Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является выявление взаимодействия муниципальных органов власти с предприятием, и их роль в планировании, прогнозировании и обосновании инновационных проектов.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления инновационной деятельности;
- изложить сущность планирования, прогнозирования и обоснования инновационного проекта;
- описать методы государственного воздействия в области инновационной деятельности;
- дать экономическую характеристику рассматриваемого предприятия ОАО «Лакт»;
- проанализировать инновационный проект;
Введение....................................................................................................................4
1 Роль муниципальных органов власти в прогнозировании, планировании и обосновании инновационных проектов................................................................ 7
1.1 Инновационная деятельность на региональном и муниципальном уровнях.............................................................................................................................. 7
1.1.1 Научно-техническая и инновационная деятельность, её сущность.......7
1.1.2 Государственная инновационная политика и её особенности.............15
1.1.3 Практические аспекты инновационной деятельности Алтайского края.......................................................................................................................... 22
1.2 Прогнозирование, планирование и обоснование инновационного проекта...............................................................................................................................28
1.2.1 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации…………………………………………………………………………………28
1.2.2 Сущность и принципы планирования инноваций.................................31
1.2.3 Обоснование инновационного проекта .................................................34
1.3 Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности………….................................................................................................35
2 Развитие инновационной деятельности на примере ОАО «Лакт» ................38
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия..............38
2.2 Условия функционирования предприятия и развития инновационной деятельности............................................................................................................49
2.3 Инновационная деятельность предприятия…………………………......58
3 Взаимодействие муниципальных органов власти и предприятия в вопросах прогнозирования, планирования и обоснования инновационных проектов.............................................................................................................................63
3.1 Направление (нововведение) совершенствования планирования сбытовой деятельности в организации………………………………………………...63
3.2 Влияние муниципальных органов власти на инновационные предприятия………………………………………………………………………………...74
Заключение..............................................................................................................79
Список использованной литературы...............
Рис.1.1 Системные свойства инновационных процессов.
Осуществление инновационной политики в целом предполагает:
1 разработку планов и программ инновационной деятельности;
2 наблюдение за ходом разработки инновации и ее внедрением;
3 рассмотрение проектов разработки инновации;
4 проведение единой инновационной политики;
5 координацию инновационной деятельности в функциональных и производственных подразделениях;
6 обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами;
7 обеспечение разработки инновации квалифицированными кадрами;
8 создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от цели до внедрения инновации.
Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки.
Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.
Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, именно инновации способствуют открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних [1, c. 135].
1.1.2 Государственная инновационная политика и её особенности
На наш взгляд, на уровне региона не имеет смысла разграничивать научно-техническую и инновационную политику, как это сделано на федеральном уровне. Концепция научно-технической и инновационной деятельности, утвержденная в виде правового акта в установленном законом порядке, должна определить организационные, правовые и экономические условия научно-технической и инновационной деятельности, обосновать отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти региона, и быть направлена на создание условий развития и функционирование субъектов инновационной деятельности на территории региона. При этом необходимо соблюсти правовые отношения между законодательствами различного уровня, непротиворечивость местным законам и соответствие основным направлениям социально-экономического развития региона. Концепция должна стать логическим развитием идей, подходов, механизмов осуществления и системы мер, провозглашенных и осуществляемых в рамках Федерального Закона “О науке и государственной научно-технической политике”, “Концепции инновационной политики РФ на 1998 – 2000 годы” и Законов региона о промышленной политике и инвестиционной деятельности. Ниже представлен полный текст модельной концепции, который может быть скорректирован в соответствии со спецификой проблем и перспектив развития региона [8, c. 42].
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, c опосредующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для современных компаний.
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании начинают с поиска и вложения финансовых ресурсов. Специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых двенадцати оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. Отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, а может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал [29, c. 43].
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина).
Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства [11, c. 86].
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам:
- государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
- в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
- государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
- фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
- государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов [9, c. 82].
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
- в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
- вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
- третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Инновационная политика — явление недавнее, и само это понятие в нашем обществе лишь обретает, и довольно робко, права «гражданства». Обычным было употребление терминов «научная политика», т.е. политика государства, в области науки (соответствует английскому science policy) и «научно-техническая политика». Очевидно, что последняя близка к инновационной политике. Получение инновационного продукта завершает процесс научных исследований и разработок; и на сам этот процесс, и на использование его результатов государство могло влиять в рамках научно-технической политики.
