные мероприятия позволят качественно повысить уровень профессиональной деятельности школьных врачей и привлечь новые кадры.
Лечебно-профилактическое и реабилитационное обеспечение ветеранов
Совершенствованию
медицинского обеспечения ветеранов
и инвалидов Великой
Под наблюдением
муниципальных лечебно-
Ежегодно диспансерными осмотрами охвачено до 98% участников и инвалидов войны.
Во всех поликлиниках города создан регистр льготных категорий, что дает возможность обеспечивать адресной медицинской и лекарственной помощью каждого инвалида и участника Великой Отечественной войны. В амбулаторно-поликлинических учреждениях организован внеочередной прием инвалидов войн в день обращения, выделены специальные диспансерные дни для ветеранов, что позволяет исключить очереди для ветеранов к врачам-специалистам.
Диспансеризация инвалидов и участников Великой Отечественной войны проводится также в период прохождения ими стационарного лечения.
Стационарное лечение в 2005 г. получили 878 инвалидов и участников войны, из них 700 человек - в госпитале для ветеранов войн.
Проводится целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы госпиталя для ветеранов войн и городских стационаров, имеющих в своем составе отделения по предоставлению медицинской помощи ветеранам. Госпиталь и специализированные отделения городских стационаров оснащены необходимым оборудованием, позволяющим проводить весь объем лечебно-диагностических манипуляций.
Вместе с тем при оказании медицинской помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны имеют место отдельные недостатки. В ряде городских лечебно-профилактических учреждений имеются расхождения данных о количестве инвалидов и участников Великой Отечественной войны с городским регистром. Не всегда информация о внеочередном приеме инвалидов Великой Отечественной войны выделена из общего списка льготных категорий. В ряде случаев не полностью соблюдается комплексность осмотров, сохраняются отдельные недостатки и в лекарственном обеспечении ветеранов.