Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:48, дипломная работа
Владивосток является одним из крупнейших городов Дальневосточного округа, со своей развитой инфраструктурой и музейной сетью. Здесь находится один из самых необычных музеев России – «Музей автомотостарины» г. Владивостока. А необычен он в силу того, что является негосударственным учреждением.
Во время прохождения преддипломной практики на базе данного музея, был выявлен ряд недостатков в системе управления учреждением (менеджмента), ведущий за собой множество проблем, связанных, с низкой посещаемостью и получением недостаточного дохода от деятельности. Для решения этих проблем возникла необходимость разработки путей совершенствования существующей системы управления музеем.
Введение……………………………………………………………………………………
1 Специфика НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока, как объекта управления…………………………………………………………………………………
1.1 «Музей автмотостарины»: история создания и краткая характеристика………………………………………………………………………….….
1.2 Нормативно-правовая база деятельности……………………………………
1.3 Экспозиция музея…………...………………………………………………...
1.4 Анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока за период с 2010 г. по 2012 г…………..…………
1.5 Место и значение музея в местном комплексе музейной индустрии……...
2 Особенности управления НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока….……………………………………………………………………………
3 Проблемы и перспективы менеджмента НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока………………………………………………………………………………
3.1 Потенциал развития НУ «Музей автомотостарины» в контексте автомобильной культуры региона………………………………………………………..
3.2 Проблемы и перспективы существующей системы менеджмента НУ «Музей автомотостарины» г. Владивосток………………..…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..……..
Список использованных источников………………………………………………..……
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
7 |
|
7 |
|
10 |
|
14 |
|
17 |
|
23 |
|
33 |
|
62 |
|
62 |
|
67 |
Заключение…………………………………………………… |
84 |
Список использованных источников……………………………………………….. |
87 |
Приложение
А............................. |
92 |
Приложение
Б............................. |
102 |
Приложение В............................. |
105 |
Приложение Г............................. |
108 |
Приложение Д............................. |
109 |
Приложение Е............................. |
110 |
Введение
Обоснование выбора темы:
Владивосток является одним из крупнейших городов Дальневосточного округа, со своей развитой инфраструктурой и музейной сетью. Здесь находится один из самых необычных музеев России – «Музей автомотостарины» г. Владивостока. А необычен он в силу того, что является негосударственным учреждением.
Во время прохождения преддипломной практики на базе данного музея, был выявлен ряд недостатков в системе управления учреждением (менеджмента), ведущий за собой множество проблем, связанных, с низкой посещаемостью и получением недостаточного дохода от деятельности. Для решения этих проблем возникла необходимость разработки путей совершенствования существующей системы управления музеем.
Поэтому для написания дипломной работы была выбрана тема: Совершенствование музейного менеджмента (на примере НУ «Музей автомотостарины» г. Владивосток).
Актуальность темы:
С каждым годом растет количество учреждений культуры, появляются новые виды культурной деятельности. В настоящее время, предприятия культурной сферы не только сотрудничают между собой, но и активно конкурируют. Чтобы адаптироваться к условиям и требованиям, обусловленным переходом страны к рыночным отношениям, руководителям учреждений культуры, как и работникам других сфер, пришлось реагировать на изменения, менять тактику работы, совершенствовать, или разрабатывать новые методы управления предприятиями. Музеи не стали исключениями. Реакцией на изменившуюся ситуацию, стал переход от предложений обществу, того что считает важным музей, к тому чего хочет само общество. Для того, чтобы при таком раскладе не потерять себя, свое прямое назначение, разрабатывались множество мероприятий по переходу на новый уровень планирования и управления музеем.
В последнее время все чаще стали появляться музеи нового типа – негосударственные, частные музеи, что само по себе парадоксально, ведь даже в уставе ИКОМ (Международного совета музеев), музей определяется как постоянное некоммерческое учреждение [1]. Специфика работы и существования таких музеев, во многом отличается от особенностей государственных учреждений. Поэтому появляется необходимость разработки стратегий и по повышению эффективности управления, конкретно для музеев данного типа.
Историография:
На тему музейного менеджмента написано не так много работ. И в основном такие работы - это статьи и различные учебники и пособия.
Доктор технических наук Л. Е. Востряков рассматривал данную тему в своих статьях: «Менеджер музея на пороге нового века: поиски нового профессионализма» [2]; «Практика менеджмента. Директора музеев в новом тысячелетии» [3]; «Современный музейный менеджмент» [4].
Справочники по данной теме: «Модернизация музейной деятельности: Внедрение новых информационных технологий в экспозиционно-выставочную деятельность провинциального музея» А. В.Знаменский [5]; «Стратегия и тактика музейного менеджмента» А. С. Колупаева [6].
Учебные и практические пособия: Б Лорд, Г. Д Лорд «Менеджмент в музейном деле» [7]; В. Ю. Дукельский «Музеи. Маркетинг. Менеджмент» [8]; Г. Артс «Музей как единая команда»[9]; «Сильные и слабые стороны музеев» [10].
«Музей автомотостарины» находится в Приморском крае, поэтому необходимо учитывать особенности музейного дела в нашем крае. Несколько работ на данную тему, были написаны доктором исторических наук Е.А. Поправко. Монографии: «Музейное дело в Приморском крае (1941- 1985 гг.)» [11]; «Музейное дело в Приморском крае в условиях социально-экономических, политических, культурных трансформаций периода «перестройки» и рыночных реформ (1985 – 2000-е гг.)» [12]. Статьи: «Развитие музейного дела в Приморском крае: государственная политика и общественные инициативы» [13]; «Формирование музейной сети Дальнего Востока» [14]; «Фонд Р-1259 Государственного архива Приморского края как источник по истории музейного дела в Приморском крае (1953-1984 гг.)» [15]; «Электронные источники по истории музейного дела в Приморском крае» [16]; «Процесс реституции имущества религиозных организаций и музейное дело в Приморском крае» [17]; «Государственная политика в области музейного дела и охраны памятников и особенности ее реализации в Приморском крае (1985 г. - нач. ХХI в.)» [18]; «Музеи Приморья в годы войны» [19].
