Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Много ли настоящих лидеров в мире? Тех, за кем пойдут люди, кому верят, доверяют, уважают, чьи идеи близки большинству и у кого есть беспрекословный авторитет. Вовсе нет, выдающихся лидеров не так уж и много, да и большинство из них появляются в обществе лишь в моменты сильных социальных потрясений. Что же касается лидеров в предпринимательских кругах, то тут будет интересно сравнение: если по социологическим данным людей, готовых идти на риск и заниматься предпринимательством в обществе около 10%, то толковых лидеров еще меньше. Актуальность настоящей курсовой работы обосновывается тем немаловажным значением лидерства, которое оно приобрело в современном мире.

Содержание

Введение 4
I. Теоретические аспекты лидерства в менеджменте
1.1 Природа лидерства 7
1.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией 10
1.3 Характеристика основных теорий лидерства
Ситуационные теории лидерств 15
Поведенческие теории лидерства 28
Теории лидерских черт 39
II. Общая экономическая характеристика объекта исследования
2. 1 Краткая история объекта исследования 47
2. 2 Пример лидерства в управлении организацией 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 169.95 Кб (Скачать файл)

В нашей  работе сухим остатком из концепций  этого подхода, следует взять  тот момент, что в развитии студенческих лидеров мы должны не только обращать внимание на профессиональную, концептуальную или операциональную подготовку будущих лидеров, но и на межличностный  аспект их подготовки, на умение понимать людей, ладить с ними, воодушевлять их, вести их за собой, на формирование основ своего собственного влияния  в организации, на разумное использование  имеющихся у лидера формальных источников власти в организации. Не будем забывать, что лидерство в вузе для молодых  людей это не только серьезная  жизнь, но, все же, подготовка к еще  более серьезной взрослой жизни, где прав на ошибку будет гораздо  меньше.

Теории лидерских  черт

Теория  лидерских качеств, пытавшаяся установить, какие качества помогают человеку стать  лидером, делала акцент преимущественно  на позиционном аспекте. Разнообразие и противоречивость качеств, обнаружившихся у известных лидеров прошлого, поставили под сомнение сам методический подход к изучению лидерства (Stogdill, 1948), хотя работы этого направления  появлялись в недавнем прошлом и появляются сейчас.

Со времен создания теории лидерских качеств  неоднократно предпринимались попытки  определения областей компетенции  эффективного лидера. Эти попытки, несмотря на критическую линию в оценке теорий подобного рода, вполне оправданы, поскольку с помощью них исследователь  пытается ответить на вопрос: что же именно должен уметь лидер, какими компетенциями должен обладать?

Один из пионеров изучения лидеров Р. Стогдилл считал, что в основном лидеров характеризует пять качеств:

    • ум, или интеллектуальные способности;
    • господство или преобладание над другими;
    • уверенность в себе;
    • активность и энергичность;
    • знание дела.

Однако  этот перечень качеств отнюдь не гарантирует  «появления на свет» лидера. Ведь очень  многие люди, обладающие набором этих качеств, вовсе не проявляют себя в роли лидеров. Они живут, и неплохо, своей собственной жизнью и интересами, даже не делая попыток возглавить что-либо или восстать против существующей вокруг несправедливости и ненормальности. Вокруг себя мы видели и видим много  студентов: умных, с явными доминантными наклонностями, уверенными и энергичными, хорошо разбирающихся в том или  ином вопросе. Однако они никогда  даже не пытались решить основную проблему своих групп, коллективов, предпочитая  работать в одиночку, сосредоточившись либо на своем учебном успехе, либо на каких-то занятиях и хобби, лежащих  вне образовательного учреждения.

Интересный  результат был получен американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и, таким образом, определившим четыре группы лидерских качеств:

  • Управление вниманием, или способность так представить суть, цели или направления движения (действий) результата, чтобы это было привлекательным для последователей;
  • Управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
  • Управление доверием, или построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  • Управление собой, или способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны.

Последующее изучение привело к выделению  следующих четырех групп лидерских  качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных.

Например, среди физических качеств лидера некоторые исследователи выделяют: приятную внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокую  работоспособность, энергичность, представительность и т.п. Согласитесь, обладая всем этим «капиталом» будущему лидеру можно  гораздо увереннее смотреть в  будущее. Ведь окружающие, как правило, ждут от обладателя «капитала» соответствующего поведения и даже готовятся к  нему. 
Вот еще один из перечней качеств, которые наиболее часто встречаются у успешного лидера. (Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3—е изд.: Гардарика, 1998 (табл.10.2.))

Таблица 2.

Качества, наиболее часто встречающиеся у  успешного лидера

1. Интеллектуальные способности: 
- ум и логика; 
-  рассудительность; 
-  проницательность; 
-  оригинальность; 
-  способность к концептуализации; 
-  образованность; 
-  знание дела; 
-  умение выражать свои мысли; 
-  любопытство и способность осваивать новые знания и навыки; 
-  острая интуиция.

