Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа
Актуальность темы. Взаимодействие общества и природы - узловая проблема развития современного общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Введение
Глава 1. Приоритеты экологической политики России…………………………….5
1.1 Глобальные проблемы устойчивого развития и проблемы безопасности экологии…………………………………………………………………………………………..5
1.2 Приоритеты государственной экологической политики России…………………...6
1.3 Основы региональной экологической политики России……… .…………………11
Глава 2. Экологические и биологические аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области…………………………………………………………14
2.1 Экологические аспекты………………………………………………………………14
2.2 Биологические аспекты………………………………………………………………17
Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области………………………………………………………………………..19
3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области…………………………………………………………………………………………..19
3.2 Целевые экологические программы и их финансирование……………………….23
3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………..32
Список используемых источников и литературы………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………………….37
-
научно-исследовательские
- капитальные вложения предприятий: ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» (реконструкция системы химводоочистки Каргалинской ТЭЦ), ОАО «Оренбургский маслоэстракционный завод» (модернизация очистки дымовых газов от золы), ОАО ПО «Стрела» (реконструкция станции нейтрализации сточных вод), ЗАО «Хлебопродукт-1» (модернизация технологического оборудования), ОАО «Оренбургский комбикормовый завод» и ОАО «Оренбургский радиатор» (модернизация технологического оборудования), ЗАО «Газпром нефть Оренбург» (рекультивация нарушенных земель), ОАО «Оренбургнефть» (рекультивация нарушенных земель, утилизация нефтешламов, монтаж и установка оборудования по утилизации попутного нефтяного газа, экологический мониторинг, мероприятия по повышению надежности трубопроводов), ООО «Терминал» (строительство установки сероочистки на Сергиевской площади, строительство установки легких фракций углеводородов, внедрения поглотителя сероводорода при подготовке нефти), ООО «Газпром добыча Оренбург» (модернизация системы производственного экологического мониторинга ГПУ,ГПЗ,УЭСП, техперевооружение установки по обезвреживанию и утилизации нефтесодержащих шламов, реконструкция очистных сооружений с созданием бессточной системы водопользования на Оренбургском ГПЗ), ОАО «Гайский ГОК» (горно-техническая рекультивация карьера №2 с использованием флотохвостов обогатительной фабрики), ОАО «Уральская Сталь» (устройство укрытий на биохимической установке коксохимического производства, реконструкция газоочистки АТУ-206 тракта шихтоподачи агломерационного производства агломерационного производства), ОАО Новотроицкий завод хромовых соединений», ОАО «Новотроицкий цементный завод» (снижение выбросов до ПДК), ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (реконструкция цеха серной кислоты), ОАО «Орскнефтеоргсинтез» (строительство установки очистки сернисто-щелочных стоков и биологическая рекультивация отработанной отбеливающей глины), ЗАО «Завод синтетического спирта» (сокращение выбросов загрязняющих веществ на 99%), ЗАО «Орский мясокомбинат» (строительство очистных сооружений биологической очистки), ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» (проектирование и реконструкция очистных сооружений).
Ещё одной актуальной областной целевой программой являлась программа по геологическому изучению «Программа воспроизводства минерально-сырьевой базы Оренбургской области в 2007-2009 годах», утвержденная Законом Оренбургской области от 16 марта 2007 года №1036/232-IV-ОЗ «Об областной целевой программе воспроизводства минерально-сырьевой базы Оренбургской области в 2007-2009 годах».
Основной задачей данной программы явилось обеспечение прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых путем проведения научно-исследовательских, тематических и поисково-оценочных работ, направленных на выявление закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых и дальнейшее их использование при осуществлении государственной политики в сфере недропользования.
Программа включала проведение ревизионных работ по геолого-экономической оценке имеющихся на территории области месторождений общераспространенных полезных ископаемых, работ, направленных на обнаружение новых месторождений полезных ископаемых, сохранение водных ресурсов, а также мероприятия по разработке и внедрению новых технологий в сфере минерально-сырьевого комплекса.
В 2009 году завершен весь комплекс работ, предусмотренный техническими заданиями и календарными планами государственных контрактов. По итогам работы за 2009 год в сфере лицензирования и недропользования проведена государственная экспертиза запасов общераспространенных полезных ископаемых по 3 месторождениям (Пласковское месторождение песчано-гравийных смесей, Северный участок Воскресенского месторождения песка, Круторожинское месторождение габбро-диабазов) и 2 заседания экспертной комиссии по запасам по списанию запасов общераспространенных полезных ископаемых (Зиянчуринское месторождение и Архиповское месторождение строительного песка). Подготовлен проект Перечня участков недр (7 участков), содержащих общераспространенные полезные ископаемые, предлагаемых к лицензированию через аукцион в 2010 году.
Необходимо отметить, что в области осуществлена работа по охране почвенного покрова, особенно почв агроландшафтов. Реализована разработанная департаментом администрации области по вопросам агропромышленного комплекса программа сохранения и повышения плодородия почв на 2001-2005 годы «Плодородие», основным положением которой явилось сосредоточение производства продукции растениеводства на равнинных ландшафтах с использованием интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Приоритетными направлениями программы были: разработка ресурсо- и почвосберегающих технологий обработки земель, внедрение адаптивного растениеводства и контурно-ландшафтного земледелия, залужение низкопродуктивной пашни.
