Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Брянской области.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и задачи государственного регулирования, промышленную политику государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1 Государственное регулирование развития материального производства товаров и услуг
1.1 Сущность и задачи государственного регулирования материального производства
1.2. Государственный заказ и сфера его применения
1.3 Государственная промышленная политика
Глава 2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.2 Способы финансового оздоровления предприятий
2.3 Инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования
Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
3.2 Краткая экономическая характеристика растениеводства Брянской области

Вложенные файлы: 1 файл

аывчя.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Госзаказ на подрядные работы формируется  государственным заказчиком на выполнение подрядных работ для государственных  нужд. В состав госзаказа входит: возведение объектов, зданий и сооружений для государственных нужд, осуществление строительно-монтажных работ и строительно-ремонтных услуг для госучреждений и бюджетных организаций, строительство жилья.

На основе госзаказа  государственный заказчик заключает  с подрядными организациями (победившими  на конкурсе) государственные контракты на весь период строительства объектов. В контрактах отражаются: объемы и стоимость подлежащих выполнению работ; сроки их начала и окончания; порядок финансирования и оплаты работ; способы обеспечения исполнения обязательств сторонами.

Финансирование подрядных  строительных работ для удовлетворения государственных нужд осуществляется за счет средств федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ.

 

1.3 Государственная промышленная  политика

Промышленная политика - инструмент государственной стратегии развития региональной экономики, оптимизации отношений государства с хозяйствующими субъектами, регулирования рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях (отраслевом, межотраслевом, региональном, во внешних связях). Она должна периодически уточняться и обновляться с учетом изменений в экономике страны, во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве [29 стр. 278].

Как свидетельствует  мировой опыт, промышленная политика особенно необходима в переходные периоды, например при переходе к рыночной экономике. Она нужна и традиционно рыночным индустриально развитым странам в условиях процессов либерализации и глобализации мировой экономики.

Промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса; повышению приспособляемости к объективным требованиям глобализации мировой экономики.

Промышленная политика опирается на механизмы, позволяющие  соединить интересы корпорации и  государства. Она проводится для хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм. Ее формирование и реализация - дело законодательной и исполнительной власти: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной. Они же вырабатывают конкретные меры поддержки промышленного производства.

На современном этапе  развития экономики страны целью  реализации государственной промышленной политики должен быть переход:

1. от приоритета ТЭК  к приоритетам обрабатывающей  промышленности, так как при сохранении  нынешних тенденций в добывающих отраслях будущие поколения могут лишиться невосполнимых природных ресурсов;

2. от устаревшей организации  производства к гибким производственным  системам, способным обеспечить  быстрое обновление продукции,  ее высокую конкурентоспособность;

3. от технологического  лидерства в сфере вооружений  любой ценой к росту конкурентоспособности  гражданской промышленности;

4. от пренебрежения  здоровьем человека к экологически  чистому и безопасному производству;

5. от заводов-комбинатов, функционирующих по принципу самообеспеченности, к развитию специализированных производств, позволяющих обеспечить конкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и на мировых рынках;

6. от самораспада НИОКР  к целенаправленной реструктуризации  отраслевой науки на основе социального заказа, сформированного в результате долгосрочного комплексного научно-технического прогноза [4 стр. 236, 278, 340 - 356].

Основой государственной  промышленной политики является решение  инновационно-технических проблем  экономического роста. Эти два аспекта тесно связаны. Проведение научных исследований, внедрение изобретения новых технологий требует значительных капиталовложений. Ограниченность последних в свою очередь диктует необходимость динамичного расширения масштабов инноваций сообразно требованиям научно-технического, управленческого и информационного прогресса.

Инновации основываются на многих направлениях деятельности - от выполнения НИОКР до технологической  подготовки производства и выпуска  новой продукции. При этом на разных этапах экономического развития приоритеты инновационной деятельности меняются.

В условиях переходного  периода государственная инновационная  политика должна предусматривать следующее.

Во-первых, развитие направлений, в рамках которых создается техника  новых поколений, обеспечивающая статус России как ведущей технологической державы.

Во-вторых, сохранение стратегического  ядра инновационного потенциала на базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.

В-третьих, содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого инновационного бизнеса.

Различают продуктовые  и технологические инновации. Продуктовые  инновации преобладают в отраслях (машиностроение, легкая и медицинская промышленность, промышленность стройматериалов), в которых помимо технологического обновления производства значительную роль играют повышение качества, расширение ассортимента продукции и снижение зависимости от импортного сырья, материалов и полуфабрикатов. Технологические инновации преобладают в отраслях (топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, черная и цветная металлургия, пищевая промышленность), в которых определяющую роль играют технологии, обеспечивающие снижение материальных затрат в производстве.

Доля продуктовых инноваций  намного выше, чем технологических, о чем свидетельствуют данные табл. 1.1.

Таблица 1.1 Структура  и динамика инновационной активности в промышленности, %

 

Год

Доля предприятий, осуществляющих инновации в последние 1,5 года

Продуктовые инновации

Технологические инновации

 

1996

58

31

27

 

1997

62

38

24

 

1998

60

38

22

 

1999

63

46

17

 

2000

62

41

21

 
         

 

В структуре затрат на инновации 60% составляют затраты на технологическую подготовку производства и закупку оборудования. На долю НИОКР, обеспечивающих научные заделы инноваций, приходится менее 17%; на маркетинговые исследования - 1,6%; на подготовку персонала для работы по новым технологиям - 0,6% общих затрат на инновации [7 стр. 150 - 152].

Эффективность затрат на инновации характеризуют данные таблицы 1.2.