2. Черты характера личности: 
-  инициативность; 
-  гибкость; 
-  бдительность; 
-  созидательность и творчество; 
-  честность; 
-  целостность личности; 
-  уверенность в себе; 
-  уравновешенность; 
-  независимость; 
-  самостоятельность; 
-  амбициозность; 
-  потребность в достижениях; 
-  настойчивость и упорство; 
-  энергичность; 
-  властность; 
-  работоспособность; 
-  агрессивность; 
-  стремление к превосходству; 
-  обязательность; 
-  участливость.

3.Приобретенные умения:  
-  умение заручаться поддержкой; 
-  умение кооперироваться; 
-  умение завоевывать популярность и престиж; 
-  такт и дипломатичность; 
-  умение брать на себя риск и ответственность; 
-  умение убеждать; 
-  умение изменять себя; 
-  надежность; 
-  умение шутить и понимать юмор; 
-  умение разбираться в людях.

Данный  перечень вовсе не означает, что  успешному лидеру необходимо обладать всеми перечисленными выше качествами. Однако важно подчеркнуть:

а) многими из этих качеств можно овладеть в результате целенаправленной воспитательной или самовоспитательной работы;

б) они  задают определенный ориентир для молодых  людей, стремящихся выделиться и  занять позицию лидера, т.е. являются мощными мотиваторами их индивидуального  поведения.

Весь  ресурс «психологии лидерских черт»  разбросанный по самым различным  научным источникам, художественной литературе, мемуарам и воспоминаниям, может и обязан послужить педагогам  в деле подготовки и развития студенческих лидеров, а студенческим лидерам  – в саморазвитии и самоподготовке.

М. Вудкок и Д. Фрэнсис в своей  книге «Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика» (Пер. с  англ.- М: Дело ЛТД, 1994. – 320 с.) отмечают, что руководители, развившие в  себе умение влиять на других, приобретают  набор могущественных средств, которые  могут использовать в человеческих отношениях. Эти навыки повышают эффективность  руководителя и способствуют признанию  собственной ценности: их можно плодотворно  использовать для оказания помощи окружающим. Авторы обнаружили, что руководители, развившие в себе способность  к высокой влиятельности, имеют  тенденцию проявлять характеристики, приведенные в следующем списке:

Характеристики эффективного руководителя (с.172-173)

  • Имеет сильное влияние на людей;
  • Ценится окружающими;
  • Понимает  процесс влияния;
  • Оказывает  значительное воздействие на окружающих;
  • Одевается соответствующим случаю образом;
  • Имеет убедительный внешний вид
  • Ясно излагает свои мысли;
  • Уверен в себе;
  • Ведет себя вызывающе, но уверенно;
  • Устанавливает хорошее взаимопонимание;
  • Вознаграждает требуемое поведение;
  • Имеет реалистическое представление о себе;
  • Дает четкие указания;
  • Развивает стратегию влияния на группы;
  • Стремится быть настойчивым;
  • Умеет выслушивать других.

Ясно, что  само содержание этого списка – это ценный, получивший признание опыт, который позволяет нам строить практически ориентированные программы работы с будущими лидерами.

К теориям  черт можно отнести и так называемые концепции харизматического лидера (например, модная когда-то и в определенных кругах модель Конгера) и лидера –  реорганизатора. Эти концепции, возникшие  относительно недавно, уже после  того как мода на теорию черт благополучно прошла, вновь возвращают нас к  ней уже на иной более современной и аргументированной основе. 

Харизма (от греческого charisma - милость, божественный дар) является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователем. Как источник лидерской власти харизма  связана со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих  личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю возможность  эффективнее оказывать свое влияние  на подчиненных. Многие считают, что  эффект харизмы связан со способностью лидера находить своих обожателей и  почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор  специфических лидерских качеств.

Харизматическим считается тот лидер, который  в силу своих личностных качеств  способен оказывать глубокое воздействие  на внутренний мир своих последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую  потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят и что творят. Потребность во власти мотивирует их стремление стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание такого человека быть деятельным предает людям чувство того, что он способен стать лидером. Их успешные действия вызывают у последователей энтузиазм, прилив сил. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как эффективное моделирование ролевого поведения, создание образа, постановка простых и динамичных целей, упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирования у последователей импульса к действиям. Типичный пример харизматического лидера в политической жизни страны – Владимир Жириновский. В практике вузовской жизни нам подобный тип приходилось встречать гораздо реже. Возможно, проблема появления и выживания данного типа лидера упирается в потолок тех незыблемых бюрократических норм, которые, не смотря на все революции 90-х годов, продолжают процветать в большинстве российских вузов.

Информация о работе Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства