Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохр.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Низкая укомплектованность учреждений амбулаторно-поликлинической сети участковыми врачами, врачами-специалистами также оказывает негативное влияние на организацию медицинской помощи ветеранам.

Высокая медико-социальная значимость данного аспекта работы системы городского здравоохранения  обуславливает необходимость реализации комплекса программных мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, улучшение качества их жизни.

2.2. Характеристика организационной  и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра

Иркутский диагностический  центр - одно из ведущих учреждений России, известное не только своей  современной диагностической базой, но и новейшими информационными  технологиями, сочетающимися с нестандартными управленческими подходами.

При финансовой поддержке ЭКСИМБАНКА Японии, бюджетов г. Иркутска и Иркутской области, за относительно короткий срок, (1,5 года) удалось построить и оснастить  современным оборудованием уникальное не только для Сибири и Дальнего Востока, но и для всей России медицинское учреждение. Совместные усилия Администрации Иркутской области, лично губернатора Бориса Александровича Говорина и японской фирмы «Марубени корпорейшн» позволили обеспечить с открытием Центра быстрый и качественный скачок в уровне оказания медицинской помощи всему 2,7 миллионному населению Иркутской области. Иркутский областной диагностический центр (открыт 10 июля 1999 г.) - самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированную диагностическую, консультативную и лечебную помощь населению Иркутской области, других регионов России и стран зарубежья.

Сегодня диагностический  центр - это 407 сотрудников (из них 106 врачей, 125 медсестер), 8 лечебно-диагностических  отделов (лабораторный, консультативный, эндоскопии, функциональной, лучевой и ультразвуковой диагностики, патоцитоморфология, стационар краткосрочного пребывания), 92 врачебных кабинета, около 1000 различных лечебно-диагностических методов, из которых 253 выполняется только в Центре. В настоящее время ежедневно в Центре проходят обследование и лечение более 1200 человек, жителей Иркутской области, других регионов Российской Федерации, Монголии и Китая и других стран.

Основными принципами работы Центра являются онконастороженность и максимально ранняя морфологическая верификация диагноза на амбулаторном этапе. Благодаря такому подходу,  онкологические  заболевания  в 32% случаях выявляются  на самых ранних стадиях (по России в среднем 5-7%), что значительно улучшает при специфическом лечении качество жизни пациентов.

Диагностический центр оснащен самым современным  медицинским оборудованием ведущих  мировых производителей - ТОШИБА, АЛОКА, ОЛИМПАС, НИХОН КОДЕН, ФУКУДА, САКУРА (ЯПОНИЯ), БЕКМАН-КУЛЬТЕР, ЛУНАР (США), ФИЛИПС, МАРКЕТ-ХЕЛИГЭ, ЛЕЙКА, ЭРИХ ЕГЕР (ГЕРМАНИЯ), РОШ (Швейцария) и др. Концентрация высокотехнологичных и высокоинформативных диагностических приборов последнего поколения, уникальная для всего региона, позволяет осуществлять лечебно-диагностический процесс на мировом уровне.

В Иркутском  диагностическом центре впервые  в России в медицинском учреждении создан отдел управления и оценки качества, а также внедрена система  всеобщего управления качеством. Ведется  активная работа по приведению стандартов проведения исследований в соответствии с международными (ИСО 9001:2000), сформулирована политика в области качества.

Центр занимается не только лечебно-диагностической  деятельностью, но и научно-образовательной. В Центре работает 2 доктора наук, 16 кандидатов наук. Идет работа над 4 докторскими и 12 кандидатскими диссертациями. На базе Центра организованы кафедра лабораторной диагностики, кафедра семейной медицины, курс эндоскопии, курс ультразвуковой диагностики. Основным принципом работы Центра является максимальное удовлетворение потребности пациентов в качественной медицинской помощи. На это направлены все технологии, в том числе управленческие, финансовые, экономические, компьютерные. Для качественной работы врачи имеют серьезную мотивацию - достойную зарплату (одну из самых высоких среди медицинских работников региона), им гарантируется и дополнительный социальный пакет. Все это обеспечивает высокую социальную защищенность сотрудников центра. Социальная политика центра - это политика высокой социальной ответственности. Важным фактором успеха Центра является непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников. Специалисты Центра проходят стажировку в Москве, Санкт - Петербурге, Японии, Германии, Франции, США.

В Центре собственными силами разработана и внедрена уникальная информационная система, объединяющая в единое информационное пространство все сферы деятельности. Электронная карта пациента позволила отказаться от бумажных носителей, вся информация о почти 350000 пациентах хранится в on-line в базе данных огромной емкости, в том числе протоколы, графики, снимки различных исследований и эта база постоянно увеличивается. Современные телемедицинские технологии и цифровые каналы связи (IP, ISDN) позволяют проводить отдаленные консультации сложных пациентов в крупнейших клиниках России и мира, как в off-line, так и в on-line режиме (за 3 года проведено более 400 телеконсультаций).

Иркутском диагностическом  центре эффективно используются современные  управленческие технологии, такие как  реинжиниринг бизнес - процессов, бенчмаркинг, цикл PDCA, управление персоналом, логистика, инновационный менеджмент и пр. Так, результатом инновационной деятельности управленческого характера стало создание новой системы управления Центра, принципами которой являются:

1) социальная  ответственность как в отношении к внешней, так и в отношении к внутренней среде;

2) баланс между  социальной, медицинской и экономической  эффективностью;

3) ответственность  высшего руководства за качество;

4) максимальное  удовлетворение потребностей потребителей  медицинских услуг;

5) вовлечение  всего коллектива в управление  ИДЦ;

6) непрерывное  улучшение всех процессов;

7) новаторство. 

