Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа
В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Низкая укомплектованность учреждений амбулаторно-поликлинической сети участковыми врачами, врачами-специалистами также оказывает негативное влияние на организацию медицинской помощи ветеранам.
Высокая медико-социальная значимость данного аспекта работы системы городского здравоохранения обуславливает необходимость реализации комплекса программных мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, улучшение качества их жизни.
Иркутский диагностический
центр - одно из ведущих учреждений
России, известное не только своей
современной диагностической
При финансовой
поддержке ЭКСИМБАНКА Японии, бюджетов
г. Иркутска и Иркутской области,
за относительно короткий срок, (1,5 года)
удалось построить и оснастить
современным оборудованием
Сегодня диагностический центр - это 407 сотрудников (из них 106 врачей, 125 медсестер), 8 лечебно-диагностических отделов (лабораторный, консультативный, эндоскопии, функциональной, лучевой и ультразвуковой диагностики, патоцитоморфология, стационар краткосрочного пребывания), 92 врачебных кабинета, около 1000 различных лечебно-диагностических методов, из которых 253 выполняется только в Центре. В настоящее время ежедневно в Центре проходят обследование и лечение более 1200 человек, жителей Иркутской области, других регионов Российской Федерации, Монголии и Китая и других стран.
Основными принципами работы Центра являются онконастороженность и максимально ранняя морфологическая верификация диагноза на амбулаторном этапе. Благодаря такому подходу, онкологические заболевания в 32% случаях выявляются на самых ранних стадиях (по России в среднем 5-7%), что значительно улучшает при специфическом лечении качество жизни пациентов.
Диагностический
центр оснащен самым
В Иркутском диагностическом центре впервые в России в медицинском учреждении создан отдел управления и оценки качества, а также внедрена система всеобщего управления качеством. Ведется активная работа по приведению стандартов проведения исследований в соответствии с международными (ИСО 9001:2000), сформулирована политика в области качества.
Центр занимается не только лечебно-диагностической деятельностью, но и научно-образовательной. В Центре работает 2 доктора наук, 16 кандидатов наук. Идет работа над 4 докторскими и 12 кандидатскими диссертациями. На базе Центра организованы кафедра лабораторной диагностики, кафедра семейной медицины, курс эндоскопии, курс ультразвуковой диагностики. Основным принципом работы Центра является максимальное удовлетворение потребности пациентов в качественной медицинской помощи. На это направлены все технологии, в том числе управленческие, финансовые, экономические, компьютерные. Для качественной работы врачи имеют серьезную мотивацию - достойную зарплату (одну из самых высоких среди медицинских работников региона), им гарантируется и дополнительный социальный пакет. Все это обеспечивает высокую социальную защищенность сотрудников центра. Социальная политика центра - это политика высокой социальной ответственности. Важным фактором успеха Центра является непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников. Специалисты Центра проходят стажировку в Москве, Санкт - Петербурге, Японии, Германии, Франции, США.
В Центре собственными силами разработана и внедрена уникальная информационная система, объединяющая в единое информационное пространство все сферы деятельности. Электронная карта пациента позволила отказаться от бумажных носителей, вся информация о почти 350000 пациентах хранится в on-line в базе данных огромной емкости, в том числе протоколы, графики, снимки различных исследований и эта база постоянно увеличивается. Современные телемедицинские технологии и цифровые каналы связи (IP, ISDN) позволяют проводить отдаленные консультации сложных пациентов в крупнейших клиниках России и мира, как в off-line, так и в on-line режиме (за 3 года проведено более 400 телеконсультаций).
Иркутском диагностическом центре эффективно используются современные управленческие технологии, такие как реинжиниринг бизнес - процессов, бенчмаркинг, цикл PDCA, управление персоналом, логистика, инновационный менеджмент и пр. Так, результатом инновационной деятельности управленческого характера стало создание новой системы управления Центра, принципами которой являются:
1) социальная ответственность как в отношении к внешней, так и в отношении к внутренней среде;
2) баланс между социальной, медицинской и экономической эффективностью;
3) ответственность
высшего руководства за
4) максимальное
удовлетворение потребностей
5) вовлечение всего коллектива в управление ИДЦ;
6) непрерывное улучшение всех процессов;
7) новаторство.
Создание Диагностического центра органически вписывается в программу реформирования здравоохранения России. Сведение до минимума госпитального этапа диагностики значительно сокращает пребывание пациента на койке (практически в два раза), что приводит к резкому снижению материальных затрат. А оптимизация диагностического процесса обеспечивает преемственность с медицинскими учреждениями любого уровня и позволяет значительно снизить себестоимость диагностических и лечебных манипуляций.
В таблице 2.7 представлен удельный вес работников диагностического центра имеющих квалификационные категории за последние пять лет. Количество врачей с высшей категорией значительно увеличилось к 2005 году если сравнивать с показателями за 2001 год и составляет 44,8% от общего числа. Тоже можно сказать и о среднем персонале, который с каждым годом повышает свою категорию, и % сотрудников центра за 2001 год составил 9,8% относительно 2005 года, где показатели возросли до 21,2. Из таблицы 2.7 достаточно хорошо видно, что уровень высококвалифицированных работников диагностического центра находится на очень высокой ступени здравоохранения в целом. Значит и уровень обслуживания и предоставления качественной, квалифицированной медицинской помощи тоже на высоком уровне.
Таблица 2.7
Удельный вес медицинских работников имеющих квалификационную категорию (% от общего числа)
Категории мед.персонала |
Высшая категория | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
врачи |
27,7 |
29,8 |
37,7 |
40,4 |
44,8 |
средний мед. Персонал |
9,8 |
13,3 |
16,3 |
19,2 |
21,2 |
Первая категория | |||||
Категории мед.персонала |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
врачи |
38,6 |
27,9 |
27,1 |
24,8 |
25 |
средний мед. Персонал |
23,9 |
23,8 |
24 |
28,8 |
34,6 |
Вторая категория | |||||
Категории мед.персонала |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
врачи |
18,1 |
19,2 |
20,8 |
18,3 |
17,2 |
средний мед. Персонал |
15,2 |
21,9 |
26,9 |
33,7 |
28,8 |
В таблице 2.8 приведено количество врачей с категорией, без категории и врачей, имеющих сертификат специалиста, за период, начиная с 2001 года по конец 2005 года. Проведя сравнительный анализ, мы видим, что количество врачей имеющих данные категории и врачей, имеющих сертификаты специалиста, увеличивается, а количество врачей без категории уменьшается. Также здесь видно, что количество врачей с высшей категорией к концу 2005 года составило 52 человека. Это значит, что больше половины врачебного состава это высококвалифицированные врачи.
Таблица 2.8
Показатели численности врачей
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Число врачей на конец года |
83 |
104 |
106 |
109 |
116 |
Высшая категория |
23 |
31 |
40 |
44 |
52 |
Первая категория |
32 |
29 |
23 |
27 |
29 |
Вторая категория |
15 |
20 |
22 |
20 |
20 |
Без категории |
13 |
24 |
21 |
18 |
15 |
Имеют сертификат специалиста |
83 |
104 |
106 |
109 |
116 |
Средний медицинский персонал также имеет тенденцию к увеличению числа работников с высшей категорией. В таблице 2.9 число медработников с высшей категорией составляет 22 сотрудника центра в 2005 году, в сравнении с 2001 годом количество составляло 9 человек. Отсюда напрашивается вывод, что на базе Иркутского диагностического центра научили и проквалифицировали достаточно большое количество сотрудников за последние пять лет.
Таблица 2.9
Показатели численности среднег
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Число средних медработников на конец года |
92 |
105 |
104 |
110 |
115 |
Высшая категория |
9 |
14 |
17 |
20 |
22 |
Первая категория |
22 |
25 |
25 |
30 |
36 |
Вторая категория |
14 |
23 |
28 |
35 |
30 |
Без категории |
47 |
43 |
34 |
25 |
27 |
Имеют сертификат специалиста |
68 |
83 |
88 |
100 |
108 |
В таблице 2.10 представлен анализ принятых пациентов за три года по районам Иркутской области.
Таблица 2.10
Количество принятых пациентов по районам Иркутской области
Районы |
2003 |
2004 |
2005 |
Иркутск |
77420 |
82733 |
85272 |
Иркутский р-он |
3109 |
3427 |
3804 |
Ангарск и Ангарский р-он |
4242 |
4830 |
5563 |
Балаганский |
460 |
431 |
439 |
Бодайбинский |
735 |
790 |
876 |
Братск |
1301 |
1405 |
2564 |
Братский |
291 |
478 |
1543 |
Жигаловский |
416 |
374 |
410 |
Заларинский |
753 |
634 |
667 |
Зима |
569 |
724 |
675 |
Зиминский |
176 |
212 |
308 |
Казачинско-Ленский |
402 |
540 |
540 |
Катангский |
274 |
350 |
412 |
Качугский |
663 |
825 |
800 |
Киренский |
400 |
545 |
630 |
Куйтунский |
560 |
583 |
552 |
Мамско-Чуйский |
381 |
595 |
437 |
Нижне-Илимский |
1235 |
1421 |
1547 |
Нижнеудинский |
1049 |
1341 |
1396 |
Ольхонский |
408 |
359 |
339 |
Саянск |
1508 |
1647 |
1623 |
Слюдянский |
1147 |
1266 |
1364 |
Тайшетский |
822 |
923 |
899 |
Тулунский |
1495 |
1744 |
1693 |
Усолье-Сибирское |
1862 |
2176 |
2142 |
Усольский |
1189 |
3596 |
1675 |
Усть-Илимский |
909 |
1012 |
1107 |
Усть-Кутский |
1255 |
1414 |
1450 |
Усть-Удинский |
496 |
573 |
541 |
Черемховский |
1802 |
2013 |
3353 |
Чунский |
533 |
666 |
726 |
Шелеховский |
3030 |
3375 |
4251 |
ИТОГО |
110892 |
123001 |
129595 |