Поэтому инновационная политика либо вовсе не выделялась из научно-технической, либо рассматривалась как ее ответвление. С другой стороны, поскольку результат научно-технических разработок, обретая статус инновации, включается в рыночные отношения в качестве товара, то проблемы нововведений входят в вопросы и экономической политики. В советской экономике предприятие обязательно имело план по модернизации, но с «внедрением» созданных наукой инноваций дело обстояло плохо. А в 1990-е гг. положение стало еще хуже. Появились другие заботы. В принятом в 1996 г. законе «О науке и государственной научно-технической политике» инновационная политика как самостоятельное направление политики государства не выделяется, а стимулирование инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне, создание организационных структур для развития этой деятельности отнесено к ведению научно-технической политики.
Зачем же потребовалось выделение инновационной политики в самостоятельное направление целенаправленной деятельности государства и его институтов по регулированию инновационных процессов, наряду с научно-технической, экономической, культурной политикой? Видимо, ответ на этот вопрос следует искать как в основаниях современной цивилизации в целом, так и в конкретных обстоятельствах истории последних десятилетий.
Действительно, когда в послевоенный период для экономически развитых стран обозначились перспективы перехода к постиндустриальному обществу, опирающемуся на наукоемкое производство, являющееся первым потребителем генерируемых наукой новых высоких технологии, государственная поддержка инновационного процесса стала одним из направлений политики всех экономически развитых стран. Это и нашло свое воплощение в инновационной политике государства, выполняющей интегративную функцию, поскольку она направлена на объединение в единый комплекс научно-технической и производственной сфер в деле создания и применения в производстве новых технологий, а также производства самого инновационною продукта [14, c. 147].
Инновационная политика внутренне связана с научно-технической (или технологической), и провести между ними четкую грань не всегда возможно. Существо последней как раз и состоит в обеспечении условий для создания продукта, способного стать инновацией. Инновационная политика в принципе шире научно-технической и как бы включает ее в себя, так как охватывает сферу не только создания инновационного продукта, но и его коммерциализации, производственного применения. Когда инновационная политика еще не сформировалась, обычно научно-техническая и (или) экономическая вторгаются в ее компетенцию, берут на себя решения ее задач и выполнение некоторых ее функций. Но в нынешних российских условиях их разграничение оправдано практическими потребностями инновационного развития, и в первую очередь использованием интегративных возможностей инновационной политики.
Появляется действенный фактор преодоления традиционной нестыковки науки и производства, установления между ними прочных и устойчивых взаимосвязей на основе коммерциализации научно-технических разработок. И это лишь одна из функций инновационной политики.
Перетекание инновационного продукта из научно-технической сферы в производство, а оттуда в сферу потребления — опять производственного или непроизводственного — опосредствовано рынком. Перед новыми производителями продукт также должен находить платежеспособный спрос, и рынок — показатель его наличия или отсутствия. Успешная инновационная деятельность не только удовлетворяет запросы рынка, но отчасти их и формирует. Регулирование рынка инновационной продукции является одним из важных аспектов инновационной политики. Однако последней приходится сталкиваться здесь и с более сложными ситуациями. Дело в том, что инновационная деятельность в условиях рыночной экономики протекает в конкурентной среде и фирма, создавшая новую технологию, вовсе не стремится поделиться ею со своими конкурентами. Поэтому «широкие сегменты индустриальных рынков фактически закрыты». Кроме того, «открытого рынка нет по многим продуктам и технологиям.
Итак, политика государства в любой области определяется интересами, обстоятельствами и возможностями. Соответственно, оно может способствовать развитию какого-то явления, например, науки, тормозить или корректировать процесс в том или ином направлении. Как уже отмечалось, ныне во всех экономически развитых странах поддержка инновационной деятельности, создание для нее благоприятных условий стали приоритетом государственной политики [7, c. 287].
Отличительной особенностью инновационной политики является органичная связь с долговременной, рассчитанной на перспективу стратегией государства. Инновационный продукт представляет определенную экономическую ценность. Но его значение выходит за чисто экономические рамки. Он является козырной картой в политической игре транснациональных корпораций, кампаний, фирм. Чтобы завоевать рынок или хотя бы удержаться на нем в условиях конкуренции и получить прибыль, они вынуждены рисковать и проводить инновационную политику. И перед политикой государства появление прежде всего крупных новаций поднимает вопрос: зачем они нужны, каковы будут последствия их распространения? Они всегда открывают какие-то отсутствовавшие ранее или скрытые возможности развития, и политика нуждается в их оценке, чтобы определить к ним свое отношение и выработать соответствующую линию поведения. Эту мысль хорошо иллюстрирует появление персональных компьютеров. Япония стала одним из лидеров в области информационных технологий, поскольку была произведена своевременная оценка их значения и выработана перспективная инновационная политика.