Принципы и условия формирования сетевых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:04, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что сетевые структуры, объединяющие людей для разных целей, существовали всегда в истории общества. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В последние десятилетия ответом организации во всём мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды.

Содержание

Введение……………………..……..………….………………………..…...…….3
1. Теоретические аспекты изучения организационных структур управления..5
1.1. Понятие организационной структуры и принципы ее формирования…....5
1.2. Типология организационной структуры и факторы ее формирования....12
1.3.Принципы и условия формирования сетевых организаций…….….…..…21
2. Комплексный анализ деятельности ЗАО «Тандер» ……….……...……..…31
2.1. Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер».….……………….31
2.2. Анализ формирования сети супермаркетов «Магнит» в Ульяновской области……….…………………………………………………………………….…....38
2.3. Преимущества и недостатки сетевой структуры в сети супермаркетов «Магнит»……………………………………………..……………………………..…..44
Заключение……..……..…………………………………….……………………51
Глоссарий…………………..……….……………………………………………54
Список использованных источников…….………...…...………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

3М809-01 Клементьев Принципы и условия формирования сетевых организаций 1.doc

— 927.50 Кб (Скачать файл)

Целью сети является материальный результат в виде прямого расширения бизнеса и объемов продаж. Другим направлением работы данного вида сети является исследование новых услуг для будущего потребителя. Это знания о динамике ожиданий потребителя, новые формы товаров и услуг с новой полезностью для потребителя. Схема указанных направлений и многокритериального получения конечного эффекта от объединения предприятий в сеть (рис . 7).

Рисунок 7. Направление эффектов от объединения предприятий в сеть.

 

Особенность интеллектуальных сетей состоит в создании потенциала для комплексного решения следующих вопросов обеспечения конкурентоспособности в современной экономике: отслеживание слабых сигналов, порождаемых НТП и, прежде всего, в фундаментальной и прикладных науках. Это относится не только к предметной области (производства новых товаров), но и к технологическим областям; ориентация на внедрение новейших технологий менеджмента и, прежде всего, в области освоения новшеств и управления изменениями, реинжиниринг бизнес-процессов и периодическое преобразование компании. Интеллектуальные сети ориентированы на комплексное использование методов создания и продвижения инновационного товара, оперативное его изменения через удовлетворение изменяющихся потребностей и ускоренное освоение возможностей новой продуктовой платформы (Приложение Б). Ключевой компетенцией подобных категорий сетей является технология раннего диагностирования изменений в управленческой, технологической и предметной областях и формирование основы для производства линейки товаров, удовлетворяющих ожиданиям и предпочтениям потребителей. Важным вопросом синтеза сетей подобной ориентации в формировании конкурентоспособности является проблема оценки эффективности сетевой деятельности для ее участников, а также условий для усиления мотивации предприятий участия в них. Подобные вопросы относятся к выявлению критериев эффективного формирования сетей в инновационной экономике и требуют дополнительных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Комплексный анализ деятельности ЗАО «Тандер»

2.1 Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер»

 

Компания ЗАО «Тандер» была основана в 1994 году в Краснодаре. Бизнес начинался с оптовых продаж небольшого ассортимента парфюмерии, косметики и бытовой химии. Постепенно компания продвигала товар через свою розничную сеть. К 1996 году насчитывалось около 30 торговых точек в Краснодаре и Краснодарском крае. Параллельно шел процесс становления компании как дистрибьютора ведущих мировых производителей в данной товарной группе. В 1996 году в магазинах компании началась реализация продовольственных товаров.

Главная задача деятельности ЗАО «Тандер» - координация и управление крупнейшей торговой розничной сетью  России в формате «дискаунтер» - «Магнит», которая на сегодняшний  день насчитывает более 5000 магазинов во всех регионах страны. Целью создания Общества является извлечение прибыли. Целевая аудитория «Магазина у дома» – покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети «Магнит» проникать в небольшие города и населенные пункты.

Сеть магазинов «Магнит» это:

  • Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России - 64 филиала, 1 представительство, более 5006 магазинов формата «У дома» и  93 гипермаркета и  210 магазинов косметики в более чем 1389 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц;
  • Более 140000 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам;
  • Новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя;
  • Сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины;
  • Предприятие, имеющее крупный парк автомобилей и осуществляющее междугородние перевозки грузов по всей европейской части России;
  • Около 640 наименований товаров под частной маркой.