Создание Диагностического центра органически вписывается  в программу реформирования здравоохранения  России. Сведение до минимума госпитального этапа диагностики значительно сокращает пребывание пациента на койке (практически в два раза), что приводит к резкому снижению материальных затрат. А оптимизация диагностического процесса обеспечивает преемственность с медицинскими учреждениями любого уровня и позволяет значительно снизить себестоимость диагностических и лечебных манипуляций.

В таблице 2.7  представлен удельный вес работников диагностического центра имеющих квалификационные категории за последние пять лет. Количество врачей с высшей категорией значительно увеличилось к 2005 году  если сравнивать с показателями за 2001 год и составляет 44,8% от общего числа. Тоже можно сказать и о среднем персонале, который с каждым  годом повышает свою категорию, и % сотрудников центра за 2001 год составил 9,8% относительно 2005 года, где показатели возросли до 21,2. Из таблицы 2.7 достаточно хорошо видно, что уровень высококвалифицированных работников диагностического центра находится на очень высокой ступени здравоохранения в целом. Значит и уровень обслуживания и предоставления качественной, квалифицированной медицинской помощи тоже на высоком уровне.

Таблица 2.7

Удельный вес  медицинских работников имеющих  квалификационную категорию  (% от общего числа)

Категории

мед.персонала

Высшая категория

2001

2002

2003

2004

2005

врачи

27,7

29,8

37,7

40,4

44,8

средний мед.

 Персонал

9,8

13,3

16,3

19,2

21,2

 

Первая категория

Категории

мед.персонала

2001

2002

2003

2004

2005

врачи

38,6

27,9

27,1

24,8

25

средний мед.

 Персонал

23,9

23,8

24

28,8

34,6

 

Вторая категория

Категории

мед.персонала

2001

2002

2003

2004

2005

врачи

18,1

19,2

20,8

18,3

17,2

средний мед.

 Персонал

15,2

21,9

26,9

33,7

28,8


 

В таблице 2.8 приведено  количество врачей с категорией, без  категории и врачей, имеющих сертификат специалиста, за период, начиная с 2001 года по конец 2005 года. Проведя сравнительный анализ, мы видим, что количество врачей имеющих данные категории и врачей, имеющих сертификаты специалиста, увеличивается, а количество врачей без категории уменьшается. Также здесь видно, что количество врачей с высшей категорией к концу 2005 года составило 52 человека. Это значит, что больше половины врачебного состава это высококвалифицированные врачи.

Таблица 2.8

Показатели  численности врачей

 

2001

2002

2003

2004

2005

Число врачей на конец года

83

104

106

109

116

Высшая категория

23

31

40

44

52

Первая  категория

32

29

23

27

29

Вторая   категория

15

20

22

20

20

Без категории

13

24

21

18

15

Имеют сертификат специалиста

83

104

106

109

116




 

Средний медицинский  персонал также имеет тенденцию к увеличению числа работников с высшей категорией. В таблице 2.9  число медработников с высшей категорией составляет 22 сотрудника центра в 2005 году, в сравнении с 2001 годом количество составляло 9 человек. Отсюда напрашивается вывод, что на базе  Иркутского диагностического  центра научили и проквалифицировали достаточно большое количество сотрудников за последние пять лет. 

Таблица 2.9

Показатели численности среднего мед. персонала

 

2001

2002

2003

2004

2005

Число средних  медработников

 на конец  года

92

105

104

110

115

Высшая категория

9

14

17

20

22

Первая  категория

22

25

25

30

36

Вторая   категория

14

23

28

35

30

Без категории

47

43

34

25

27

Имеют сертификат специалиста

68

83

88

100

108




В таблице 2.10 представлен  анализ принятых пациентов за три года по районам Иркутской области. 

Таблица 2.10

Количество  принятых пациентов по районам Иркутской  области

Районы 

2003 

2004

2005 

Иркутск

77420

82733

85272

Иркутский р-он

3109

3427

3804

Ангарск и Ангарский  р-он

4242

4830

5563

Балаганский

460

431

439

Бодайбинский 

735

790

876

Братск

1301

1405

2564

Братский 

291

478

1543

Жигаловский

416

374

410

Заларинский

753

634

667

Зима

569

724

675

Зиминский

176

212

308

Казачинско-Ленский

402

540

540

Катангский

274

350

412

Качугский

663

825

800

Киренский

400

545

630

Куйтунский

560

583

552

Мамско-Чуйский

381

595

437

Нижне-Илимский

1235

1421

1547

Нижнеудинский

1049

1341

1396

Ольхонский

408

359

339

Саянск

1508

1647

1623

Слюдянский

1147

1266

1364

Тайшетский

822

923

899

Тулунский

1495

1744

1693

Усолье-Сибирское

1862

2176

2142

Усольский

1189

3596

1675

Усть-Илимский

909

1012

1107

Усть-Кутский

1255

1414

1450

Усть-Удинский

496

573

541

Черемховский

1802

2013

3353

Чунский

533

666

726

Шелеховский

3030

3375

4251

ИТОГО

110892

123001

129595

Информация о работе Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения