Проблема занятости населения в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение реального состояния безработицы в городском округе «г.Комсомольск-на-Амуре» и анализ перспектив социального планирования трудовых ресурсов в системе муниципального управления. Предмет исследования: социальное проектирование проблем безработицы. Объект исследования: состояние безработицы на региональном рынке труда.
В ходе исследования применены общенаучные методы группировки и классификации, анализа и синтеза, логического сопоставления и сравнения, а также методы прогнозной ретроспекции и анкетный опрос.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………3
1. Теоретическая разработка проблемы безработицы и
проблемы регулирования занятости населения.........................................5
1.1 Безработица: понятие, виды, формы, причины возникновения.........5
1.2 Действия органов муниципального управления по
правовому регулированию занятости населения…………………...…10
2.Социальное планирование и исследование региональных
проблем занятости……………………………………………………...…17
2.1 Ситуация на рынке труда в Комсомольске-на-Амуре и
вопросы социального планирования занятости населения………....….17
2.2 Социологическое исследование проблемы занятости
безработных, состоящих на учете в центре занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре………………………………………………….…….25
2.3 Пути повышения эффективности регулирования
занятости населения и снижения безработицы в
муниципальном образовании……………………………………………30
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников………………………………...….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по сгму.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Особое место среди  инструментов государственной политики занимают региональные антикризисные программы по снижению напряжённости на рынке труда. Сегодня очень важно повысить их эффективность и адресность, в том числе за счёт интеграции с другими программами, которые направлены на поощрение предпринимательской инициативы граждан, - например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по созданию малых предприятий в научной сфере, при университетах

Направления совершенствования  системы организации содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан, сбора вакансий и сотрудничества с работодателями будут определяться конкретной ситуацией на рынке труда и составом зарегистрированных в поиске работы граждан. Организуемая работа по оказанию содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу. Ввиду вышеизложенного, приоритетами реализации политики в сфере занятости и снижения безработицы должны выступать:

- внедрение в практику работы крупных центров занятости профессионально-отраслевого принципа. Это позволит специализировать работников, занимающихся вопросами трудоустройства, на оказании услуг безработным по определенным секторам экономики и профессиям, что обеспечило более высокую эффективность и необходимое качество их работы, Большие преимущества профессионально-отраслевого принципа организации работы специалистов по трудоустройству проявляются и сегодня при углублении деятельности службы занятости по дальнейшему расширению контактов с работодателями, в частности, в малом и среднем бизнесе в целях поиска дополнительных вакансий для трудоустройства безработных и особенно женщин;

- интенсивные методы подбора работы с использованием перечней предприятий, планов поиска работы, групповые перерегистрации отдельных категорий безработных и другие. В результате должна быть обеспечена достаточно высокая степень эффективности реализации программ оказания содействия в трудоустройстве.

Для содействия предпринимательской  инициативе безработных в муниципальных образованиях могут быть организованы муниципальные бизнес-инкубаторы - коллективные офисы для начинающих предпринимателей. В рамках их деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.

В активных программах содействия занятости службе занятости населения  следует использовать технологию профилирования безработных, которая ориентирована  на содействие трудоустройству тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также нужно применять такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.

Профилирование безработных  является процедурой, при которой  на основе рассчитанного численного значения долгосрочным безработным  оказываются услуги содействия в  трудоустройстве. С этой целью применяются  такие методики, как составление  индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.

В существующих методиках  профилирования безработных на основе численного значения оценивается вероятность  перехода вновь зарегистрированных безработных в разряд долгосрочных безработных. Профилирование предполагает предоставление безработным интенсивных программ содействия занятости на ранней стадии безработицы, а не после наступления длительной безработицы.

Служба занятости в  результате профилирования должна осуществить индивидуальную оценку безработных. Для улучшения предсказательной точности моделей профилирования мы предлагаем использовать такие факторы, как коммуникабельность безработного, транспортная доступность жилья, обычное время проезда от дома до работы и др.

Внедрение современных  технологий позволит повысить эффективность  и результативность мероприятий  на рынке труда.

Рационализация использования  имеющихся трудовых ресурсов требует  изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием, опережающее обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.

Важное направление  диверсификации предложения рабочей  силы и приспособления профессионального  образования к потребностям рынка  труда - многопрофильные образовательные программы, обучение и переобучение граждан по так называемым интегрированным профессиям (штукатур-облицовщик-плиточник-маляр, тракторист-машинист-ремонтник, секретарь-офис-менеджер-инспектор отдела кадров, бухгалтер-кассир-пользователь ЭВМ и др.).

Существенную позитивную роль способны сыграть превентивные меры противодействия безработице  прежде всего в отношении групп  граждан, находящихся в зоне наибольшего  риска стать безработными (работающие на предприятиях, близких к банкротству, низкоквалифицированные работники, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, и др.).