Таблица 1.2 Эффективность  затрат на инновации

 

Затраты, %

Выпуск продукции, %

Эффективность руб./руб. затрат

 

На технологические  инновации

На поддержание основных фондов

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной

Доля продукции, выпускаемой  по традиционным технологиям

Инновационная продукция

Продукция, выпускаемая  по традиционным технологиям

 

3,2

96,8

19,7

80,3

6,16

0,83

 
             

Таким образом, в расчете на 1 руб. затрат инновационная деятельность обеспечивает объемы выпуска продукции в 7,4 раза больше, чем при ее производстве по традиционным технологиям.

Главная задача государственного регулирования в  сфере научного и технологического развития - создание благоприятных  экономических условий для инновационной и инвестиционной деятельности, расширение косвенного регулирования, в рамках которого необходима увязка налоговой и финансово-кредитной политики. Прямая государственная поддержка возможна только для фундаментальной науки и весьма ограниченного количества технологий - их отобрано около 70. Попытки реализовать за счет бюджетных средств широкий круг амбициозных программ чреваты опасностью выбора и финансирования ложных инновационных приоритетов.

Государство выбирает приоритетные направления развития науки, формирует и реализует научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из федерального бюджета, управляет научными организациями федерального значения.

Масштабы и  эффективность инновационной деятельности в основном определяются степенью достаточности финансирования. Принятым в 1996 г. Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» установлено, что «средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 4% расходной части федерального бюджета». Фактически на фундаментальные исследования и содействие НТП направлено в 1998 г. лишь 2,2%, а в 1999 г. - 2% расходной части федерального бюджета основным источником (65 - 70%) финансирования инновационной деятельности стали собственные средства предприятий.

Сегодня в России государственные расходы на научные  исследования составляют всего 0,32 ВВП  при пороговом значении этого  показателя с позиций экономической безопасности страны 2%. В развитых странах, например в США, государственные расходы на науку достигают 3% ВВП.

Преодоление кризиса  науки, губительного для российской экономики, распада всей сферы НИОКР  невозможно без государственной поддержки. Выработаны следующие направления государственного регулирования инновационной сферы.

1. Усиление  налогового стимулирования НИОКР,  которое в рыночной экономике  имеет ряд преимуществ по сравнению  с бюджетными субсидиями. Возможны  следующие виды налоговых льгот: уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР, скидки с суммы начисленного к выплатам налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР; уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику; особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований (как правило, в университетах) и для НИОКР силами малого и среднего бизнеса.

2. Усиление  роли государственного заказа  на научно-техническую продукцию как одного из главных инструментов инновационной политики. По мере финансовой стабилизации и выхода страны из экономического кризиса доля госзаказа по выполнению рисковых (венчурных) проектов должна быть доведена до 30 - 50% в бюджетах наукоградов.

3. В структуре федерального и регионального бюджетов наряду с фондом развития целесообразно создать государственный инновационный фонд для целевого льготного финансирования наиболее приоритетных крупных исследований и разработок. Фонд должен быть наделен широкими полномочиями по государственной поддержке инноваций по всему циклу - от научной идеи до ее продвижения в форме завершенного научно-технического проекта или интеллектуальной собственности на рынок.

4. На государственном  уровне для методического и  информационного обеспечения выбора приоритетных инноваций намечено создание системы мониторинга и прогнозирования технологического потенциала сферы НИОКР. В качестве одного из ее элементов может служить постоянно обновляющийся банк данных научно-технических разработок, НИОКР, наукоемких технологических проектов. Банк данных НИОКР может использоваться не только как источник информации, но и для обоснования госзаказа на НИОКР, выдачи рекомендаций на закупку импортного оборудования в случае отсутствия конструкторских заделов по соответствующим направлениям.

5. Повышение  роли рыночной конкуренции в  сфере разработки и производства  научной продукции путем проведения  широкого конкурса среди наиболее  эффективных НИОКР при обязательном  государственном финансировании  приоритетной части отобранных работ. Иначе говоря, речь идет о так называемом принципе «стартовых денег», которые получили широкое распространение в Японии.

6. Расширение  внебюджетных источников финансирования  научных исследований. Для этого  необходимо усилить стимулирование инновационной активности частного сектора (финансово-промышленных групп, коммерческих банков, объединений и других хозяйствующих субъектов), заинтересованного в коммерческих результатах НИОКР. В России 90% научных расходов покрывается за счет средств федерального бюджета. В развитых странах до 2/3 расходов по выполнению НИОКР приходится на предпринимательский сектор.

7. Развитие  коммерциализации деятельности  городов-наукоградов и отраслевых  научно-технических центров. Это  позволит в будущем (к 2015 г.) основную часть их доходов формировать за счет создания ниш на рынках инноваций и информационных технологий. Кроме этого, коммерциализация деятельности научных центров будет способствовать адаптации науки к рыночным условиям, становлению новых методов государственной инновационной политики.

8. Расширение  международного сотрудничества  в сфере НИОКР. Ни одна страна  мира не осваивает весь спектр  исследований и разработок по  всем направлениям НТП. Одна  из наиболее динамичных форм  научно-технической кооперации - создание международных альянсов. Сотрудничество и взаимозависимость стали средством для разделения растущих издержек и риска нововведений, а также для концентрации необходимого потенциала знаний в процессе разработки новой продукции.

В структурно-отраслевом содержании промышленной политики выделяются три основные группы отраслей [27 стр. 113 - 119].

1. Экспортоспособные  отрасли топливно-сырьевого сектора  (нефтегазовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти металлургия и электроэнергетика).

Информация о работе Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области