При помощи реализации программы достигнуты следующие результаты:
- на ограниченно пахотно-пригодных землях со сложной структурой почвенного покрова ограничено использование пашни;
- непахотно-пригодные и малопродуктивные земли частично выведены из пашни с последующим залужением.
Обострение экологического состояния почвенных и земельных ресурсов вызвало принятие Законодательным собранием области комплексной программы «Развитие земельного кадастра и мониторинга земель в Оренбургской области на 2001-2005 годы». Основными направлениями работ данной Программы явились: организация и ведение мониторинга на подтопляемых и орошаемых почвах, а также городских землях и техногенных ландшафтах, исследование геохимического состояния почв, составление и ведение комплексной оперативной карты экологического состояния земельного фонда.
Территория области характеризуется рядом радиологических особенностей, обусловленных климатом, неоднородным геологическим строением и рельефом. Следует отметить, что все повышенные значения радиоактивности сформировались в процессе геологического развития, и имеют естественную природу.
Постановлением Законодательного собрания области от 18.09.97 № 138/18-ПЗС была утверждена «Областная целевая программа снижения уровня облучения населения и производственного персонала Оренбургской области от природных источников ионизирующего излучения на 1998-1999 годы». Но указанная программа не реализована из-за отсутствия финансовых средств на приобретение приборов и оборудования. Она целиком вошла в областную программу неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний на 2001 -2004 годы.
Заключение
В 21 веке человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования.
Негативные
экологические тенденции
Процесс перехода к устойчивому развитию является глобальным, решением экологических проблем, но отдельно взятая страна не может перейти на этот путь, пока другие страны будут оставаться в рамках старой модели развития. Вот почему важно использовать стихийно начавшийся процесс глобализации и направить прежде всего его экономическую, экологическую и социальную составляющие на реализацию целей устойчивого развития. Тем самым процесс глобализации, развертывающийся по инициативе постиндустриальных государств, транснациональных корпораций и всемирных организаций стал бы способствовать переходу мирового сообщества не к постиндустриальному, а к устойчивому будущему всей цивилизации.
В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60 % всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития.
В России государственная политика направлена в основном на коррекцию проблем экономического роста. Экономический рост, безусловно, влечет за собой риск экологического ущерба, поскольку он в нашей стране всегда связан с эксплуатацией природных ресурсов. Экологические правонарушения сопутствуют хозяйственной деятельности по нефте- и газодобыче, строительству, лесозаготовкам, добыче полезных ископаемых.
Несовершенна система разделения полномочий управления и ответственности в области охраны окружающей среды между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Многое в реализации экологических прав граждан зависит от исполнительной власти, которая на современном этапе не обеспечивает в полной мере их реализацию.
Распространенным нарушением прав граждан в сфере экологии является ограничение доступа к экологической информации – публикуемые данные не носят системного характера, практически отсутствует экологическая реклама, агитация. Понятие «экологическая информация» юридически не определено и, следовательно, в отношении его существует законодательный пробел: право на открытость экологической информации, закрепленное Конституцией РФ и российским законодательством, в определенной степени противоречит требованиям защиты государственной тайны. В результате чего остаются безнаказанными многие экологические правонарушения.
Экологические
права нарушаются природопользователями
при попустительстве или
Для того чтобы предвидеть и предупредить ущерб, наносимый окружающей среде, необходимо принимать меры к тому, чтобы экологические аспекты политики рассматривались одновременно и, в общем контексте с экономическими, энергетическими, сельскохозяйственными и др. Цели и задачи экологической политики неразрывно связаны с необходимостью дальнейшего социального развития страны.
Формирование основных политических и экологических принципов региональной экологической политики России требует всестороннего учета сложившихся в настоящее время социально-экономических региональных условий, вызванных кризисом платежеспособности многих предприятий и значительным сокращением производственных мощностей.
Функции контроля за природопользованием должны быть отделены от функций природопользования; необходимо активизировать природоохранную деятельность на региональном и муниципальном уровнях.
Одним из ключевых факторов формирования региональной экологической политики является техногенное загрязнение природных ресурсов и обеспечение мониторинга окружающей среды.
Анализ состояния окружающей природной среды дает основание характеризовать территорию Оренбургской области как зону со сложной экологической обстановкой. По объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Оренбургская область находится среди регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 500,0 тыс.тонн).
Крайне мала степень очистки выбросов и стоков от таких веществ, как фтористый водород, никель, кобальт, медь, бенз(а)пирен и других.
Концентрация промышленного производства и сложившаяся на территории Оренбургской области ситуация в сфере образования, использования, обеззараживания, хранения и захоронения отходов привела к снижению качества окружающей природной среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения области.
Несмотря на общее снижение объемов промышленного производства, в области сохраняется тенденция к увеличению объемов образования отходов. Особую тревогу вызывает накопление отходов, содержащих токсичные вещества.
Значительным фактором ухудшающим экологическую обстановку области является сброс бытовых и производственных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Информация о работе Приоритеты экологической политики России