В политике занятости  необходимо практически перейти  к активным мерам по сохранению рабочих  мест в перспективных отраслях и  секторах экономики и их увеличению. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.

Учитывая эффективность в переходный период малого бизнеса в стране, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. По оценкам специалистов, развитие малого и среднего предпринимательства в России позволит избавить от безработицы до 50% высвобождающейся в ходе структурных реформ рабочей силы.

Целесообразно использовать опыт стран Восточной Европы, где  при службах занятости учреждены  коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Эти центры осуществляют посреднические функции между решившими начать собственное дело гражданами и местной исполнительной властью в аренде нежилых помещений, транспорта, средств связи и др.; консультируют по вопросам образования малых предприятий, их лицензированию и регистрации, маркетинг), бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; льготное кредитование начинающих

Важную роль в числе  мер активной политики занятости  должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, финансы и кредит, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.

Особое значение имеет  стимулирование создания новых рабочих  мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм).

Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в Комсомольске-на-Амуре должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Политика сдерживания роста массовой безработицы целесообразна в отраслях приоритетного развития и регионах с невысоким потенциалом скрытой безработицы при значительных масштабах зарегистрированной безработицы .Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.

Перспективы борьбы с  региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры: транспортной, жилищной, информационной, образовательной. Формирование единого экономического пространства, развитие конкуренции, научно-технического прогресса, рост эффективности общественного производства и реальных доходов населения, стабилизация цен на жилье, транспортных тарифов будут способствовать увеличению территориальной мобильности трудовых ресурсов из регионов с высоким уровнем безработицы. Рабочая сила будет устремляться в те регионы, где потребность в ней значительно выше.

Зарубежные исследователи  проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.

К таким активным экономическим  методам регулирования занятости  относятся следующие меры:

- общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста;

- создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;

- обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.

Очевидно, что реализация всех этих задач - дело сегодняшнего дня. В то же время основная, на наш  взгляд, тактическая задача в области  занятости - приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.

Но чтобы знать подобные потребности, делать прогнозы численности  безработных граждан и рассчитывать параметры не абстрактного, а конкретного  рыночного равновесия в отношении  рабочей силы, следует существенно повысить управляемость и, соответственно, предсказуемость социально-экономических процессов в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важным  принципом  с  позиций  обеспечения  занятости  населения при стабилизации экономики  является  нахождение  компромисса  между экономическими и социальными результатами.  На  деле  это  означает,  что  все  варианты мер, направленных на стабилизацию,  должны  предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться,   если  возникнет  в  этом  необходимость.  При  выборе  путей формирования  рынка  труда  надо  исходить  из  необходимости изучения и анализа внутренних  закономерностей,  присущих  развитию  занятости  и  сохраняющихся  в условиях  рыночной  экономики,  поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие параметры   занятости,   зависят   непосредственно от   человека. 

Одним   из   основных  элементов  формирования  политики  эффективной  занятости является  разработка  и  действие механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса  и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

*  оживление  экономической   ситуации  и  инвестиционной  активности  в  стране, создание  условий  для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы  рабочих  мест  и  увеличению  потребности  предприятий  и организаций в рабочей силе;

*  совершенствование   системы  оплаты  труда,  расширение  возможностей получения населением  дополнительных  доходов  (дивиденды  от  ценных  бумаг,  проценты по вкладам   и  т.д.),  развитие  системы  социальных  пособий,  дотаций  и  льгот, снижающих   потребность   в   труде  отдельных  социально-демографических  групп населения,  особенно  женщин,  учащейся  молодежи  и  пенсионеров.  В реализации первого  направления   большое   значение  приобретают методы  воздействия на занятость  населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.   Государство   должно   стимулировать  создание  новых  и преобразование  уже  действующих  рабочих  мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в   жизнеобеспечивающих  производствах,  а  также  в  наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики.

Касаясь  второго  направления  –  достижение  динамичного  равновесия  спроса  и предложения  рабочей  силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение  демографических  факторов,  определяющих формирование экономически активного  населения  и  их возможное воздействие на рынок труда показывает, что при  разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных   инвестиционных   ограничений   особое  внимание  следует  уделить вопросам    снижения    спроса   на   рабочие   места   со   стороны   отдельных социально-демографических  групп населения, таких как женщины, инвалиды, сироты, военнослужащие,  уволенные  с  воинской  службы  и  члены  семей военнослужащих, выпускники школ, ССУЗов, ВУЗов, ранее не работавшие.

Существенное  влияние  на  ситуацию  на  федеральном и региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном  этапе  перехода  к  рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух  взаимосвязанных  вопросах:  что изменится в профессиональном образовании в новых   условиях   и   как  защитить  профессиональное  образование  от  влияния сиюминутных  интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным   образованием.   Учебные   заведения  готовят  кадры,  практически  не интересуясь  ситуацией  на  рынке  труда.  Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

Информация о работе Проблема занятости населения в муниципальном образовании