В настоящее время в компанию ЗАО «Тандер» входят следующие общества: ООО «Сельта», оказывающее транспортные услуги компании; ООО «Бест-Торг», ООО «Тандер-Магнит» и ООО «Тандер-Петербург», которые оперируют на рынках Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, а также ООО «Алкотрейдинг».

В настоящее время, в  соответствии с Уставом, основными  видами деятельности ЗАО «Тандер» являются:

  • оптовая торговля продуктами питания (мясом, мясопродуктами, молочными продуктами, пищевыми маслами и жирами, сахаром, кондитерскими изделиями, кофе, чаем, какао, пряностями, рыбой, морепродуктами, детским, диетическим питанием, мукой, макаронными изделиями, крупами, солью и прочими пищевыми продуктами);
  • оптовая торговля безалкогольными и алкогольными напитками;
  • оптовая торговля чистящими средствами, парфюмерными и косметическими товарами;
  • розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
  • прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
  • осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством;
  • осуществление координации деятельности дочерних обществ (в частности, привлечение финансовых ресурсов и предоставление денежных средств дочерним обществам);
  • иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.

На сегодняшний день компания ЗАО «Тандер» известна на рынке как серьезный и надежный партнер, отличающийся прекрасной организацией работы и нацеленностью на долгосрочное сотрудничество. Сеть супермаркетов «Магнит» занимает сегодня третье место среди ритейлеров в России, а также является крупнейшей национальной сетью. Также необходимо отметить, что данная организация является одним из крупнейших налогоплательщиков в Российской Федерации.

Сеть супермаркетов  «Магнит» имеет общенациональный масштаб, а сама сеть имеет общероссийское распространение, наибольшее влияние  на ее деятельность в целом оказывают  глобальные факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на национальном или даже мировом уровне. Оценку влияния этих факторов внешней среды целесообразно провести с помощью PEST-анализа (Приложение В).

Очевидно, что не все  перечисленные факторы внешней  среды «Магнит» оказывают равное влияние на деятельность сети «Магнит». Для выявления наиболее значимых из них следует произвести экспертную оценку и присвоить каждому весовой коэффициент, отражающий степень влияния на бизнес. Таким образом можно будет получить комплексную оценку влияния факторов внешней среды на деятельность сети «Магнит» (Приложение Г). В данном случае оценка 3,05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне. Определив с помощью PEST-анализа глобальные стратегические факторы внешней среды, можно перейти к рассмотрению более конкретных блоков внутри этого элемента бизнес - окружения сети «Магнит». Первым направлением анализа будет являться такой фактор внешней среды, как конкуренты.

Так как формат сети «Магнит» – дискаунтер, то прямая конкуренция  по данному направлению среди сетевых торговых организаций на рынке краснодарского края отсутствует. На общероссийском рынке в сегменте дискаунтеров конкуренцию сети «Магнит» составляют торговые сети «Пятерочка», «Копейка», а в сегменте супермаркетов – «Перекресток», «Рамстор», «Седьмой Континент» и «Паттерсон».

В Ульяновской области  в сегменте супермаркетов конкуренцию  сети «Магнит» также составляют магазины таких сетей как «Ашан», «Гулливер» и «Дворцовый ряд».

Как показано на диаграмме  рис.8, отражающая конкурентные позиции сети «Магнит» по сравнению с конкурирующими сетями.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Характеристика основных конкурентов сети «Магнит».

 

Как следует из представленного  рисунка, сеть «Магнит» занимает лидирующее положение среди конкурентов  по количеству действующих магазинов, и второе место по товарообороту после сети «Пятерочка».

Говоря о конкуренции  между форматами, необходимо отметить, что различные типы магазинов  нацелены на различные целевые группы потребителей, дифференцированные по уровню дохода. Так, покупатели, посещающие дискаунтеры, не являются текущей целевой аудиторией для супермаркетов, ценовой уровень в которых в среднем на 10-15% выше, чем в первых. Основными показателями эффективности компаний в конкурентной борьбе является лояльность потребителей, т.е. какое количество потребителей предпочитает совершать покупки именно в этой сети магазинов.