В отличие от музейного менеджмента, по теме музеологии и общей теории музейного дела, известно гораздо большее количество работ. В них рассматриваются общетеоретические проблемы, вопросы экспозиционной и фондовой деятельности. Например: И.В Дубов «Музееведение. Исторические и краеведческие музеи» [20]; Э.И Черняк «Музей и современные технологии» [21]; Т.Г. Богомазова «Информационно-экспозиционный комплекс в музее» [22]; В.Л. Янин «Российская музейная энциклопедия» [23]; А. Потапов «Музейный предмет и его эмоциональное восприятие» [24]; Э.А. Шулепова «Основы музееведения» [25]; Н.И. Решетников «Комплектование музейных фондов» [26]; Б.А. Столяров «Музейная педагогика: история, теория и практика»[27].
Таким образов мы видим, что работ на тему музейного менеджмента не так уж и много, и что в основном это статьи, учебные пособия и справочники. Отсюда следует, что проблема повышения эффективности музейного менеджмента мало изучена.
Цель выпускной квалификационной работы:
Изучить направления, и средства совершенствования музейного менеджмента НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока.
В соответствии с поставленной целью, определен круг исследовательских задач:
Объектом исследования является музейный менеджмент.
Предмет исследования – совершенствование музейного менеджмента (на примере НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока).
Хронологические и географические рамки:
Исследование проводилось на территории г. Владивостока и затрагивает период времени с 1989 г. (дата создания Клуба любителей автомотостарины) до наших дней.
Источниковая база исследования:
Данные документы отражают направления государственной политики РФ в области культуры и музейного дела, а так же основные положения деятельности НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока.
Методология исследования:
При практическом изучении деятельности НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока, были использованы такие методы, как наблюдение и опрос, которые позволили получить первичную информацию о предприятии и особенностях его функционирования.
При рассмотрении внутренней и внешней среды организации использовались методы анализа, синтеза и сравнения. Так же данные методы позволили провести анализ финансовой деятельности.
Историко-генетический метод дал возможность изучить свойства и функции деятельности НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока, как организации в процессе ее исторического развития
Типологический метод применялся при описании экспозиции «Музея автомотостарины», при рассмотрении музеев г. Владивостока по их профилю.
Так же при написании работы был использован метод атрибуции - метод, позволяющий выявлять присущие объекту признаки.
Научная новизна работы заключается в том, что изучению музейного менеджмента посвящено небольшое количество работ, и в них в должной степени не рассматриваются пути повышения эффективности музейного менеджмента, подходящие для современности. А те, немногие работы, в которых все-таки отражена данная тема, не содержат в себе рекомендаций по совершенствованию музейного менеджмента для музея нового типа - негосударственного музея.
Практическая значимость:
Данная работа послужит основой для проведения мероприятий по совершенствованию музейного менеджмента в НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Все главы сопровождаются выводами, в которых сформулированы и обобщены результаты исследования.
1 Специфика НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока как объекта управления
1.1 Музей автомотостарины:
история создания и общая
«Музей автомотостарины» г. Владивостока — единственный в России музей подобного типа, зарегистрированный в Союзе Музеев России на 1 января 2002 года [34].
Создание музея стало возможным благодаря творческому союзу коллективов Клуба любителей автомотостарины (директор — Шульжицкий Н. А.), компании «Гамма Лимитед» (директор — Владимиров В. А.), Приморского государственного музея имени В. К. Арсеньева (директор — Алексюк Г.А.) [35, c. 2].
Началось все в 1989 г., когда директор краевого музея им. Арсеньева Галина Александровна Алексюк пригласила любителей старинной автомототехники на организационное собрание клуба любителей автомотостарины. Галина Александровна выступила перед собравшимися с предложением о создании клуба. Одним из тех, кто поддержал ее идею, был Шульжицкий Николай Алексеевич. Официальная дата основания Клуба любителей автомотостарины (АМС) - 20 апреля 1990 г.
В августе 1990 г. состоялась первая выставка «Мотоциклы прошлых лет». В январе 1992 г выходит зарубежная публикация о Клубе: журнал «Motorrad Ciassik» (Германия). 5 марта 1993 г.- официальная презентация клуба АМС. Май 1993 г.- издан первый рекламный буклет клуба. В Феврале 1995 г.- Шульжицкий Н.А. становится членом Американского клуба антикварных автомобилей (ААСА) США. 9 мая 1995 г.- открылась стационарная выставка «Техника и время» в музее им. Арсеньева, посвященная 50-летию Великой Победы. 24 октября 1996 г.- совместно с администрацией Приморского края Клуб организует парад старинной техники на центральной площади Владивостока, посвященный столетию автомобильного транспорта России. 1 февраля 1997 г.- Клуб АМС обретает статус общественной организации. 28 июля 1997 г.- презентация коллекционного календаря «Техника и время», созданного на основе клубной коллекции. 20 сентября 1997г.- первый на Дальнем Востоке пробег старинной автотехники [35, c 5].
Информация о работе Проблемы и перспективы менеджмента НУ «Музей автомотостарины» г. Владивостока