Исследований по лояльности потребителей на краснодарском рынке  в свободном доступе не существует, однако, можно использовать общероссийские показатели. Так, согласно проведенным в Ульяновске исследованиям, абсолютным лидером в сегменте дискаунтеров является «Гулливер», в которой в течение 6 месяцев совершали покупки порядка 60% респондентов, а 28% опрошенных регулярно покупают в магазинах сети. На втором месте по узнаваемости – Копейка (48% и 14% соответственно) ( рис. 9).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9. Лояльность потребителей среди конкурентов сети «Магнит».

 

Наиболее посещаемой сетью супермаркетов является Седьмой  Континент (51% - покупка в течение  последних 6 месяцев, 14% - регулярные покупки), на втором месте – Рамстор (48% и 13%), а на третьем – Перекресток (48% и 11%).

Помимо конкурентов, наиважнейшим фактором внешней среды сети «Магнит» являются поставщики продукции. В таблице 3 приведена группировка основных поставщиков сети «Магнит» по основным товарным группам (Приложение Д).

Помимо отношений поставки со сторонними юридическими лицами сеть «Магнит» ведет работу с подрядчиками также по другим направлениям своей  деятельности. Как видно из представленной таблицы, сеть «Магнит» имеет большое количество различных договоров с подрядчиками самой различной направленности  от профильной деятельности до обеспечения хозяйственных операций. В таблице приведены основные деловые партнеры, с которыми сеть связана договорными отношениями (Приложение Е).

По характеру сотрудничества контрагентов сети «Магнит» можно разделить  на три группы:

  1. Постоянное сотрудничество - поставка электроэнергии и оборудования;
  2. Сезонное сотрудничество - обеспечение персоналом на время разовых работ или постоянного трудоустройства и предоставление аренды;
  3. Периодическое сотрудничество - поставки мебельной продукции и информационный консалтинг по мере необходимости.

Также можно отметить различие в сроков действия договоров: с постоянными контрагентами  и партнерами как правило заключены рамочные бессрочные договоры, которые автоматически продлеваются по истечении календарного года; с сезонными контрагентами заключаются разовые договора, действующие на время сезона; с периодическими контрагентами также заключаются разовые договора на конкретный разовый вид работ или оказание услуг.

Следующий важный элемент  внешней среды сети «Магнит» –  потребители. Для анализа потребителей целесообразнее всего использовать данные отдела маркетинга, проводящего  периодический мониторинг покупательской активности.

В ходе этого маркетингового мониторинга был составлен социально-демографический  портрет покупателя сети супермаркетов  «Магнит» в г. Ульяновске и также  была проведена оценка частоты покупок  конкретных товарных групп. Для выявления информации о том, сколько составляют расходы на продукты питания в семье, респондентам предлагался следующий вопрос: «Какую долю в бюджете Вашей семьи составляют расходы на продукты питания?». Данные ответов представлены на рис.10.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10. Доля расходов покупателей на продукты питания.

 

На рис. 10 видно, что половина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на продукты питания  практически весь семейный бюджет.

В целях изучения структуры уровня доходов покупателей  был задан вопрос относительно уровня доходов в семье. Результаты представлены на рис.11.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 11. Распределение уровня доходов покупателей сети супермаркетов «Магнит».

 

На рис. 11 видно, что большую долю покупателей  супермаркета составляют люди с доходами от 2000 до 5000 руб. (43%) и от 5000 до 10000 руб. (31%), то есть со средним материальным достатком и достатком ниже среднего.

Результаты  относительно критериев продуктов, которые являются важными при  покупке распределились следующим  образом: качество продукта; упаковка; цена товара; фирма-производитель (рис. 12).

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 12. Степень важности показателей продуктов для покупателей сети.

 

На рис. 12 наглядно видно, что первостепенными факторами  при принятии решения о покупке  того или иного продукта питания для покупателя супермаркета «Магнит» являются, во-первых, качество продукта (9,2 балла) и во-вторых, упаковка товара (8,9 балла). Взаимосвязь этих критериев очевидна, так как дизайн упаковки, ее эстетический вид, ее удобство для потребителя ассоциируются у покупателя с качеством самого товара.

Информация о работе Принципы и условия формирования сетевых организаций